МАКС-99: с места события.
Так уж сложилось, что август для России самый авиационный месяц. Вначале отметили свой день Военно-Воздушные Силы, в прошедшее воскресенье во всех городах и весях страны отшумели празднества по случаю Дня Воздушного Флота, и вот вчера, 17 августа, начал работу 4-й Международный авиационно-космический салон (МАКС-99) в подмосковном городе Жуковском.
После официального открытия этой представительной выставки, о чем мы сказали на 1-й странице, началась деловая работа в павильонах. Первый день МАКСа был днем ОКБ имени А. Яковлева, АНТК "Антонов", Московского вертолетного завода имени М. Миля и некоторых других, в том числе и зарубежных фирм.
Мне довелось побеседовать с представителями ОКБ имени А. Яковлева. Интересно, что на МАКС-99 прибыл заместитель министра обороны... Италии Массимо Брутти. Дело в том, что "конек", на который ныне ставит фирма Яковлева, - это учебно-боевой самолет Як-130. 'В свое время он был подготовлен на смену чешскому учебно-тренировочному самолету L-39, на котором учились летать практически все наши летчики. Но после распада Советского Союза покупать чешские машины и запчасти к ним стало накладно, тогда и был создан собственный самолет. Однако из-за финансовых проблем массовое его производство так и не начато, хотя серийные заводы к этому готовы. На помощь пришла Италия со своими деньгами. Теперь этот самолет называется Як/АЕМ-130. Планируется его не только эксплуатировать в России, но и продавать в другие страны, поскольку, по мнению создателей и производителей этого учебного самолета, на мировом рынке он вполне конкурентоспособен. Естественно, на авиасалоне МАКС-99 Як-130 демонстрируется как на земле, так и в воздухе.
Генеральный конструктор ОКБ имени А.Яковлева Александр Дондуков рассказал корреспонденту "КЗ" о нынешних и перспективных разработках фирмы. В частности, на авиасалоне представлены в экспозиции и на стендах новейшие модификации хорошо зарекомендовавшего себя на авиалиниях самолета семейства Як-42. Это Як-42 "Салон", Як-42А и Як-42Д-90 с увеличенной дальностью полета.
Посетители выставки увидели в экспозиции на земле и в демонстрационном полете двухместный учебно-спортивный самолет Як-54, который выпускается Саратовским авиазаводом. Эта машина, кстати, успешно экспортируется в США. Оценили зрители и летные качества нового многоцелевого четырехместного самолета Як-112, выпуск которого готовится на Иркутском авиазаводе.
Отдельно следует сказать о дистанционно-пилотируемом летательном аппарате (ДПЛА) "Пчела-IT" в составе комплекса "Строй-П", который также находится в экспозиции фирмы. Этот беспилотный разведчик хорошо показал себя в Чечне, за что удостоен правительственной премии Российской Федерации.
К сожалению, не увидели зрители знаменитого сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки Як-141. Созданный в конце 80-х годов, он был совершенно секретным, и когда его впервые показали на авиавыставке "Фарнборо-94" (Англия), он произвел настоящий фурор. Як-141 установил 12 мировых рекордов. По своей технологии он опережал все зарубежные аналогичные разработки на 15 лет. Американцы срочно принялись за работу по аналогичной программе. К делу подключились другие страны НАТО, в первую очередь Англия, имеющая опыт создания дозвуковых самолетов-вертикалок - "Харриер". Работы ныне ведутся интенсивными темпами. В. следующем году самолет планируют поднять в воздух, а в 2005 году запустить в серийное производство. Комментарии, как говорится, излишни.
В первый день работы авиасалона МАКС-99 планировались пресс-конференции фирмы "Антонов" и "МВЗ имени М. Миля".