Интересы российских и американских авиапромышленников вновь столкнулись в "Аэрофлоте".
Визит в США Сергей Степашин начал с посещения корпорации "Боинг". Побродил по заводу, посмотрел как строится Боинг-767 с эмблемой "Аэрофлота" на борту, сказал несколько общих фраз о дружбе. И уехал. Вроде бы просто так приезжал, без умысла. На самом "Боинге" ситуацию никак не прокомментировали. Специалисты поведение премьера объясняют тем, что накопившиеся в авиационной области проблемы будут обсуждаться в рамках комиссии Гор-Степашин. Для России важно уговорить Эксимбанк США принять участие в финансировании производства и поставок в лизинг двух самолетов Ил-96Т для ОАО "Аэрофлот". "Боинг" же заинтересован в том, чтобы поставить "Аэрофлоту" 4 самолета собственного производства.
Несколько лет назад "Аэрофлот" заключил контракт на приобретение в лизинг четырех новеньких Боингов-767. Компания хочет получить эти самолеты, но не может (или не хочет) платить импортные пошлины. Их выплата якобы сводит на нет все возможные прибыли. При прежних правительствах проблему решить удавалось. Но сейчас, перед выборами, оппозиционные политики, а с их подачи и СМИ, в очередной раз подняли на щит печальную участь отечественной авиапромышленности. А в преддверии визита Степашина в Вашингтон и вовсе раздули проблему до масштабов национальной трагедии. Главную роль здесь сыграл воронежский губернатор Иван Шабанов, со страниц газет воззвавший к премьеру: зачем завод губишь, 50 тыс. человек без работы оставляешь, наши Ил-96 ничем не хуже импортных. Цель давления на правительство - заставить "Аэрофлот" вместо "Боингов" закупить отечественные аналоги. В компании утверждают, что замена отнюдь не равнозначная. "У "Аэрофлота" в лизинге два Боинга-767 и в собственности шесть Ил-96-300. За первое полугодие текущего года налет на один Боинг - 11,1 часа, на Ил-96-300 - 6,3 часа. Убытки от простоя Илов - несколько десятков миллионов долл.", - сообщил "Сегодня" вице-президент "Аэрофлота" Александр Лопухин.
И все же "впускать" в страну импортную авиатехнику правительство остерегается. Высокопоставленный сотрудник корпорации "Боинга" в приватной беседе с корреспондентом "Сегодня" сетовал на то, что успехи корпорации в России не слишком существенны. Дело не только в контракте с "Аэрофлотом". "Боинг" постоянно ощущает противодействие со стороны российских авиапромышленников. Выражается оно в том, что и на "Туполеве", и на "Ильюшине" ориентируются не на американские авиационные стандарты, а на европейские. Кооперация между российскими самолетостроителями и европейским концерном "Эрбас Индастри" увеличивается, а с "Боингом" сокращается. Одним словом, российские самолетостроители действительно недолюбливают "Боинг", и даже не скрывают этого. Как заявил "Сегодня" источник в промышленных кругах: "Мы сознательно противодействуем тому, что в России появятся новые американские самолеты. Будем вытеснять "Боинг" с российского рынка". Но, похоже, американские власти нашли способ противодействия конкурентам. Накануне визита Степашина Эксимбанк США заявил, что откладывают финансирование строительства российской авиатехники на неопределенный срок. Специалисты уверены, что единственный вариант сближения позиций выглядит так: Степашин соглашается предоставить "Аэрофлоту" налоговые льготы на приобретение четырех Боингов-767, а взамен получает кредит на достройку собственной техники.