Успехи и неудачи отечественной промышленности на авиасалоне МАКС-99.
Завершившийся в прошлое воскресенье - 11 четвертый Международный авиакосмический салон МАКС-99 позволил объективно оценить состояние большинства отраслей российской высокотехнологической и прежде всего оборонной промышленности. В этом смысле он был гораздо интереснее и информативнее предыдущих МАКСов.
В российской авиакосмической, ракетной, радиоэлектронной индустрии углубляется дифференциация между предприятиями, имеющими экспортные заказы, и фирмами, удовлетворяющими исключительно внутренние потребности. Причем неважно, на военное ведомство или гражданского заказчика работает предприятие - если зарубежных заказов нет, оно влачит жалкое существование.
В то же время предприятия, получающие финансовую подпитку, продавая технику за рубеж, на глазах перестраиваются, стремясь захватить все ниши рынка и в максимальной степени удовлетворить запросы заказчиков. Показательна в этой связи проявившаяся на МАКС-97 и набравшая ныне полные обороты тенденция модернизации ранее поставленных вооружений. В авиационной части эту тенденцию наиболее ярко отражали истребители МиГ-29СМТ, МиГ-29УБТ, Су-30 (бортовой номер 302), МиГ-31Б, Су-25ТМ, ряд вертолетов милевской фирмы. Запоздалый бум модернизации захватил не только авиационные предприятия. Зенитный ракетный комплекс "Печора-2", новые варианты зенитных артустановок, модуль вооружения для БМП "Кливер" - вот далеко не полный перечень такого рода проектов, выполненных, как правило, на собственные средства.
Модернизация как относительно дешевый способ увеличения боеспособности Вооруженных сил стала главным лозунгом ВВС России, впервые выступивших на МАКС-99 со своей экспозицией.
Вместе с тем салон, сделал очевидными будущие провалы авиакосмической промышленности России. Модернизацией многие фирмы часто занимаются не от хорошей жизни. В военном авиастроении осталась в сущности лишь одна фирма - "ОКБ Сухого", способная вести (в основном на свои деньги) работу над принципиально новыми типами боевых самолетов следующего поколения.
Большинство институтов и КБ имеют планы диверсификации и переориентируются на гражданских зарубежных заказчиков. Это особенно характерно для космических фирм (Центр имени Хруничева, НПО машиностроения и др.). Другая стратегия - расширение сотрудничества с западными корпорациями в создании оружия для третьих стран (ЛОМО, КБП, яковлевская и микояновская фирмы).
Вынужденная экспортная ориентация - не всегда благо. Во-первых, при этом не развиваются те направления исследований и разработок, которые наиболее важны для обороноспособности страны (например, средства боевого управления, электроника). Во-вторых, формируются "островки" оборонной промышленности, ориентированные на конкретных иностранных покупателей и не заинтересованные в интеграции с другими российскими предприятиями. Кстати, именно это порой лежит в основе конфликтов в российском оборонном комплексе.
Как и ранее, чисто коммерческие итоги салона невелики по сравнению с крупнейшими зарубежными выставками. По словам вице-премьера Ильи Клебанова, заключено 15 контрактов. Наиболее крупные из них: поставка в Белоруссию восьми МиГ-29УБ, предоставление услуг по запуску трех спутников германской фирме (оба - "Росвооружение"), строительство для египетской фирмы "Като ароматик" 15 самолетов Ту-204-120 ("Авиаэкспорт", "Авиастар" и АНТК имени Туполева). Сделан ряд заявлений, которые предваряют коммерческий успех ряда других фирм. Здесь и обязательное участие ВПК МАПО вместе с ДАСА (ФРГ) в модернизации МиГ-29 европейских стран, и предстоящая сертификация легкого самолета Ил-103 в Швейцарии, и продвижение по пути превращения российско-украинского Ан-70 в общеевропейский Ан-7Х.
Не обошлось на МАКС-99 без скандалов. Самый крупный из них - поспешный вывоз в ночь с 17 на 18 августа полноразмерного макета новейшей ракеты комплекса "Искандер-Э". По информации "НГ", этого потребовали военные, причем те же самые, что ранее письменно согласовали демонстрацию новинки на салоне.