Знаменитому КБ исполняется 60 лет.
Отличительный почерк авиаконструктора Павла Осиповича Сухого и его КБ - новаторство конструкторских и технологических решений. Каждый новыи самолет, будь то фронтовой бомбардировщик, истребитель или штурмовик, - это всегда новое достижение.
Конструкторский коллектив Сухою складывался постепенно начиная с 1930 г., когда его назначили начальником бригады № 4 КОСОС (Конструкторский отдел сектора опытного самолетостроения) ЦАГИ. С 1932 года он возглавляет бригаду № 3 ЦКБ ЦАГИ. До середины 30-х им были созданы двухмоторный пушечный истребитель ДИП (АНТ-29) и одномоторный истребитель И-14 (АНТ-31).
Вскоре Павел Осипович становится начальником конструкторского отдела на заводе № 156. Особая удача коллектива в этот период - рекордные самолеты РД (АНТ-25) и "Родина" (АНТ-37), на которых экипажи В.Чкалова, М.Громова и В. Гризодубовой совершили легендарные дальние перелеты. На базе этих машин были построены бомбардировщики ДБ-1 и ДБ-2.
В соответствии с постановлением СТО при СНК от 27 декабря 1936 года Сухому была поручена разработка одномоторного цельнометаллического скоростного дальнего штурмовика-разведчика под шифром "Иванов". К его проектированию приступили в феврале 37-го. Разработка проекта и постройка опытного образца заняли рекордно короткий срок - 6 месяцев. Самолет совершил первый полет 25 августа. К апрелю 1939 года прошла госиспытания третья опытная машина.
Постановлением КО при СНК СССР было решено внедрить в производство этот самолет, названный ББ-1. Сухой со всем КБ переводится на завод № 135 в Харьков. Он назначается главным конструктором и получает в распоряжение опытную базу. С этого дня создается юридически оформленное конструкторское бюро.
ББ-1 быстро запускается в серию, разрабатываются его модификации с различными моторами и вооружением. В декабре 1940 года самолет получил наименование Су-2. Здесь же создаются бомбардировщи-ки БВ-2 и ББ-3, начинается разработка бронированного штурмовика Су-6. На заводе строятся и два опытных образца высотного скоростного истребителя Су-1 и Су-3.
ББ-1 так успешно пошел в серию, что по просьбе Сухого весь коллектив ОКБ переводится в подмосковные Подлипки, где на базе КБ-29 организуется завод опытного самолетостроения № 289. Павел Осипович назначается главным конструктором, а с ноября - директором этого предприятия. Всего на различных заводах было выпущено 912 Су-2 различных модификаций, которые принимали активное участие в начале Великой Отечественной, под Сталинградом и на Курской дуге.
С середины 43-го Сухой занимается созданием новых машин Су-6 и Су-8. За двухместный Су-6 ему присуждается Сталинская премия 1-й степени. После войны ОКБ разрабатывает одноместные реактивные истребители Су-9, Су-11, Су-15 и Су-17. В 1949 году грянула хрущевская реформа авиации. ОКБ Сухого ликвидируется, а директор переводится на должность заместителя главного конструктора завода № 156, которым руководил А. Туполев.
В мае 1953 года Павел Осипович назначается главным конструктором ОКБ-1. На базе опытного самолета С-1 создается семейство серийных Су-7 и машины, полученные в результате глубокой модернизации, Су-17 (Су-20, Су-22). Они строились большими сериями, и наши ВВС получают на вооружение эффективный истребитель-бомбардировщик. А на основе Т-3 строится семейство истребителей-перехватчиков Су-9 и Су-11, Су-15 которые долгое время составляли основу истребительной авиации ПВО.
Первая опытная машина Т-6-1 поднялась в воздух в июле 1967 года. В дальнейшем на его основе построено семейство Су-24 - мощных ударных самолетов с самым современным бортовым автоматизированным прицельно-навигационным комплексом.
15 сентября 1975 года Сухого не стало. Его соратники и ученики продолжают строить уникальные боевые машины, которые производятся на Иркутском и Комсомольском-на-Амуре АПО.
Су-27 - одна из последних работ, которая велась под руководством Павла Осиповича. На этом самолете летчик-испытатель Виктор Пугачев выполнил свой непревзойдённый маневр "кобра", а эскадрилья "Русские витязи" демонстрирует его великолепные пилотажные свойства. На базе Су-27 разработаны корабельные истребители Су-33, Су-ЗЗКУБ, сверхманевренные многоцелевые истребители Су-ЗОМК, Су-37МР с уникальными двигателями, созданными на АО "А. Люлька-Сатурн". Идут испытания и отработка систем самолета пятого поколения С-37.
Всего в ОКБ Сухого создано более 100 типов самолетов, из которых около 50 выпускалось серийно. В обстановке экономического спада фирма переживает не лучшие времена. Разработчики сегодня способны загрузить отечественные серийные заводы перспективными самолетами, но они пока остаются невостребованными. Успешнее развивается военно-техническое сотрудничество с Индией и Китаем. Словом, у фирмы большое творческое и коммерческое будущее. А это значит, что у России на многие годы сохраняется возможность оснастить свою армию самой современной боевой авиационной техникой.