Впервые наш самолет получил сертификат американского федерального управления гражданской авиации
Это сенсационное событие для российских самолетостроителей, поскольку до сих пор западный рынок был закрыт для их продукции. Транспортный Ил-96Т и его пассажирский "близнец" Ил-96М являются глубокой модернизацией уже эксплуатирующегося Ил-96-300.
По словам председателя комитета по сертификации и авиационным правилам МАК академика Анатолия Круглова, сертификация ильюшинского самолета длилась белее четырех лет. За этот период в России побывали порядка 70 групп исключительно профессиональных американских экспертов. Они исследовали самолет вплоть до шплинта. Для того чтобы получить желанный сертификат АК им. С.В. Ильюшина, пришлось отказаться от российских двигателей в пользу американских "Пратт энд Уитни" и от российской бортовой электроники в пользу американской "Рокуэл Коллинз". Но игра стоила свеч. Сертификат открыл дорогу Ил-96Т и в перспективе Ил-96М к честной конкуренции с "Боингом-777" и "Аэробусом-340". Тем более что ведущие международные компании намерены потратить в ближайшие годы 300 млрд. долларов на закупку самолетов этого класса.
Ил-96Т привлекает, как любой самолет, сделанный в России, прежде всего ценой. Он обойдется всего в 75 млн. долларов. Для сравнения: стоимость лизинга "Боинг-777" колеблется от 120 до 180 млн. долларов.
Главным покупателем "Ильюшиных" нового семейства обещает стать "Аэрофлот". Крупнейший российский авиаперевозчик пока не отказывается от своих намерений до 2005 года приобрести 3 самолета Ил-96Т и 17 Ил-96М. На эти цели "Аэрофлот" намерен выделить 1,5 млрд. долларов. Беда вот только в том, что самолет этот пока существует в единственном достроенном, а потому скорее "выставочном", чем рабочем экземпляре. Да и тот взлетел лишь благодаря финансовой поддержке "Пратт энд Уитни" и "Рокуэл Коллинз", вложивших в проект 130 млн. долларов.
В прошлом году правительство чуть ли не обязало "Аэрофлот", увлекшийся закупкой "Боингов" и "Аэробусов", купить эти 20 .самолетов.. Дело в том, что подписанию того протокола предшествовало постановление правительства от 7 июля 1998 года. Согласно ему, таможенные льготы на ввозимые российскими авиакомпаниями зарубежные самолеты предоставлялись только в случае, если в России нет производства прямых сертифицированных аналогов. Авиаперевозчик при этом обязан инвестировать три рубля в отечественное авиастроение на каждый освобожденный от таможенных платежей рубль, а также гарантировать заключение конкретных договоров с производителями.
Зарубежными партнерами в сделке выступили американский "Эксимбанк" (его доля составляла 1млрд. 75 млн. долларов) и ЕБРР (400 млн.), а также заинтересованные в проекте американские компании "Пратт энд Уитни" и "Рокуэл Коллинз". При этом основным условием участия в проекте "Эксимбанка" было приобретение "Аэрофлотом" в лизинг 10 "Боингов", а также получение Ил-96М/Т американского сертификата летной годности. Запланированный график поставки самолетов, в соответствии с которым в 1998 - 1999 гг. "Аэрофлот" должен был получить по одному Ил-96Т, в 2000 году - два и с 2001 года остальные Ил-96М, был сорван.
Причина в том, что "Эксим-банк", по нашей информации, поддавшийся давлению американских авиастроителей, ушел от выполнения своих обязательств. А "Аэрофлот" летает тем временем, на "Боингах".