Наш корреспондент стал очевидцем испытания истребителя с обратной стреловидностью крыльев.
...Мы вылетали в город Ахтубинск на торжественные мероприятия, посвященные 60-летию ОКБ им. Сухого. Пока размещались в стареньком Ту-134, на взлетную полосу аэродрома в Жуковском вырулил С-37 - единственный в мире самолет с обратной стреловидностью крыльев. У нас на глазах новая машина поднялась в воздух.
Не только журналисты, но и конструкторы, техники, рабочие из ОКБ им. Сухого припали к иллюминаторам и наблюдали фантастические виражи "Беркута". Едва оторвавшись от земли, он пошел вертикально вверх и стал выписывать фигуры высшего пилотажа. С непостижимой легкостью.
- Благодаря обратной стреловидности крыльев "Беркут" обладает невероятной маневренностью, - прокомментировал увиденное начальник конструкторского бюро ОКБ им. Сухого Александр Григоренко. - За считанные секунды он может зайти в хвост любого противника и победить в ближнем бою. Эта сверхманевренность позволяет ему уйти от ракетного, удара, то есть делает неуязвимым и в дальнем бою.
Не только крыло, но и фюзеляж создает у "Беркута" подъемную силу. Это дает преимущество над самолетами предыдущих поколений - сверхгрузоподъемность.
Словом, С-37 может стать родоначальником целого семейства самолетов, которые будут господствовать в небе XXI века.
Мне удалось найти человека, который знает эту машину до последнего винтика, - техник Алексей Ракитин. Это из его рук "выпорхнул" "Беркут" и взлетел над аэродромом, в Жуковском. Он рассказал о самолете немало интересного.
Оказывается, многие страны пытались создать самолет с обратной стреловидностью крыльев, но потерпели неудачу. Во время испытаний, в аэродинамической трубе крылья не выдерживали нагрузок и сворачивались в кольца, решить эту проблему удалось только на фирме Сухого. Конструкция крыльев выполнена с использованием композиционных материалов; Они-то и помогают справиться с нагрузками. Крылья несокрушимы при любых скоростях и маневрах!
... На полигоне боевого применения самолетов в Ахтубинске летчик-испытатель первого класса, командир эскадрильи полковник Вячеслав Петруша и штурман-испытатель Александр Ощепков только что установили очередной мировой рекорд: на самолете Су-32ФН подняли на высоту 15 километров пять тонн груза.
- Не было ли у вас ощущения, что машина развалится от перегрузок? - спросил я Вячеслава Петрушу.
- Какие могут быть перегрузки? - ответил он. - За счет приличной тяговооруженности самолет поднимается спокойно, мягко - проблем особых нет. Забрасывая 5 тонн на 15 километров, мы не ставили задачу установить рекордное время. И поднялись не спеша, за 7 минут... Гораздо труднее бывают полеты, которые продолжаются поЗ часа - из ма-шины выходишь, выжатый как лимон. Но эта будничная работа не считается достижением.
Комфортные условия, в которых российские летчики побили мировые рекорды, объясняются великими возможностями Су-32ФН. Он настолько силён, что его не надо было облегчать, как это обычно делают с самолетами, идущими на рекорд. Например, с американского F-15 снимали все "лишние" приборы и оборудование - он устанавливал свое достижение "слепым" и "глухим". А наш работал в полной штатной комплектации - в таком виде серийные самолеты поступают на вооружение в ВВС.
Интересно рассказал о возможностях этого рекордсмена Александр Григоренко:
- Купив свой первый автомобиль, я отправился из Москвы в Запорожье и в конце пути почувствовал: рулить могу, а ходить - нет. Нечто подобное случалось с пилотом и штурманом, когда они летели без посадок от Москвы до Комсомольска-на-Амуре. А если на таком расстоянии будет район боевых действий? К концу пути летчики должны сохранить высокую работоспособность - в противном случае им лучше вообще не лететь. Конструкторы нашли простое решение: в самолете Су-32ФН кресла, не стоят впритык друг к другу -. между ними сделан проход, в котором можно размяться и восстановить форму. Этот бомбардировщик можёт далеко "видеть" и далеко поражать. Мы хотим подвесить к нему мощную ракету, которая еще больше увеличит его возможности. Как сказал наш генеральный директор Михаил Погосян, это будет самолет "дальней руки", способный достать противника на любом расстоянии.