← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Отхожий промысел


11 августа 1999 г. Екатерина Кац, "Сегодня"


Федеральную службу по воздушному транспорту (ФСВТ) атакуют со всех сторон. Уже несколько дней авиаперевозчики, руководители крупных аэропортов и журналисты требуют объяснить: как будет реализовываться постановление правительства от 30 июля, узаконивающее использование государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях. А точнее, как федеральная администрация собирается теперь спасать от развала аэродромную службу и систему грузовых и пассажирских перевозок.

Руководство службы от комментариев уклоняется под тем предлогом, что документ еще не поступил в рассылку. Аргумент сомнительный: с содержанием документа в ФСВТ, конечно, знакомы - оно обсуждалось в, течение 2 лет на всевозможных совещаниях, заседаниях и комиссиях. Но судя по реакции участников рынка, ожидали совсем другой бумаги. Постановление позволяет федеральным органам власти (Военно-транспортная авиация, МВД, МЧС и прочие) использовать принадлежащую им авиатехнику для нерегулярных перевозок пассажиров и грузов. Цены на грузоперевозки должны, по логике правительства, согласовываться с ФСВТ, а пассажиров можно возить, как бог на душу положит. Организации, имеющие на балансе суда экспериментальной авиации, смогут возить грузы по ценам, согласованным с ФСВТ. Все перелеты, включая пассажирские, можно осуществлять с любого аэродрома: и с военного, и с экспериментального.

Делается это с подачи армейских лоббистов "в интересах армии". По информации "Сегодня", пробивали постановление сотрудники Центрального командного пункта ВВС. Вот что рассказал "Сегодня" один из них, Сергей Синякин: "У армии нет средств для поддержания самолетов, выплаты зарплат и содержания аэродромов. Теперь будет возможность зарабатывать. Перевозки осуществлялись и раньше, постановление лишь привело нормативную базу в соответствие с новым Воздушным кодексом. С утверждением, что подобные вливания спасут армию от развала, эксперты не согласны. Как считает директор аэродромного комплекса "Домодедово" Сергей Рудаков: "Коммерческая деятельность не спасет военные аэродромы, но разрушит систему гражданских. Возьмем московский авиаузел -12 аэродромов, из них 4 гражданских, и те полностью не загружены. Представим, что задействованы все 12, что пассажиров и грузы можно на пустом поле обслуживать. Военные смогут демпинговыми ценами переманить пассажира. Так будет по всей стране, поскольку военные аэродромы почти везде. Государство должно дать коммерческим компаниям заниматься бизнесом, собирать с нас налоги и на эти деньги содержать армию".

Эксперты отказываются верить, что коммерческая деятельность подобного рода спасет армию. Практически нереально интегрировать все эти компании в рынок. Самолет, чтобы компенсировать средства, затраченные на его обслуживание, поддерживать летную годность, должен летать постоянно. По словам Сергея Синякина, подобная деятельность не планируется: "Самолеты в основном будут брать "попутный" груз, чтобы не гонять их порожняком". Как уверяют экономисты, при нерегулярных рейсах затраты и потери ресурса не компенсируются, техника стареет. Ассоциация грузоперевозчиков предлагала иное решение: откомандировать самолеты с экипажами в распоряжение коммерческих структур, часть средств от рейсов перечислять в казну. Военные такую схему рассматривать отказались. "Постановление позволит кое-кому построить новую дачу, но не решит проблемы ВВС, а только усугубит их, поскольку самолеты от такой эксплуатации быстро приходят в негодность", - подытожил один из экспертов. "Сегодня деньги нужны военной авиации и Правительство идет ей навстречу. Завтра омоновцам разрешат бронетранспортеры использовать в качестве такси, а военным морякам - подрабатывать на туристических круизах", - оценил попытку залатать тришкин кафтан президент ассоциации грузовых операторов Анатолий Кондратьев.

У руководства "Трансаэро" "вызывает озабоченность, как появление на рынке многочисленных новых эксплуатантов повлияет на безопасность полетов, в особенности пассажирских. Сейчас критерии сертификации очень жесткие, результат - за истекший год не было катастроф". Опасения оправданы: практически все серьезные авиационные происшествия прошлых лет совершены нерегулярными перевозчиками. И большинство из них приходится именно на военные экипажи и самолеты.

Как будет теперь функционировать рынок, во многом зависит от ФСВТ. Похоже, гражданские перевозчики найдут в лице руководителя службы союзника. В интервью одному из СМИ глава ФСВТ Владимир Андреев заявил, что "еще когда служил в армии, был противником использования военно-транспортных судов для коммерческих перевозок", но если уж разрешать, то "правила, одинаковые для всех" и никакого демпинга.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/8/11/146/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.