24 августа, с аэродрома в подмосковной Жуковском улетали самолеты и вертолеты - от внушительного "президентского" лайнера Ил-96 до юрких авиэток. Здесь закончился Международный авиакосмический салон МАКС-99.
Не появился в этот день в небе только уже успевший стать знаменитым истребитель С-37 "Беркут". Он, собственно, и не приземлялся на выставке ни разу. Новинку показывали миру лишь в полете - ее секрет не только в круто вывернутых вперед крыльях, дающих возможность выполнять немыслимые доселе маневры. Обычные машины при этом затрещали бы по всем швам, а конструкция "Беркута" выполнена из такого материала, что выдерживает запредельные перегрузки.
- Демонстрируется дока единственный, экспериментальный образец, -отвечает на вопрос, кого из "потенциальных соперников" мог бы победить С-37, руководитель фирмы "Сухой", генеральный конструктор, Михаил Погосян. - Мы и сами изучили не все возможности нового истребителя. Можно сказать, что установленным перед началом разработки показателям он отвечает. Да и кто у нас сегодня "потенциальный соперник"? Покрытие, выполненное по технологии "стелс" делает наш самолет практически невидимым для радаров...
Каждый пролет "Беркута" и его боевых собратьев вызывал восхищение. Да и у стендов с макетами истребителей собиралось больше всего народу. Однако те же создатели истребителей и штурмовиков Су показали несколько новых разработок мирного назначения. Пассажирам местных и региональных авиалиний ОКБ "Сухого" предлагает похожий на воздушный катамаран С-80. Конструкторы утверждают, что и за рубежом, в Южной Америке, Азии, Африке этот самолет, способный взлетать с короткой грунтовой полосы, способен потеснить известных в мире производителей машин такого класса. К тому же С-80 легко переоборудуется в грузовой самолет, в нем можно разместить даже воздушный госпиталь.
- Правда, для выхода на мировые рынки нам не обойтись без кооперации с зарубежными фирмами, - подчеркивает Погосян. - Авиаторы-заказчики требуют устанавливать, скажем, двигатели привычных для них марок.
Не слишком многолюдно было у еще одной новинки гражданского назначения - "воздушного пожарного" Бе-200. Вот ведь - каждое лето полыхают у нас леса, а давно разработанный в КБ им. Бериева в Таганроге самолет-амфибия, способный сесть на небольшое озеро или реку, набрать 12 тонн воды, взлететь и точно обрушить ее на очаг пожара, все еще существует лишь в нескольких опытных экземплярах. Лишь на этом авиасалоне прозвучало заявление, что на Иркутском авиазаводе по заказу МЧС России произведена закладка первой товарной партии - семи машин Бе-200. Координатор проекта Игорь Бондарев объяснил, что аналогов этой амфибии в мире нет, лишь в Канаде выпускается устаревший, значительно уступающий ей "пожарник". Интерес к ней проявила даже Франция. Потенциальные рынки сбыта есть также в островной и лесистой Юго-Восточной Азии.
Вообще заявлений за неделю работы авиасалона было сделано много -- о развертывании производства среднемагистрального пассажирского самолета Ту-334 в объединении "МАПО", об участии российских конструкторов в проектировании грузового варианта "Боинга-767", о подписании трехстороннего протокола "МАПО" и авиакомплекса имени Ильюшина со швейцарской фирмой "Сименджениа" ради продвижения легкого самолета Ил-103 на европейский рынок... Безусловно, экспорт нашей авиапродукции - дело выгодное, позволяющее заводам свести концы с концами. Но отечественные самолеты крайне нужны прежде всего российским воздушным перевозчикам. Вот только заказывать их не на что.
Как отметил вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов, из всех российских авиакомпаний лишь у трех-четырех удовлетворительное финансовое состояние. Вполне может статься, что к 2007 году парк самолетов полностью устареет и нам придется пользоваться только наземным транспортом. Между тем, заявил Клебанов на заключительной пресс-конференции, авиаиндустрия России разработала образцы техники, способные конкурировать на мировом рынке. Аэрокосмическая промышленность остается одной из самых перспективных с точки зрения создания рабочих мест и получения солидных финансовых результатов. Уже в будущем году Россия планирует заработать на мировом рынке космической техники и услуг около 1 миллиарда долларов.
А нынешняя выставка дала толчок в авиастроении. Как конкретный результат называют договор на поставку 15 среднемагистральных лайнеров Ту-204-120 египетской фирме "Катоароматик". Оптимистически оцениваются переговоры с Ираном о поставке в эту страну 100 новейших ближнемагистральных самолетов Ту-334. Успешно продвигаются совместные российско-украинские программы создания военно-транспортного самолета Ан-70 и лайнера Ан-140 для региональных авиалиний.