Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Над всей Россией чистое небо


30 июля 1999 г. Эрден Бернштейн, "Известия"


Кто его завоюет - "Боинг" с "Эрбас" или российская авиапромышленность.

Российское небо - это многие тысячи километров с запада на восток, тысячи километров с севера на юг. В таких регионах страны, как Север европейской части, Сибирь и Дальний Восток, воздушным транспортом выполняется около 50% пассажироперевозок. А есть огромные территории, особенно на северо-востоке страны, где не существует другого транспорта, кроме воздушного.

Сегодня это небо почти целиком занято самолетами отечественного производства - российскими авиакомпаниями эксплуатируются лишь 32 иностранных воздушных лайнера, да и те в основном на международных линиях. И принадлежит оно почти целиком отечественным перевозчикам, иностранные летают лишь в Моск-ву, Санкт-Петербург и некоторые крупнейшие региональные центры.

Но, похоже, в ближайшее время за российское небо и связанное с ним наземное пространство развернется ожесточенная война. За то, что она не началась раньше, надо сказать спасибо Госплану. Он так хорошо планировал, что советская промышленность успела до начала рыночной реформы выпустить в несколько раз больше самолетов, чем требовалось. Сейчас запас кончается. Уже в этом году потребуется списать не менее 70 машин, а начиная с 2001 года и по 2005-й нужно будет отправлять на слом по 200 машин в год. Через 10 лет выйдет из строя весь ныне эксплуатируемый самолетный парк - это многие тысячи машин. Кто сделает новые и кто их купит?

Производители

В мире есть только три центра - Россия, США и объединенная Европа, - имеющих научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной техники в широком спектре потребностей мирового рынка. В России разработаны и освоены в серийном производстве все виды гражданских самолетов: магистральные лайнеры дальней, средней и ближней дальности, региональные самолеты большой, умеренной и малой вместимости, "грузовики" большой, средней и малой грузоподъемности. Львиная доля пассажиро- и грузопотока в российском небе приходится на долю машин, выпущенных на авиационных заводах Воронежа, Самары, Саратова, Ульяновска, Казани, Смоленска, Арсеньева и других городов. На заводах авиапромышленности и смежных с ними предприятиях трудится около двух миллионов человек.

И за все последние годы эти заводы - все вместе - произвели на продажу считанные экземпляры гражданских самолетов. В прошлом году вообще не было продано ни одного самолета. Как такое могло случиться?

Дело в том, что наши самолеты не хотят покупать, ибо они разорительны и ненадежны. Новейший дальнемагистральный Ил-96 Воронежского авиазавода стоит 75 млн долларов, аналогичный по классу "Боинг-777", казалось бы, много дороже - от 120 до 180 миллионов. Но это продажная цена, она мало говорит о том, в какую сумму обойдется самолет покупателю. Самолеты приобретают по лизинговой схеме, сроком до 12 лет, и банки, рассчитывая проценты, исходят из того, что через 12 лет эксплуатации "Боинг" будет иметь значительную остаточную стоимость, а Ил не будет стоить ничего. Кроме того, в течение летной жизни приходится неоднократно менять двигатели (каждая замена - несколько миллионов долларов), продлевать ресурс на планер, тратиться на обслуживание. По расчетам специалистов "Аэрофлота" - крупнейшего российского авиаперевозчика, Ил-96 будет иметь "очень низкую рентабельность, близкую к нулю, даже на самых выгодных маршрутах".

Кроме того, изменился пассажир. Сегодня значительная часть летающих - более или менее состоятельные люди. И они значительно более требовательны к безопасности и удобству.

Производители начинают понимать, что удержать покупателя без жертв не удастся. Пермские двигателестроители согласились отдать 25% акций своего предприятия американской фирме "Пратт энд Уитни". Став совладельцами, американцы реконструировали основной для российских гражданских самолетов двигатель ПС-90А, усовершенствовали технологию его изготовления, обеспечили поставку ряда западных узлов и агрегатов. Благодаря этому ресурс двигателя увеличился в 2,5 раза, повысилась его надежность, несколько выросла тяга. Работа будет продолжена, ибо даже коренным образом модернизированный двигатель вдвое уступает западным аналогам по важнейшему параметру - летному ресурсу.

Не дожидаясь появления отечественного конкурентоспособного двигателя, самолетостроители переделывают свои самолеты под американские "Пратт энд Уитни", английские "Роллс-Ройс", снабжают их авионикой американской "Рокуэлл-Коллинз", оборудуют интерьером итальянского производства.

Осуществляются и весьма перспективные организационные преобразования. Самарский "Авиакор", один из крупнейших российских авиазаводов, вошел в состав группы "Сибирский алюминий", получив тем самым солидного стратегического инвестора. Благодаря "алюминиевым" деньгам (40 млн долларов в начальной стадии) -будут продвинуты работы над перспективными моделями пассажирского ближнемагистрального Ту-334 и грузовых лайнеров Ан-70 и Ан-140, получат работу 12-15 тысяч человек на самом "Авиакоре" и смежных предприятиях.

Но несмотря на все усилия, мало надежд на то, что эти самолеты будут покупать западные авиакомпании. Ибо американского и европейского пассажира невозможно уговорить купить билет на самолет неизвестной ему марки. Остается надеяться на российских перевозчиков.

Перевозчики

За последние два года в России закрылись около сотни аэропортов, столько же компаний лишились лицензий и проходят процедуру банкротства. Суммарные потери отечественных авиаперевозчиков превысили 140 млн долларов. Сейчас из 310 российских авиакомпаний с прибылью работают только 12 (преимущественно это грузоперевозчики).

Основная причина такого экономического провала - малое число пассажиров и большое число авиакомпаний. С начала 90-х годов пассажиропоток на российских линиях упал почти в четыре раза. В США в прошлом году перевезено более 550 млн авиапассажиров, а в России всего около 20 миллионов. И на столь мизерное количество - 310 компаний-перевозчиков, многие из которых имеют по одному самолету; Дни этих компаний, скорее всего, сочтены, и уж во всяком случае им не до покупки новых самолетов.

На грани краха оказались и многие крупные компании, в их числе столичные "Внуковские авиалинии" и "Трансаэро" - второй и третий авиаперевозчики России. Здесь зло коренится в скверном менеджменте. Они развязали жестокую демпинговую войну, длительное время работали в убыток, не имели возможности должным образом содержать парк своих самолетов и расплачиваться за кредиты. В итоге "Трансаэро" лишилось половины своих самолетов, перестало обслуживать значительную часть маршрутов. "Внуковские линии", чтобы избежать банкротства, пошли "под крыло" "Сибири" - одной из крупнейших региональных компаний, Сегодня эти компании тоже не покупатели.

В лучшем положении находится "Аэрофлот", крупнейший российский перевозчик. Он выполняет 80% всех международных перевозок России, активно работает на внутренних линиях. В прошлом году авиакомпания перевезла на 0,5 миллиона человек больше, чем в 1997 году. Но и эта самая успешная российская компания перевозит вдвое меньше пассажиров, чем скромная "Финнэр", имея вдвое больший персонал и парк самолетов. Немудрено, что вся прибыль прошлого года - "бумажная", полученная за счет курсовых разниц. Да и эта прибыль принесла акционерам копейки на каждую рублевую акцию.

Тем не менее "Аэрофлот" - перспективная компания. Прежде всего потому, что ее топ-менеджеры поняли, что главный заработок пассажирского авиаперевозчика не на билетах - на них можно добиться лишь окупаемости, а высокодоходный бизнес находится рядом с авиаперевозками. Это - обслуживание пассажиров и груза, экспресс-доставка почты, туристический и гостиничный бизнес, питание и так далее.

Однако продвинуться в этом направлении очень непросто. Прежде всего мешает состояние аэропортов. Большинство зданий российских аэровокзалов -длинные и узкие, они не предназначены для размещения торговых точек. Для их коренной реконструкции требуются большие деньги. Сейчас в стадии предварительного рассмотрения находится лишь шесть проектов - капля в море. А тем временем "Щереметьево-2", главные международные воздушные ворота России, на проводившемся в Лондоне конкурсе на лучший и худший аэропорты мира вошло в пятерку худших по важнейшим для пассажиров номинациям.

В ожидании варягов

Авиаперевозки и авиапромышленность ждут иностранных инвесторов. Из числа отраслей российской промышленности, имеющих прямой выход на деньги населения, они оказались последними, их эти инвестиции практически не затронули, В остальных - от пивоварения до автомобильной промышленности - иностранные фирмы уже заняли или занимают ведущее место. И везде они действуют по одной и той же схеме: сначала ввоз готовой продукции - проверка наличия платежеспособного спроса, затем организация собственного производства, сборочного, а со временем и полномасштабного.

Авиаперевозки и авиапромышленность - чрезвычайно дорогие отрасли. И по размеру требуемых капиталовложений, и по длительности окупаемости. Качественно осложняет инвестиционный процесс и специфика, связанная с безопасностью полетов. Во всех его звеньях - от изготовления авиационных материалов до организации аэронавигационной службы. Тем не менее можно сказать, что процесс делает первые шаги. Начался ввоз услуг с целью выявления платежеспособного спроса - "Люфтганза" уже летает на внутренних российских линиях. Процесс идет очень трудно, компания терпит убытки, но не отступается. И не она одна.

Ибо есть ради чего терпеть. Потенциальный российский рынок авиаперевозок - 80 млн человек в год, таким он уже был. А если мерить по американским меркам, то и все 300 миллионов, пусть и в дальней перспективе. И сейчас самое время начать его освоение - по мере списания действующего самолетного парка подавляющее большинство ныне действующих авиакомпаний будут уходить со сцены, освобождая российское небо.

Появятся солидные перевозчики (надо надеяться, что в их числе останутся. "Аэрофлот" и еще несколько крупнейших российских компаний) - появится платежеспособный спрос на самолеты отечественного, производства. И, здесь есть соблазнительный ориентир - 75 млн долларов стоит сделанный в России лайнер, аналогичный 120-180-миллионному "Боингу": Если концерн возьмется за перестройку производства на Воронежском авиазаводе и его основных смежниках, обеспечит современными материалами, оснастит современными технологиями - этот ценовой уровень можно удержать, сделав самолет совершенно другим.

И тогда в небе появятся изготовленные на отечественных заводах авиалайнеры, на фюзеляжах которых будут надписи "Боинг" и "Эрбас" - в сочетании с Ил, Ту, АН, Як. И они станут завоевывать не только российское небо - недорогие, ибо сделаны в России, высоконадежные, экономичные и экологичные, ибо изготовлены в соответствии с требованиями современной авиационной культуры.

Это не мечта, это прогноз. Однако захотят ли европейские и американские толстосумы и законодатели авиационной моды связываться с ненадежной Россией в столь капиталоемком деле? И если захотят, то когда?

Существует закон РФ "О государственном регулировании развития авиации"; согласно которому при создании на территории России авиационной организации с участием иностранного капитала его доля должна составлять менее 25% уставного фонда, а руководигелем может быть лишь гражданин России. По недавно высказанному мнению американской корпорации "Юнайтедтекнолоджиз", эти поло-жения мешают иностранным ком-паниям инвестировать в российские авиационные предприятия. А по мнению Минэкономики,протекционистские меры являются неотъемлемым правом каждого государства.

В этой коллизии важно лишь то, что американцы уже созрели для того, чтобы инвестировать по-крупному. Что же до Минэкономики, то оно, без сомнения, передумает. Куда ему деваться, кода начнут в массовом порядке списываться отработавшие свой ресурс самолеты, будет пустеть российское небо, станут разоряться перевозчики, окончательно останавливаться авиазаводы.

В России сотни тысяч людей, привыкших и любящих делать самолеты и летать на них. Их только надо научить делать это на современном уровне. Воспитать их в культурной традиции, истоки которой - принятые вскоре после второй мировой войны международные нормы летной годности. Это дорого - переобучение опытного второго пилота умению летать на самолетах класса "Боинг" и "Эрбас" стоит 40 тыс. долларов, командира корабля - 100 тысяч. А „переучивать, и ..перевоспитывать„ предстоит два миллиона человек. Но игра стоит свеч.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer