Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Экологичный гигант пятого океана


30 июля 1999 г. Андрей Ваганов, "Независимая Газета"


В проектировании самого большого в мире самолета активно участвуют и российские специалисты.

Специалисты европейского консорциума "Эрбас Индастри" и Авиационного евро-российского консорциума (АЕРК) только что завершили совместное исследование по оценке потенциального участия России в программе создания лайнера самой большой в мире пассажировместимости - АЗХХ. В АЕРК, учрежденный в феврале 1998 года по рекомендации Министерства экономики РФ, в качестве единой организации для координации сотрудничества России с "Эрбас Индастри" по проекту АЗХХ, входят ведущие российские авиационные фирмы и институты - "Авиастар", "Гидромаш", АНТК имени Туполева, НИАТ и ЦАГИ. В настоящее время с российской стороной заключены три отдельных контракта по программе АЗХХ, которые успешно выполняются. О перспективах такого сотрудничества и в целом о проекте создания самолета-гиганта рассказывает старший вице-президент "Эрбас Индастри", руководитель Отделения разработки самолетов сверхбольшой вместимости г-н Юрген Томас.

- Господин Томас, когда началась разработка проекта АЗХХ? В какой стадии на сегодняшний день он находится?

- В конце 80-х годов для удовлетворения долгосрочных потребностей рынка воздушных перевозок "Эрбас Индастри" приступил к проработке возможности создания самолета сверхбольшой вместимости. Его эскизы впервые были показаны на международном авиасалоне в Фарнборо в 1990 году. За основу была принята концепция широкофюзеляжного самолета, в котором просторные пассажирские салоны с двумя проходами между креслами расположены на двух палубах.

Работа над проектом продолжалась непрерывно. Предварительная компоновка АЗХХ была завершена в январе 1998 года, а в январе 1999 года состоялось окончательное утверждение основных технических характеристик самолета. В этом году фирмы-партнеры "Эрбас Индастри" подтвердили свое твердое намерение участвовать в программе и увеличили ресурсы, предусмотренные для ее продолжения. К концу года в случае получения одобрения акционеров мы планируем сделать коммерческие предложения потенциальным заказчикам, с тем чтобы в течение 2000 года получить "стартовые" соглашения о приобретении самолетов. Таким образом, ввод в эксплуатацию 555-местного двухпалубного АЗХХ может состояться в 2005 году.

Чтобы предоставить авиакомпаниям возможность выбора двигателей, меморандумы о взаимопонимании, предусматривающие создание двигателей для АЗХХ подписаны с фирмой "Роллс-Ройс" и консорциумом "Энджин Альянс" (в рамках которого фирмы "Пратт энд Уитни" и "Дженерал Электрик" ведут совместную разработку). Помимо этого подписаны соглашения с рядом ведущих европейских авиастроительных компаний, которые в качестве новых индустриальных партнеров или на контрактной основе выполняют исследовательские и проектные работы по программе АЗХХ.

Мне хотелось бы отметить, что российские фирмы, деятельность которых координирует Авиационный евро-российский консорциум, активно участвуют в разработке проекта, выполняя на контрактной основе ряд специальных задании. Они делают прекрасную работу, что способствует стремлению обеих сторон к постепенному расширению сферы сотрудничества.

- Каковы основные параметры будущего самолета?

- Показатели "Боинга-747-400" (являющегося единственным эксплуатируемым сегодня самолетом с числом мест более 400) стали естественным исходным уровнем, который должен быть превзойден при создании АЗХХ. Группой специалистов из 20 авиакомпаний, работающих с нами над определением облика самолета, поставлена задача: спроектировать самолет так, чтобы его эксплуатационные расходы были существенно снижены (примерно на 15-20%) по сравнению с "Боингом-747-400".

Мы намерены построить самый настоящий экологичный гигант. Даже перевозя на 30-50% пассажиров больше по сравнению с "Боингом-747-400", АЗХХ будет тише своего конкурента в каждой из трех стандартных замеряемых зон (на пролете, по боковой линии и при заходе на посадку). Он также будет расходовать на 20% меньше топлива в пересчете на перевозку одного пассажира.

Уже на первых этапах разработки АЗХХ в ходе консультаций с представителями авиакомпаний и аэропортов было сформулировано требование: обеспечить эксплуатацию самолета в существующей инфраструктуре аэропортов. Это значит, что АЗХХ должен вписаться в площадку размерами 80 на 80 метров, отводимую для обслуживания самолета согласно планам развития аэропортов. Это позволит эксплуатировать самолет на имеющихся взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках, а для посадки и высадки пассажиров использовать существующие и планируемые посадочные галереи. В рамках проекта также совместно прорабатываются перспективы применения более эффективных процедур наземного обслуживания. АЗХХ будет сертифицирован в полном соответствии с требованиями XXI века.

- Существует ли реальная потребность в таких самолетах-гигантах? Сколько будет стоить один самолет?

- "Эрбас Индастри" всегда придерживался принципа запускать самолет в производство только при наличии рынка для того или иного лайнера. Мы никогда не запускали программу, прежде чем начинали искать подходящий рынок. По этой же причине мы всегда тесно сотрудничали с авиакомпаниями при разработке каждого нашего самолета. Проект АЗХХ, в работе над которым вместе с нами участвуют специалисты 20 ведущих авиакомпаний, реализуется именно в таком ключе. АЗХХ будет запущен в производство только при наличии достаточной, по нашей оценке, "стартовой" клиентской базы. Кроме того, проект определенно является престижным, и мы как коммерческая организация поставили своей целью добиться дохода, превышающего на 20% затраты на реализацию этой программы, которые оцениваются примерно в 11 млрд. долл. США.

Мы уверены, что оба критерия будут соблюдены, поскольку в течение ближайших 20 лет ожидается рост объема пассажирских перевозок с темпом 5% в год и дальнейшее возрастание перегруженности главных мировых аэропортов. Эти данные подтверждают потребность более чем в 1200 пассажирских лайнерах с числом мест, превышающим 400, а также в 300 грузовых самолетах, способных перевозить свыше 80 т груза. АЗХХ предназначен именно для такого рынка.

Что касается стоимости одного самолета, то мы рассчитываем выйти на каталожную цену в 215-220 млн. долл. для базового 555-местного варианта АЗХХ-100. Но вам следует рассматривать этот показатель с точки зрения эффективности отдачи капиталовложении. Тогда как рентабельная эксплуатация "Боинга-747-400" начинается при коэффициенте заполнения кресел в 70%, то для АЗХХ этот порог составляет 58%, что означает значительное увеличение доходности от использования АЗХХ.

- Какие принципиально новые технические проблемы пришлось решать при разработке АЗХХ?

- Большая размерность самолета обусловила необходимость проведения обширных исследований в области аэродинамики и применения новых материалов. Было исследовано свыше 30 улучшений базовой концепции конструкции крыла. Продолжается оценка преимуществ использования ряда законцовок крыла, изучение воздействия вихревых потоков. Эти исследования проводятся ведущими европейскими научно-исследовательскими институтами, в том числе российским ЦАГИ. Должен отметить, что я восхищен результатами нашего сотрудничества с ЦАГИ, специалисты которого используют нетрадиционные и очень интересные методы расчетов.

Уменьшение массы самолета требует применения новых материалов. Поэтому продолжается работа по оценке таких материалов, как металлостекловолоконные композиты GLARE и усиленные углеволоконные пластики, с точки зрения как возможности их поставки, так и интеграции в конструкцию самолета.

Мы убеждены, что все задачи, связанные с созданием АЗХХ будут успешно решены, как это было всегда. А если смотреть шире, воплощение в жизнь этого самолета должно стать яркой страницей в истории авиации XXI века.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer