Российские экипажи готовы перегнать Ту-160 с Украины в Россию.
Украина хочет передать России около десяти стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС в счет погашения задолженности за российский газ. Об этом заявил украинский министр обороны Александр Кузьмук. Он отказался назвать точную стоимость ракетоносцев, однако, по его мнению, она должна быть "значительно больше", чем 25 млн. долл. за каждую машину.
После распада СССР на украинских аэродромах Прилуки и Узин остались 19 Ту-160 и 21 Ту-95МС. Дальняя авиация России имеет на вооружении 6 Ту-160 и около 60 Ту-95МС. Еще 14 машин обоих типов находятся в испытательных частях ВВС РФ, в АНТК им. Туполева и на авиазаводах. В 1999 г. в бюджете МО РФ были найдены деньги на достройку одного из Ту-160, который находился в Казанском авиационном производственном объединении.
ВВС России активно используют стратегические ракетоносцы в учениях и продвигают программы оснащения их новыми видами как ядерного, так и обычного оружия (прежде всего речь идет о стратегической крылатой ракете Х-101). По мере ослабления региональных группировок ВМФ и фронтовой авиации именно дальняя авиация становится средством пресечения агрессии против России на удаленных театрах военных действий.
Руководство ВВС России никогда не оставляло надежды заполучить украинские самолеты, а также запасные части и вооружение к ним. В 1992 г. этого сделать не удалось. Дело доходило до блокирования взлетных полос, поскольку украинцы опасались, что самолеты будут буквально угнаны в Россию. Попытки решить проблему передачи самолетов путем переговоров в 1993-1996 гг. успехом также не увенчались, в основном из-за завышения украинской сторонойстоимости самолетов. Заметим, что запросы главкомата ВВС высшее политическое руководство России ранее поддерживало не очень активно. Анатолий Корнуков после назначения главкомом ВВС весной 1997 г. попытался вновь поднять этот вопрос, однако из администрации президента тогда последовало заявление, что возврата к рассмотрению судьбы Ту-160 и Ту-95МС не будет. Продолжались лишь переговоры о продаже запчастей (Россию прежде всего интересовали двигатели).
Потребовались новая балканская война и общее потепление российско-украинских отношений, чтобы президент России изменил позицию. По информации из военных кругов, Борис Ельцин 12 июня подписал документ, который согласовывает с украинской стороной передачу самолетов России. Содержание этого документа и его точное название неизвестны. Однако летчики и инженеры 22-й авиадивизии из Энгельса недавно на месте изучили техническое состояние Ту-160 и Ту-95МС и пришли к выводу, что значительная часть самолетов исправна и может быть перегнана в Россию. Более того, уже сформированы экипажи, которые готовы это сделать.
Похоже, проблема обсуждалась в ходе визита на Украину Сергея Степашина, который сделал туманное заявление о том, что стратегических бомбардировщиков у России станет больше. Вместе с тем последнее публичное предложение Александра Кузьмука позволяет предположить, что окончательное решение проблемы цены самолетов еще не найдено. Конечно, стоимость производства ракетоносцев, особенно Ту-160, намного превышает 25 млн. долл. (уступающий ему по ряду характеристик американский В-1В "тянет" на 74 млн. долл). Однако для Украины вопрос стоит так: либо она сможет, передав самолеты, компенсировать хоть какие-то долги за газ, либо останется один на один с проблемой утилизации бомбардировщиков, которую по Договору СНВ-1 надо завершить к 4 декабря 2001 г. Максимум, на что сможет рассчитывать при этом Киев, - это 8 млн. долл. от США на ликвидацию машин.
Как бы там ни было, сегодня Россия и Украина находятся в одном шаге от взаимовыгодного решения проблемы ракетоносцев. Оптимисты из ВВС рассчитывают, что самолеты сменят флаг уже в ближайшем месяце.