29 июля известное на весь мир ОКБ им. П.Сухого отмечало свое 60-летие. "Фирма Сухого" на пути к своей славе, подобно птице Феникс, несколько раз появлялась и исчезала, то обретая, то утрачивая самостоятельность, вливаясь в другие КБ и заводы. "Сухой" выстоял и сейчас является одним из ведущих и самых титулованных в мире создателей авиационной техники.
Знаете ли вы, что такое "кобра"? Впервые это чудо я увидел лет шесть назад на очередном Московском авиасалоне. Стояла жара покруче теперешней, и огромное летное поле ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском стало похоже на Сахару, с той разницей, что роль оазисов выполняли экспонаты-самолеты. В тени их крыльев пряталось все живое.
И вдруг все как по команде выскочили из своих импровизированных укрытий. Я сделал то же самое и остолбенел. В небе висел самолет-истребитель Су-27, похожий на изготовившуюся к броску кобру. Причем висел вертикалвно - носом вверх. Можно представить себе зависший в воздухе вертолет, но чтобы самолет, многотонный истребитель...
Стоявшие рядом представители других авиационных фирм бледнели от зависти, но молчали. Подобные фигуры высшего пилотажа могли выполнять только машины, изготовленные на "фирме Сухого", как теперь называется прославленное КБ.
...К июлю 1939 года, то есть к моменту своего появления в качестве самостоятельной структуры, на счету конструкторского коллектива под руководством Павла Осиповича Сухого было уже несколько готовых разработок отечественных военных самолетов. В 30-е годы им было создано несколько типов дальних и ближних бомбардировщиков, разработаны скоростные истребитель и штурмовик-разведчик. На, крылатых машинах "РД" и "Родина" были совершены легендарные дальние перелеты экипажами Валерия Чкалова, Михаила Громова и Валентины Гризодубовой, которые вывели СССР в ряд ведущих авиационных держав мира. "Покочевав" по стране и поработав в Харькове, подмосковных Подлипках, Перми, в феврале 1945 года ОКБ вернулось в свою "колыбель", в Москву. Несмотря на то, что деятельность "фирмы Сухого" связана с предприятиями, разбросанными по всей России, ее мозг и сердце остаются в столице, где ОКБ когда-то родилось.
В массовом сознании "Фирма Сухого" - некое закрытое учреждение, периодически создающее чудеса. Ну, не может самолет делать стойку на хвосте, это противоречит законам аэродинамики. Но "сушки" исправно делают "кобру", чему свидетелями стали десятки тысяч зрителей в разных странах мира. В 90-х, на пару с АО "Архип Люлька-Сатурн", выпускающим двигатели для "сушек", ОКБ совершило прорыв в этой сфере, впервые применив на своих боевых машинах поворотное сопло. Например, американские и французские авиакомпании к этому только-только приближаются, а наш "Су-37" с 1996 года уже летает. В 1997 году взлетел экспериментальный сверхманевренный Су-37-1 с крылом обратной стреловидности. Сверхманевренностъ боевых самолетов, как утверждают авиационные специалисты, является нашим национальным достижением, от которого зависит конкурентоспособность отечественных боевых машин на мировых рынках вооружений. Терять такое преимущество "суховцы" не намерены - слишком дорогой ценой, в том числе ценой жизней летчиков-испытателей, далось оно им.
Как и многим российским авиафирмам, руководству "Сухого" при разработке каждой новой модели приходится рисковать, в том числе своими деньгами. Таких проблем у наших западных конкурентов нет. Там существует государственный протекционизм - своего рода спасательный круг, которого лишены наши авиастроители. У нас же в ближайшие 3 - 5 лет серийных госзакупок авиатехники не ожидается. Вся надежда на экспорт. Когда-то "сушки" поставлялись в 20 стран мира. И сейчас детища ОКБ могут конкурировать на мировом уровне не только по цене, но и по качеству. Правда, в последнее время клиент пошел привередливый - если раньше за рубежом брали серийные машины, то теперь покупатель требует самолеты, модернизированные под конкретные стратегические задачи и климатические условия. Однако на "фирме Сухого" к таким требованиям готовы. .И высокая конкуренция ОКБ не пугает. Жизнь в борьбе с конкурентами, своими и заморскими, - здесь нормальное состояние. Например, длившиеся несколько лет соревнования между палубными истребителями "Су-33" и "МиГ-29К" закончились тем, что "Сухой" первым посадил свою машину на палубу авианосца, опередив конкурентов всего на полтора часа.
В тяжелые постперестроечные времена "Сухого" спасают контракты на поставки "Су" в Индию и Китай. Они позволили сохранить основную часть коллектива. Благодаря иностранным заказам ОКБ работает полную рабочую неделю и не имеет задержек по зарплате. В среднем она составляет 4,5 тыс. рублей. В последние годы четырехтысячный коллектив "Сухого" постоянно молодеет. Сейчас средний возраст работающих в конструкторском бюро - 46 лет. За последний год туда пришли 120 молодых специалистов. Не забывают здесь и про социальную сферу. Суховцы содержат за свой счет пионерский лагерь и четыре пансионата. Стипендии ОКБ получают 82 стипендиата в МАИ, МАТИ и Гомельском политехническом институте, на родине Павла Сухого. Больше тысячи рублей доплаты к пенсии получают и пенсионеры ОКБ.
На ближайшие годы у суховцев грандиозные планы. Главное направление деятельности ОКБ - создание экспортных самолетов Су-ЗОМК, Су-ЗОМКИ, Су-35, Су-39. На этих моделях специалисты "Сухого" отрабатывают элементы самолета пятого поколения. По программе конверсии разработаны и строятся грузопассажирский С-80 и бизнес-самолет С-21, а также спортивные Су-26, Су-29 и Су-31. Работы так много, что "отцам" фирмы уже несколько лет не удается уйти в отпуск. И это своеобразный показатель востребованности ОКБ.