Федеральную службу по воздушному транспорту (ФСВТ) атакуют со всех сторон. Уже несколько дней авиаперевозчики, руководители крупных аэропортов и журналисты требуют объяснить: как будет реализовываться постановление правительства от 30 июля, узаконивающее использование государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях. А точнее, как федеральная администрация собирается теперь спасать от развала аэродромную службу и систему грузовых и пассажирских перевозок.
Руководство службы от комментариев уклоняется под тем предлогом, что документ еще не поступил в рассылку. Аргумент сомнительный: с содержанием документа в ФСВТ, конечно, знакомы - оно обсуждалось в, течение 2 лет на всевозможных совещаниях, заседаниях и комиссиях. Но судя по реакции участников рынка, ожидали совсем другой бумаги. Постановление позволяет федеральным органам власти (Военно-транспортная авиация, МВД, МЧС и прочие) использовать принадлежащую им авиатехнику для нерегулярных перевозок пассажиров и грузов. Цены на грузоперевозки должны, по логике правительства, согласовываться с ФСВТ, а пассажиров можно возить, как бог на душу положит. Организации, имеющие на балансе суда экспериментальной авиации, смогут возить грузы по ценам, согласованным с ФСВТ. Все перелеты, включая пассажирские, можно осуществлять с любого аэродрома: и с военного, и с экспериментального.
Делается это с подачи армейских лоббистов "в интересах армии". По информации "Сегодня", пробивали постановление сотрудники Центрального командного пункта ВВС. Вот что рассказал "Сегодня" один из них, Сергей Синякин: "У армии нет средств для поддержания самолетов, выплаты зарплат и содержания аэродромов. Теперь будет возможность зарабатывать. Перевозки осуществлялись и раньше, постановление лишь привело нормативную базу в соответствие с новым Воздушным кодексом. С утверждением, что подобные вливания спасут армию от развала, эксперты не согласны. Как считает директор аэродромного комплекса "Домодедово" Сергей Рудаков: "Коммерческая деятельность не спасет военные аэродромы, но разрушит систему гражданских. Возьмем московский авиаузел -12 аэродромов, из них 4 гражданских, и те полностью не загружены. Представим, что задействованы все 12, что пассажиров и грузы можно на пустом поле обслуживать. Военные смогут демпинговыми ценами переманить пассажира. Так будет по всей стране, поскольку военные аэродромы почти везде. Государство должно дать коммерческим компаниям заниматься бизнесом, собирать с нас налоги и на эти деньги содержать армию".
Эксперты отказываются верить, что коммерческая деятельность подобного рода спасет армию. Практически нереально интегрировать все эти компании в рынок. Самолет, чтобы компенсировать средства, затраченные на его обслуживание, поддерживать летную годность, должен летать постоянно. По словам Сергея Синякина, подобная деятельность не планируется: "Самолеты в основном будут брать "попутный" груз, чтобы не гонять их порожняком". Как уверяют экономисты, при нерегулярных рейсах затраты и потери ресурса не компенсируются, техника стареет. Ассоциация грузоперевозчиков предлагала иное решение: откомандировать самолеты с экипажами в распоряжение коммерческих структур, часть средств от рейсов перечислять в казну. Военные такую схему рассматривать отказались. "Постановление позволит кое-кому построить новую дачу, но не решит проблемы ВВС, а только усугубит их, поскольку самолеты от такой эксплуатации быстро приходят в негодность", - подытожил один из экспертов. "Сегодня деньги нужны военной авиации и Правительство идет ей навстречу. Завтра омоновцам разрешат бронетранспортеры использовать в качестве такси, а военным морякам - подрабатывать на туристических круизах", - оценил попытку залатать тришкин кафтан президент ассоциации грузовых операторов Анатолий Кондратьев.
У руководства "Трансаэро" "вызывает озабоченность, как появление на рынке многочисленных новых эксплуатантов повлияет на безопасность полетов, в особенности пассажирских. Сейчас критерии сертификации очень жесткие, результат - за истекший год не было катастроф". Опасения оправданы: практически все серьезные авиационные происшествия прошлых лет совершены нерегулярными перевозчиками. И большинство из них приходится именно на военные экипажи и самолеты.
Как будет теперь функционировать рынок, во многом зависит от ФСВТ. Похоже, гражданские перевозчики найдут в лице руководителя службы союзника. В интервью одному из СМИ глава ФСВТ Владимир Андреев заявил, что "еще когда служил в армии, был противником использования военно-транспортных судов для коммерческих перевозок", но если уж разрешать, то "правила, одинаковые для всех" и никакого демпинга.