Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шестьдесят лет, полет нормальный


30 июля 1999 г. Игорь Решетник, "Россия"


29 июля известное на весь мир ОКБ им. П.Сухого отмечало свое 60-летие. "Фирма Сухого" на пути к своей славе, подобно птице Феникс, несколько раз появлялась и исчезала, то обретая, то утрачивая самостоятельность, вливаясь в другие КБ и заводы. "Сухой" выстоял и сейчас является одним из ведущих и самых титулованных в мире создателей авиационной техники.

Знаете ли вы, что такое "кобра"? Впервые это чудо я увидел лет шесть назад на очередном Московском авиасалоне. Стояла жара покруче теперешней, и огромное летное поле ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском стало похоже на Сахару, с той разницей, что роль оазисов выполняли экспонаты-самолеты. В тени их крыльев пряталось все живое.

И вдруг все как по команде выскочили из своих импровизированных укрытий. Я сделал то же самое и остолбенел. В небе висел самолет-истребитель Су-27, похожий на изготовившуюся к броску кобру. Причем висел вертикалвно - носом вверх. Можно представить себе зависший в воздухе вертолет, но чтобы самолет, многотонный истребитель...

Стоявшие рядом представители других авиационных фирм бледнели от зависти, но молчали. Подобные фигуры высшего пилотажа могли выполнять только машины, изготовленные на "фирме Сухого", как теперь называется прославленное КБ.

...К июлю 1939 года, то есть к моменту своего появления в качестве самостоятельной структуры, на счету конструкторского коллектива под руководством Павла Осиповича Сухого было уже несколько готовых разработок отечественных военных самолетов. В 30-е годы им было создано несколько типов дальних и ближних бомбардировщиков, разработаны скоростные истребитель и штурмовик-разведчик. На, крылатых машинах "РД" и "Родина" были совершены легендарные дальние перелеты экипажами Валерия Чкалова, Михаила Громова и Валентины Гризодубовой, которые вывели СССР в ряд ведущих авиационных держав мира. "Покочевав" по стране и поработав в Харькове, подмосковных Подлипках, Перми, в феврале 1945 года ОКБ вернулось в свою "колыбель", в Москву. Несмотря на то, что деятельность "фирмы Сухого" связана с предприятиями, разбросанными по всей России, ее мозг и сердце остаются в столице, где ОКБ когда-то родилось.

В массовом сознании "Фирма Сухого" - некое закрытое учреждение, периодически создающее чудеса. Ну, не может самолет делать стойку на хвосте, это противоречит законам аэродинамики. Но "сушки" исправно делают "кобру", чему свидетелями стали десятки тысяч зрителей в разных странах мира. В 90-х, на пару с АО "Архип Люлька-Сатурн", выпускающим двигатели для "сушек", ОКБ совершило прорыв в этой сфере, впервые применив на своих боевых машинах поворотное сопло. Например, американские и французские авиакомпании к этому только-только приближаются, а наш "Су-37" с 1996 года уже летает. В 1997 году взлетел экспериментальный сверхманевренный Су-37-1 с крылом обратной стреловидности. Сверхманевренностъ боевых самолетов, как утверждают авиационные специалисты, является нашим национальным достижением, от которого зависит конкурентоспособность отечественных боевых машин на мировых рынках вооружений. Терять такое преимущество "суховцы" не намерены - слишком дорогой ценой, в том числе ценой жизней летчиков-испытателей, далось оно им.

Как и многим российским авиафирмам, руководству "Сухого" при разработке каждой новой модели приходится рисковать, в том числе своими деньгами. Таких проблем у наших западных конкурентов нет. Там существует государственный протекционизм - своего рода спасательный круг, которого лишены наши авиастроители. У нас же в ближайшие 3 - 5 лет серийных госзакупок авиатехники не ожидается. Вся надежда на экспорт. Когда-то "сушки" поставлялись в 20 стран мира. И сейчас детища ОКБ могут конкурировать на мировом уровне не только по цене, но и по качеству. Правда, в последнее время клиент пошел привередливый - если раньше за рубежом брали серийные машины, то теперь покупатель требует самолеты, модернизированные под конкретные стратегические задачи и климатические условия. Однако на "фирме Сухого" к таким требованиям готовы. .И высокая конкуренция ОКБ не пугает. Жизнь в борьбе с конкурентами, своими и заморскими, - здесь нормальное состояние. Например, длившиеся несколько лет соревнования между палубными истребителями "Су-33" и "МиГ-29К" закончились тем, что "Сухой" первым посадил свою машину на палубу авианосца, опередив конкурентов всего на полтора часа.

В тяжелые постперестроечные времена "Сухого" спасают контракты на поставки "Су" в Индию и Китай. Они позволили сохранить основную часть коллектива. Благодаря иностранным заказам ОКБ работает полную рабочую неделю и не имеет задержек по зарплате. В среднем она составляет 4,5 тыс. рублей. В последние годы четырехтысячный коллектив "Сухого" постоянно молодеет. Сейчас средний возраст работающих в конструкторском бюро - 46 лет. За последний год туда пришли 120 молодых специалистов. Не забывают здесь и про социальную сферу. Суховцы содержат за свой счет пионерский лагерь и четыре пансионата. Стипендии ОКБ получают 82 стипендиата в МАИ, МАТИ и Гомельском политехническом институте, на родине Павла Сухого. Больше тысячи рублей доплаты к пенсии получают и пенсионеры ОКБ.

На ближайшие годы у суховцев грандиозные планы. Главное направление деятельности ОКБ - создание экспортных самолетов Су-ЗОМК, Су-ЗОМКИ, Су-35, Су-39. На этих моделях специалисты "Сухого" отрабатывают элементы самолета пятого поколения. По программе конверсии разработаны и строятся грузопассажирский С-80 и бизнес-самолет С-21, а также спортивные Су-26, Су-29 и Су-31. Работы так много, что "отцам" фирмы уже несколько лет не удается уйти в отпуск. И это своеобразный показатель востребованности ОКБ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer