Мировые производители лайнеров разлюбили московский авиасалон.
Вчера в подмосковном Жуковском новоиспеченный премьер Владимир Путин открыл Международный авиакосмический салон МАКС'99. Нынешний МАКС - четвертый по счету. Как и другие большие международные выставки авиатехники, он проводится раз в два года. И теперь ему выпало стать последним авиасалоном XX века, как бы подвести итог тому, чего человечество добилось за первое столетие полетов на аппаратах тяжелее воздуха.
К сожалению, именно в этот раз международный характер МАКСа менее всего заметен. Крупные западные производители авиатехники отказались представить свои изделия в натуре.
В позапрошлом году корпорация Boeing показывала в Жуковском среднемагистральный лайнер Boeing-737. Сейчас же она ограничилась фрагментом салона BBJ - "летающего офиса", сделанного на базе того же самого самолета.
Ее главный конкурент - европейский консорциум Airbus, который на прошлом МАКСе демонстрировал также среднемагистральный самолет А-319 (а еще двумя годами раньше - сходный по классу А-321), - вообще отказался от участия в нынешнем салоне. Как пояснил корреспонденту газеты "Время" представитель консорциума, в связи с принятым курсом на сокращение издержек Airbus решил не приезжать на "мероприятие, может быть, и престижное, но не обещающее немедленной отдачи".
Западная авиация представлена на МАКС'99 "малыми формами" - авиалюбительскими и бизнес-самолетами производства компаний Cessna Aircraft и Dessault Falkon, а также вертолетами Bell Helicopter. (Вообще-то Bell делает самые разные по размеру вертолеты, но в Жуковский компания привезла 2-4-местные машины для патрулирования автомобильных дорог, скорой медицинской помощи и тому подобных задач.) Остальные крылатые и винтокрылые машины представляют Россию либо являются продуктом сотрудничества нашей страны с Украиной или Узбекистаном.
Тем не менее в каталоге выставки перечислены участники из 20 стран, и вереница государственных флагов, протянувшаяся вокруг ее центрального павильона, выглядит вполне внушительно. Корреспондент газеты "Время" стал невольным свидетелем небольшого международного скандала, разгоревшегося из-за этих флагов. Китайский дипломат из КНР звонил кому-то по сотовому телефону и на очень хорошем русском языке требовал, чтобы с выставки был удален флаг Китайской республики (Тайваня). Формально китаец был прав: ни один тайваньский участник в каталоге МАКС'99 не значится. Тем не менее он так ничего и не добился. В конце дискуссии у дипломата сели батарейки телефона, а знамя мятежной провинции так и осталось реять над полем Летно-испытательного института им. Громова.
В первый день МАКС'99 наибольшую активность проявил киевский Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. Антонова вместе со своими многочисленными украинскими, российскими и германскими партнерами по совместным проектам. Почти одновременно в разных концах выставочной площадки прошли пресс-конференции руководства АНТК и консорциума "Средний транспортный самолет", в котором он играет одну из ведущих ролей.
На одной из них первый заместитель генерального конструктора АНТК Дмитрий Кива объявил, что работы по сертификации нового пассажирского самолета Ан-140 (который должен заменить на местных трассах Ан-24) "перевалили через экватор". Машина выполнила примерно 700 полетов, т. е. немного больше половины того, что нужно для проведения всех сертификационных испытаний.
На втором мероприятии управляющий директор германского консорциума Air Truck Николае фон Менде сообщил, что в июле этого года министерство обороны ФРГ пришло к выводу, что Ан-70 технически больше подходит в качестве прототипа для нового среднего военно-транспортного самолета для нужд бундесвера, чем аналоги, предлагаемые западноевропейскими конкурентами.
Российско-украинский консорциум "Средний транспортный самолет" участвует с Ан-70 в тендере на оснащение армий НАТО новой транспортной машиной. Air Truck специально создан для того, чтобы поддержать Ан-70 с немецкой территории.
Николае фон Менде признал, что решение о приобретении Ан-70 (вернее, о создании на его основе адаптированного к европейским требованиям воздушного судна, которое пока носит условное название Ан-7Х) будет приниматься, исходя не только из технических, но и политических соображений. Германия должна окончательно определиться относительно Ан-7Х к концу этого года. На уровне НАТО это решение ожидается в 2000 году.