После демонстрации в Ле Бурже создателей российского самолета-амфибии Бе-200 завалили заказами.
Этот многоцелевой летательный аппарат обладает уникальными характеристиками, не имеющими аналогов в мире. Высокие технологии, применяемые в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе, позволили спроектировать и построить самолет-амфибию, по своим техническим данным не уступающий современным пассажирским воздушным судам аэродромного базирования.
При создании Бе-200 учитывался опыт конструирования и результаты испытаний самого большого реактивного самолета-амфибии А-40 "Альбатрос", на котором установлено 126 мировых рекордов. Создатели нового самолета уверены: его рекорды - еще впереди. Дальность беспосадочного полета этого "летающего корабля" - 4.600 километров, высота полета - до 8 тысяч метров, максимальная крейсерская скорость - 710 км в час. Управляемый экипажем из двух человек, Бе-200 может эксплуатироваться как с аэродромов, так и с внутренних водоемов и морских акваторий при высоте волны до 1,2 метра.
При всей своей универсальности эта модификация предназначена прежде всего для тушения лесных пожаров. Восемь водяных баков, расположенных под кабиной экипажа, способны вместить 12 тонн воды или огнегасящей жидкости. Жидкость не распыляется, а выбрасывается одной гигантской "каплей" на очаг возгорания, что дает больший эффект. Машина может быть использована для береговой охраны, патрулирования пограничной и морской экономической зоны, поисково-спасательных работ, а также для пассажирских перевозок (в обширном салоне самолета расположены 64 комфортабельных кресла).
Замученная проблемой массовых лесных пожаров, первой на изобретение таганрожцев отреагировала Федеральная лесная служба. Заместитель руководителя ЛФС Дмитрий Одиноков высказал намерение приобрести несколько десятков Бе-200. Помимо ЛФС виды на амфибию имеет и Министерство по чрезвычайным ситуациям. Заместитель министра Александр Москалец заявил о планах МЧС сформировать несколько смешанных эскадрилий из Бе-200 и вертолетов.
27 апреля собранный в Иркутском авиационном производственном объединении опытный образец Бе-200 перелетел из Иркутска в Таганрог, а еще через пару месяцев аппарат совершил перелет во Францию, чтобы принять участие в авиасалоне.
"Парижская Мекка" мировой авиакосмической индустрии в нынешнем году привлекла к участию 1.619 фирм и компаний. В программе демонстрационных полетов участвовало более 70 летательных аппаратов. А число посетителей выставки достигло 300 тысяч человек (включая более 100 тысяч специалистов и торговых представителей).
Когда подошло время демонстрационного полета Бе-200, русские запросили у организаторов салона "всего" 6 тонн воды, чтобы продемонстрировать сброс жидкости из баков.
- Где же мы возьмем такое количество воды? - недоумевали французы. - У нас во Франции вода дороже, чем вино. Давайте-ка лучше мы заправим ваши баки... шампанским...
Русские оценили французский юмор и посмеялись вместе с ними. Воду все же нашли, и пилоты под восхищенный рев многотысячной толпы три раза сбрасывали с высоты гигантскую "каплю". Как выяснилось, Бе-200 оказался единственным аппаратом нового поколения из "нестендовых" образцов - благодаря тому, что его создатели рискнули пригнать опытный образец, имеющий полетный стаж всего 26 часов в воздухе.
После самой массовой на салоне пресс-конференции - российской - специалисты из разных стран зачастили на экспозицию Бе-200. Интерес к нашему самолету проявили греки, французы, итальянцы, испанцы, специалисты фирм из стран Юго-Восточной Азии. Многие из них высказали желание сменить эксплуатируемый ими доселе французский "Канадейр" на более совершенную "амфибию - по-русски". Представители концерна "БМВ" предложили свои услуги в поставке двигателей для Бе-200. Заявки на приобретение самолета подали морская полиция Республики Корея и Народно-освободительная армия Китая. Привлек наш аппарат и эмиссаров туристического бизнеса. Ведь Бе-200 может с комфортом доставлять большую группу пассажиров практически в любую бухту.
Однако ближайший зарубежный заказ российские авиастроители смогут выполнить только через год после начала поставок самолета в МЧС и ФЛС. На внешнем рынке серийный Бе-200 будет реализовываться от 20 до 22 миллионов долларов в зависимости от комплектации.
Ну а французы в конце концов предложили таганрожцам на следующем авиасалоне, который состоится в Ле Бурже через два года, обеспечить топливом Бе-200 с тем расчетом, чтобы российский самолет совершил кругосветный перелет с посадками только на водную поверхность. Генеральный конструктор Сеннадий Панатов не против такого эксперимента.