Нижегородский авиазавод "Сокол", известный в прошлом производитель самолетов МИГ, как, впрочем, и все предприятия ВПК, переживает нелегкие времена. Ни в одну из крупных российских авиастроительных корпораций он не вошел и остался, как говорится, в автономном плавании. Оборонный заказ отсутствует здесь уже 4 года. Отчасти выручает экспорт, в первую очередь программа модернизации самолетов МИГ-21 для Индии. Платежи по этому контракту, а также продажа Эритрее учебно-боевого самолета МИГ-29УБ позволили заводу в прошлом году увеличить выручку на 36,4 процента, причем более 68 процентов дохода было получено за счет экспорта. Однако из-за финансового кризиса и недозагрузки мощностей по итогам года завод получил 943,7 млн. рублей убытков. Персонал предприятия пришлось сократить почти на 1.600 человек, в этом году сокращают еще около 2.400. Как выживать в этих условиях?
На госзаказ у "Сокола" надежд больше нет. Завод пытается освоить выпуск для коммерческих целей нескольких небольших гражданских самолетов, в первую очередь М-101Т "Гжель". Главная же надежда остается на экспорт военной техники.
К началу реформ завод "Сокол" выпускал учебно-боевые "спарки" МИГ-29УБ и истребитель ПВО МИГ-31. Когда закупки для отечественных ВВС прекратились, специалисты завода решили модернизировать имеющиеся машины для иностранных заказчиков. И весьма успешно. Первой заработала программа "Копье" по модернизации истребителей МИГ-21 (около 1.500 этих машин стоит на вооружении в 30 странах мира). На старый самолет поставили новое вооружение и бортовое оборудование, в результате чего увеличилась боевая мощь и другие характеристики машины. Для небогатых стран весьма заманчиво всего за 4-5 млн. долларов (приблизительно столько стоит модернизация) получить вполне отвечающий современным требованиям истребитель.
Первый контракт на сумму более 300 млн. долларов заключили в 1996 году с Индией на модернизацию 125 самолетов. В этом году первые два модернизированных для Индии самолета успешно прошли летные испытания с боевыми стрельбами, вскоре начнется поставка в Индию комплектующих и снаряжения для остальных 123 машин.
По словам генерального директора АО "Сокол" Василия Панкова, эти поставки позволят решить многие финансовые проблемы завода, а успешные испытания позволят ускорить заключение новых контрактов на модернизацию самолетов МИГ-21. Уже не первый год "Сокол" ведет переговоры с Вьетнамом, Болгарией, Эфиопией, Алжиром и другими странами. После отмены эмбарго ООН в отношении Ливии появилась возможность предложить программу модернизации и ей.
На Ливию возлагаются и надежды как на первого зарубежного покупателя истребителя МИГ-31. Российские ВВС эту машину больше не заказывают, и "Сокол" разработал экспортный вариант, а теперь хочет его модернизировать. МИГ-31 может барражировать в воздухе до 7 часов, одновременно обнаруживать и сопровождать до 12 целей. 4 таких самолета обеспечивают воздушное прикрытие 1.000-километрового фронта, самолет может также использоваться и для целеуказания тактическим истребителям.
Не забыт и МИГ-29УБ. 80 таких машин стоят на вооружении ВВС зарубежных стран и уже нуждаются в модернизации. В этом году при поддержке АНПК "МИГ" и ГК "Росвооружение" "Сокол" впервые представил на авиасалоне в Ле Бурже летный образец модернизированного МИГ-29УБ - МИГ-29УБТ. Вооружение новой машины существенно усилено. Сейчас специалисты завершают доработку его технических характеристик для продвижения на экспорт.
Особый разговор о современном учебно-тренировочном самолете Як-130. Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" с нетерпением ждет, когда правительство согласует схему финансирования российско-итальянского проекта создания учебно-тренировочного самолета Як-130/АЕМ. С этим масштабным проектом завод связывает свое будущее. Потенциальный спрос в мире на этот самолет оценивается более чем в 1.200 единиц при цене одной машины более 10 млн. долларов. Такая программа вполне смогла бы вытянуть завод из нынешнего кризисного состояния.
УТС Як-130 (его летный образец демонстрировался на последнем авиасалоне в Ле Бурже) был разработан ОКБ им. Яковлева для российских ВВС и планировался к производству на заводе "Сокол", но денег на это не нашлось. Как, кстати, не нашлось их и для конкурента Як-130 - МИГ-АТ. Перспективной машиной заинтересовался итальянский авиастроительный концерн "Аэрмакки" и два года назад подключился к ее доработке под западное оборудование. Совместный самолет называется теперь Як-130/АЕМ. Стоимость создания производства, изготовления и испытаний опытных образцов партнеры определили в 200 млн. долларов. Итальянцы половину этой суммы уже внесли с помощью своего правительства, у российской стороны, как водится, - финансовые проблемы, которые тормозят весь проект.
Итальянское правительство и "Аэрмакки" согласились на финансирование проекта в счет долга России перед Италией, который составляет 62 млн. долларов. Теперь слово за российской стороной. Остальные 40 млн. "Сокол" надеется получить у коммерческих банков под гарантии российского правительства, если оно таковые даст.
Проблема в том, что в случае реализации данной схемы, "Аэрмакки" становится полным владельцем всей конструкторско-технологической документации по проекту, то есть фактически Россия за долги отдаст Италии право производства перспективного самолета. Сейчас российская сторона пытается добиться передачи документации за гораздо большую, чем 62 млн. долларов, сумму. Другой вариант решения проблемы: уговорить итальянцев расплатиться с ними после начала продаж самолета, что позволило бы сохранить права российского разработчика.
Впрочем, и в случае, если Як-130 станет итальянским, проиграют в основном разработчик - ОКБ Яковлева и национальный престиж России. "Сокол" уверен, что все равно будет участвовать в проекте, хотя бы потому, что производить самолет или хотя бы его основные узлы в России гораздо дешевле, чем в Италии. Выпуская по 50 машин в год, завод обеспечил бы работой 10 тысяч человек - почти столько же, сколько на нем осталось сейчас.
Как известно, пробиться на мировой рынок вооружения российским предприятиям ВПК тяжело. Здесь "Сокол" рассчитывает на поддержку государства: если у него нет денег на оснащение своих ВВС, пусть хотя бы поможет заработать их в других странах и тем самым сохранит мощнейшую научную и производственную базу до лучших времен.