Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Виктор Ливанов: без поддержки государства на отечественном авиапроме можно поставить крест


28 июля 1999 г. Сергей Кузнецов, "Новые Известия"


Российский премьер Сергей Степашин начал свое знакомство с Америкой посещением заводов "Боинга" в Сиэтле. Там ему показали лайнер, на который американские самолетостроители уже нанесли эмблему "Аэрофлота". "Боинг" явно торопится на российский рынок. Как затрагивает это интересы российских авиастроителей? Чтобы разобраться в ситуации, наш корреспондент обратился к генеральному директору Авиационного комплекса им. С.В.Ильюшина, председателю совета директоров Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) Виктору Ливанову

- Что сейчас представляет собой Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина?

- Наш комплекс - открытое акционерное общество. В Москве располагается ОКБ, а в Жуковском - летно-испытательная база. Мы призваны разрабатывать, испытывать и сертифицировать наши летательные аппараты. По нашим чертежам сегодня работают два крупных авиационных завода. Первый - Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), которое производит самолеты типа Ил-96-300 полностью российской комплектации и самолет Ил-96-М/Т (Т - транспортный вариант, М - пассажирский, в котором примерно 50% комплектующих частей американские). Как известно, самолет Ил-96-Т 7 июля этого года получил сертификат летной годности Федерального авиационного управления США (FAA). Второй завод - Ташкентское авиационно-производственное объединение, которое выступает сейчас как государственное акционерное общество Республики Узбекистан. Там по нашей документации производят 2 типа самолетов - Ил-76, Ил-114 и их многочисленные модификации.

В декабре прошлого года правительство РФ выпустило указ о создании Межгосударственной авиастроительной компании им. С.В.Ильюшина, которая будет состоять из 3-5 подразделений.

Если говорить о численности сотрудников всего нашего тройственного объединения - в Москве заняты около 3 с половиной тысяч работников, в Воронеже - порядка 14 тысяч и примерно 18 тысяч в Ташкенте.

- Каковы объемы производства заводов комплекса?

- Вопрос довольно сложный. Во времена Советского Союза Воронеж производил ежегодно 10 самолетов типа Ил-96, Ташкент - примерно 60 самолетов типа Ил-76. И по своим потенциальным возможностям эти 2 завода могут выпускать сегодня даже больше машин. Однако сейчас они не производят практически ничего. Потому что дело не в том, чтобы произвести, а в том, чтобы суметь продать. За последние несколько лет мы смогли реализовать всего лишь 9 самолетов: 6 - "Аэрофлоту" и 3 -"Домодедовским авиалиниям". И все это происходит из-за того, что в России нет наработанной системы продаж самолетов, системы лизинга.

Сегодня 80% самолетов в мире продается по системе лизинга. Например, есть отечественная или зарубежная компания, которой нравятся наши самолеты. Мы предлагаем им самые выгодные условия сделки - наши самолеты относительно недороги (Ил-96-300 стоит примерно в два раза дешевле, например, "Боинга-777"), лизинговые платежи составят не более 900 тыс. долл. в месяц, кроме того, предоставляется рассрочка на 10 лет. Однако таких денег мало у кого есть в наличии. Необходим кредит. А наши коммерческие банки предоставляют дорогие и короткие кредиты, которые невыгодны потенциальным покупателям.

Я считаю, что в этих условиях только государство в состоянии поддержать свою авиапромышленность путем кредитования. Кстати, в мире это является общепринятой практикой. Например, Экспортно-импортный банк США финансирует или гарантирует до 85% кредитов покупателям американских самолетов, предоставляемых на срок до 12 лет под 6-8% годовых. Это одна из главных причин покупки нашими авиакомпаниями зарубежных лайнеров.

Мы сегодня проигрываем западным конкурентам не в технике, мы проигрываем в капитале. И если не будет разработана государственная система поддержки отечественного авиастроения, то на нем можно будет поставить крест. Без заказов заводы просто умрут.

- А прилагают ли ильюшинцы сами какие-то усилия в этом направлении?

- Да, конечно. Мы вместе с "Национальным резервным банком" разработали пакет нормативных документов, в котором предусматривается ряд мер, в том числе поддержка отечественного авиапрома, поддержка экспорта и лизинга. В феврале этого года мы направили этот пакет в Министерство экономики РФ. Совсем недавно эти документы с корректировками министерства поступили в правительство. Однако у меня нет уверенности, что тот пакет будет принят.

- В печати стали появляться данные о том, что лизинг западных машин нашими авиакомпаниями убыточен. Насколько они обоснованы?

- Обычная логика говорит о том, что взятие в лизинг любого западного самолета априори будет убыточным для российской компании. Например, "Аэрофлот", беря в лизинг зарубежный самолет, платит ставки в долларах. После 17 августа рубль упал по отношению к доллару в 4 раза. В это же время примерно на 30% сократились объемы перевозок, и сегодня они не поднимаются. "Аэрофлот" повысил цены, но не в 4, а в 1,5-2 раза. А платить-то все равно приходится в долларах. Западные самолеты в этих условиях становятся убыточными. Я сам летал в США на "Бо-инге-777": в салоне было человек 70, и это при том, что самолет вмещает 300 пассажиров.

Кроме этого от лизинга зарубежных машин явно страдает бюджет. Дело в том, что авиакомпании, желающие взять в лизинг иностранные лайнеры, добиваются льгот по импорту. Например, когда "Аэрофлот" взял в лизинг десять самолетов "Боинг-737", два "Боинга-777" и два А-310, освобождение от налоговых пошлин составило около 400 млн. долл. А месячные лизинговые платежи за эти все платежи - около 4 млн. долл. в месяц. С одной стороны, российский бюджет теряет эти деньги, с другой, мы с вами, летая на этих самолетах, платим наши российские деньги и обеспечиваем тем самым финансирование "Боингов".

Более того, с лизингом западных самолетов сложилась своего рода уникальная ситуация. Американское правительство обещало предоставить кредит в размере 1 млрд. долл. через свой Экспортно-импортный банк для финансирования поставок самолетов Ил-96-М/Т "Аэрофлоту" в обмен на отмену импортных пошлин на 12 самолетов "Боинг-737". Наше правительство свою часть договора выполнило. Что касается американской стороны, то она не предоставила кредит до сих пор.

- Российское правительство намерено рассмотреть вопрос о предоставлении "Аэрофлоту" льгот по импортным пошлинам на ввоз 4 самолетов "Боинг-767". Одновременно же идут переговоры о поставках этой компании нескольких Илов...

- Дело обстоит таким образом. Около года назад мы начали переговоры о передаче в лизинг "Аэрофлоту" 6 самолетов Ил-96-300. Эти машины в разной степени готовности стоят на заводе в Воронеже. Ил-96-300 находится в эксплуатации уже более 5 лет и прекрасно зарекомендовал себя. На первом этапе были, правда, проблемы с двигателем - его суточный налет составлял 7-8 часов. Однако впоследствии двигатель был доведен до ума, и сегодня его среднесуточный налет у летающих самолетов достигает 12-14 часов. Сейчас по своим экономическим и техническим показателям наш самолет не уступает "Боингу-767", а в том, что касается цены, существенно выигрывает у американского "коллеги".

Если сделка с "Аэрофлотом" будет все-таки заключена (а мы очень надеемся на это), заработает воронежский завод, который является, по сути дела, градообразующим предприятием Воронежа. В бюджет пойдут немалые средства. Авиастроители, а вместе с ними металлурги, химики, электронщики, словом, все, кто обеспечивает производство самолетов, получат работу.

- Если сделка состоится, когда "Аэрофлот" мог бы получить ильюшинские машины?

- Для сдачи в эксплуатацию воронежских Ил-96-300 нам потребуется 6 месяцев. Мы могли бы выпустить машины и через 2 месяца, но в ходе предварительных переговоров с "Аэрофлотом" нас попросили установить на лайнеры ряд дополнительного оборудования, что, естественно, займет некоторое время.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer