Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Высокое небо


26 июля 1999 г. Сергей Сергеев, "Труд"


С 17 по 22 августа нынешнего года в небольшом подмосковном городе Жуковском наверняка яблоку будет негде упасть, а небо расколется ревом десятков реактивных двигателей. Сегодня здесь заканчиваются последние приготовления к открытию одного из самых представительных в мире смотров летающей техники - четвертого Международкого авиационно-космического салона (МАКС-99). Об этом событии рассказывает президент оргкомитета салона известный летчик-испытатель, космонавт-испытатель. Герой России Магомед Толбоев.

- Насколько мне известно, Россия в Жуковском в очередной раз собирается удивить мир. Страна, высокотехнологические отрасли которой за рубежом уже не раз не только отпели, но и похоронили, собирается на МАКС-99 показать немало новинок?

- Давайте сначала определимся, что за событие там будет в августе. А будет, по сути дела, последний в этом тысячелетии крупный международный смотр авиационной и космической техники, можно сказать, подведение итогов вековой деятельности человечества в этой области. Приедут представители организаций и фирм 25 стран. Объединенными национальными стендами, в частности, будут представлены Германия, США и Франция. Ждем не менее 80 тысяч специалистов, представляющих деловые авиационные круги, и не менее полумиллиона зрителей.

Мы выставим в Жуковском все новейшие разработки последних лет. Среди них Ил-96Т, который недавно получил американский сертификат, самолет-амфибия Бе-200, пассажирские Ту-334, Ту-204, Ил-114, Ил-103, вертолеты Ка-60, Ка-31, Ми-28Н. Покажем всю гамму модификаций боевых машин семейства "Су" и "МиГ".

Участников и гостей салона ожидает одна из самых больших в мире программ авиационных полетов. Зрелище будет высочайшего класса. Вот смотрите, сравнительные характеристики наших машин и лучших зарубежных. Истребители: по техническим характеристикам последние российские новинки Су-35, Су-27 КУБ, МиГ-29 CM, C-37 не уступают никому в мире, а по летным качествам и маневренности превосходят всех. В области транспортной авиации у наших Ан-124-100 и Ан-70 безусловный приоритет. Самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-103 - и тут у России неоспоримое преимущество..

Не исключено, что на летном поле зрители и специалисты увидят и два летательных аппарата, которые еще никогда и нигде не были представлены широкой публике. Вопрос этот решается в правительстве.

- Один из них, вероятно, тот самый многофункциональный фронтовой истребитель (МФК) нового поколения, вокруг которого минувшей зимой было столько шума? Поговаривали, что никакого нового самолета в действительности нет, а есть грандиозная мистификация с целью выколачивания бюджетных миллионов. Так существует МФИ или нет? И если да, то почему его первый полет, неоднократно откладываемый, так пока и не состоялся?

- Скажу как летчик-испытатель: есть в России такой самолет, и его, весьма вероятно, можно будет увидеть на МАКС-99. А что первый полет новейшего истребителя все откладывается - причина известна: денег нет.

- С НФИ разобрались. А вторая новинка?

- О ней, пока нет решения правительства, давайте умолчим.

- Хорошо, поговорим о другом. Организация авиакосмического салона - это дорого?

- Не так, как может показаться. У нас ведь есть главное - лучшее в Европе летное поле с практически не ограниченными возможностями показа натурных образцов техники. Многое специально для проведения таких выставок уже построено в прежние годы. Причем мы и тогда, и сейчас понимали, что денег у государства практически нет. Скажем, запланированных для проведения МАКС-99 из бюджета 2 миллионов долларов так пока в оргкомитете никто и не видел. А дело, несмотря ни на что, идет. Как? Вот, скажем, надо привести в порядок дороги. Средств нет. Однако есть ведь федеральные службы, которые обязаны дороги содержать, есть дорожный фонд. Моя задача - убедить чиновников, что это следует сделать именно в Жуковском и именно накануне открытия салона.

- И как, получается убеждать?

- Получается. Приходится, правда, проявлять напор, даже нахальство. Они ведь там, в правительстве, одну бумажку с этажа на этаж могут катать по десять дней. А для меня нет страха -. министр, замминистра. Приходилось и кулаком по столу бить: ты с Героем России разговариваешь или с кем?

- Кстати вы вовсе не похожи на свадебного генерала. Почему именно Толбоев, человек, несомненно, заслуженный, но не обладающий реальной властью, оказался во главе столь неподъемного дела, как организация в нашей стране международного авиакосмического салона?

- Все началось вовсе не с Жуковского. Первую выставку авиатехники я провел еще в конце 80-х у себя в Дагестане.

- В Дагестане?

- Ну да. Тогда уже на Северном Кавказе назревали сложные политические события, начиналось брожение, которое потом вылилось в чеченскую войну. И Дагестан оказался на грани. Я должен был убедить земляков отказаться от сепаратизма. Как мне, летчику, это сделать убедительнее? Решил показать дагестанцам нашу лучшую в мире боевую технику. Смысл такой: только в единой огромной стране мы способны создавать подобное. А отделимся - останутся в наших горах одни овцы. Так в 1989 году в Махачкалинском аэропорту и на ипподроме мы устроили демонстрацию истребителей Су-27, МиГ-29 и летающего танкера Ил-78. Тогда на своем истребителе осуществил мечту детства - пролетел над родным аулом, над тропами, которыми когда-то ходили я, мой отец. А когда приземлился, рулил по аэродрому с советским флагом. Очень получилось убедительно.

- А кого и в чем решили убеждать в Жуковском?

- Да поймите - не может Россия без собственного аэрокосмического салона. Мы ведь входим в тройку стран, которые одни только и способны делать любые самолеты и космические аппараты. Надо не просто рассказывать об этом - надо показывать людям. Чтобы гордились Россией. Ну, и иностранцам, конечно,- чтобы покупали. Кстати, попомните мои слова: через полтора-два десятка лет МАКС станет самым престижным аэрокосмическим салоном в мире. При всем уважении к традиционным мировым выставкам авиации во французском Ле Бурже и в английском Фарнборо потенциал наших конструкторов и авиастроителей несравненно выше. И за рубежом так думают. Не случайно число участников салона в Жуковском растет год от года.

-Для организации подобной выставки необходимо решение правительства. Тогда, o 1991 году, когда Жуковский впервые на своем аэродроме принимал гостей, какудалось пробить все бюрократические препоны?

- Ну, не один же я этим занимался. Ребята помогали - Толя Квочур, Леня Лобас, тоже летчики-испытатели, Герои России. А решила все встреча с Александром Руцким, когда тот был вице-президентом России. Он этой идеей загорелся. Вместе на вертолете облетели район будущей экспозиции. Распоряжение вице-президента и сдвинуло с места всю организационную махину. Между прочим, на собственные демонстрационные полеты мы не затратили ни копейки. Каждому испытателю для совершенствования техники пилотирования положено провести в воздухе определенное количество часов. Мы с Квочуром по одному такому полету экономили и совершали их во время выставки на глазах у зрителей.

- Теперь многое позади, международный авиакосмический салон в Подмосковье признан в мире и стал традиционным. Что дальше?

- Планов много. Один из самых важных хочу впервые обнародовать в «Труде». Оргкомитет готов предложить правительству и мэру Москвы Юрию Лужкову в июне следующего года провести в Жуковском глобальную выставку «Оружие России-2000». Она должна стать своеобразным смотром достижений нашей оборонки на пороге следующего тысячелетия. Привезти сюда все наши лучшие самолеты, танки, орудия, боевые машины. Показать их народу и миру. Ничего подобного не было ни у нас, ни за рубежом. Пора вспомнить, что в великой стране живут великие мастера.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer