С 17 по 22 августа нынешнего года в небольшом подмосковном городе Жуковском наверняка яблоку будет негде упасть, а небо расколется ревом десятков реактивных двигателей. Сегодня здесь заканчиваются последние приготовления к открытию одного из самых представительных в мире смотров летающей техники - четвертого Международкого авиационно-космического салона (МАКС-99). Об этом событии рассказывает президент оргкомитета салона известный летчик-испытатель, космонавт-испытатель. Герой России Магомед Толбоев.
- Насколько мне известно, Россия в Жуковском в очередной раз собирается удивить мир. Страна, высокотехнологические отрасли которой за рубежом уже не раз не только отпели, но и похоронили, собирается на МАКС-99 показать немало новинок?
- Давайте сначала определимся, что за событие там будет в августе. А будет, по сути дела, последний в этом тысячелетии крупный международный смотр авиационной и космической техники, можно сказать, подведение итогов вековой деятельности человечества в этой области. Приедут представители организаций и фирм 25 стран. Объединенными национальными стендами, в частности, будут представлены Германия, США и Франция. Ждем не менее 80 тысяч специалистов, представляющих деловые авиационные круги, и не менее полумиллиона зрителей.
Мы выставим в Жуковском все новейшие разработки последних лет. Среди них Ил-96Т, который недавно получил американский сертификат, самолет-амфибия Бе-200, пассажирские Ту-334, Ту-204, Ил-114, Ил-103, вертолеты Ка-60, Ка-31, Ми-28Н. Покажем всю гамму модификаций боевых машин семейства "Су" и "МиГ".
Участников и гостей салона ожидает одна из самых больших в мире программ авиационных полетов. Зрелище будет высочайшего класса. Вот смотрите, сравнительные характеристики наших машин и лучших зарубежных. Истребители: по техническим характеристикам последние российские новинки Су-35, Су-27 КУБ, МиГ-29 CM, C-37 не уступают никому в мире, а по летным качествам и маневренности превосходят всех. В области транспортной авиации у наших Ан-124-100 и Ан-70 безусловный приоритет. Самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-103 - и тут у России неоспоримое преимущество..
Не исключено, что на летном поле зрители и специалисты увидят и два летательных аппарата, которые еще никогда и нигде не были представлены широкой публике. Вопрос этот решается в правительстве.
- Один из них, вероятно, тот самый многофункциональный фронтовой истребитель (МФК) нового поколения, вокруг которого минувшей зимой было столько шума? Поговаривали, что никакого нового самолета в действительности нет, а есть грандиозная мистификация с целью выколачивания бюджетных миллионов. Так существует МФИ или нет? И если да, то почему его первый полет, неоднократно откладываемый, так пока и не состоялся?
- Скажу как летчик-испытатель: есть в России такой самолет, и его, весьма вероятно, можно будет увидеть на МАКС-99. А что первый полет новейшего истребителя все откладывается - причина известна: денег нет.
- С НФИ разобрались. А вторая новинка?
- О ней, пока нет решения правительства, давайте умолчим.
- Хорошо, поговорим о другом. Организация авиакосмического салона - это дорого?
- Не так, как может показаться. У нас ведь есть главное - лучшее в Европе летное поле с практически не ограниченными возможностями показа натурных образцов техники. Многое специально для проведения таких выставок уже построено в прежние годы. Причем мы и тогда, и сейчас понимали, что денег у государства практически нет. Скажем, запланированных для проведения МАКС-99 из бюджета 2 миллионов долларов так пока в оргкомитете никто и не видел. А дело, несмотря ни на что, идет. Как? Вот, скажем, надо привести в порядок дороги. Средств нет. Однако есть ведь федеральные службы, которые обязаны дороги содержать, есть дорожный фонд. Моя задача - убедить чиновников, что это следует сделать именно в Жуковском и именно накануне открытия салона.
- И как, получается убеждать?
- Получается. Приходится, правда, проявлять напор, даже нахальство. Они ведь там, в правительстве, одну бумажку с этажа на этаж могут катать по десять дней. А для меня нет страха -. министр, замминистра. Приходилось и кулаком по столу бить: ты с Героем России разговариваешь или с кем?
- Кстати вы вовсе не похожи на свадебного генерала. Почему именно Толбоев, человек, несомненно, заслуженный, но не обладающий реальной властью, оказался во главе столь неподъемного дела, как организация в нашей стране международного авиакосмического салона?
- Все началось вовсе не с Жуковского. Первую выставку авиатехники я провел еще в конце 80-х у себя в Дагестане.
- В Дагестане?
- Ну да. Тогда уже на Северном Кавказе назревали сложные политические события, начиналось брожение, которое потом вылилось в чеченскую войну. И Дагестан оказался на грани. Я должен был убедить земляков отказаться от сепаратизма. Как мне, летчику, это сделать убедительнее? Решил показать дагестанцам нашу лучшую в мире боевую технику. Смысл такой: только в единой огромной стране мы способны создавать подобное. А отделимся - останутся в наших горах одни овцы. Так в 1989 году в Махачкалинском аэропорту и на ипподроме мы устроили демонстрацию истребителей Су-27, МиГ-29 и летающего танкера Ил-78. Тогда на своем истребителе осуществил мечту детства - пролетел над родным аулом, над тропами, которыми когда-то ходили я, мой отец. А когда приземлился, рулил по аэродрому с советским флагом. Очень получилось убедительно.
- А кого и в чем решили убеждать в Жуковском?
- Да поймите - не может Россия без собственного аэрокосмического салона. Мы ведь входим в тройку стран, которые одни только и способны делать любые самолеты и космические аппараты. Надо не просто рассказывать об этом - надо показывать людям. Чтобы гордились Россией. Ну, и иностранцам, конечно,- чтобы покупали. Кстати, попомните мои слова: через полтора-два десятка лет МАКС станет самым престижным аэрокосмическим салоном в мире. При всем уважении к традиционным мировым выставкам авиации во французском Ле Бурже и в английском Фарнборо потенциал наших конструкторов и авиастроителей несравненно выше. И за рубежом так думают. Не случайно число участников салона в Жуковском растет год от года.
-Для организации подобной выставки необходимо решение правительства. Тогда, o 1991 году, когда Жуковский впервые на своем аэродроме принимал гостей, какудалось пробить все бюрократические препоны?
- Ну, не один же я этим занимался. Ребята помогали - Толя Квочур, Леня Лобас, тоже летчики-испытатели, Герои России. А решила все встреча с Александром Руцким, когда тот был вице-президентом России. Он этой идеей загорелся. Вместе на вертолете облетели район будущей экспозиции. Распоряжение вице-президента и сдвинуло с места всю организационную махину. Между прочим, на собственные демонстрационные полеты мы не затратили ни копейки. Каждому испытателю для совершенствования техники пилотирования положено провести в воздухе определенное количество часов. Мы с Квочуром по одному такому полету экономили и совершали их во время выставки на глазах у зрителей.
- Теперь многое позади, международный авиакосмический салон в Подмосковье признан в мире и стал традиционным. Что дальше?
- Планов много. Один из самых важных хочу впервые обнародовать в «Труде». Оргкомитет готов предложить правительству и мэру Москвы Юрию Лужкову в июне следующего года провести в Жуковском глобальную выставку «Оружие России-2000». Она должна стать своеобразным смотром достижений нашей оборонки на пороге следующего тысячелетия. Привезти сюда все наши лучшие самолеты, танки, орудия, боевые машины. Показать их народу и миру. Ничего подобного не было ни у нас, ни за рубежом. Пора вспомнить, что в великой стране живут великие мастера.