Московский авиакосмический салон разочаровал бизнесменов.
Четвертый Московский авиационно-космический салон (МАКС-99) не будет иметь значительных экономических последствий - такой неутешительный вердикт вынесли большинство авиационных специалистов, посетивших авиасалон. Перед началом авиасалона вице-премьер Илья Клебанов пообещал, что на нем будет заключено десять контрактов. На закрытии - что через три-четыре года настанет звездный час для авиапромышленности: российская армия начнет перевооружаться. Тут-то и понадобятся все те модернизированные Су и МиГи, переоснащением которых сейчас озабочены КБ и производители авиатехники. "После модернизации боевые системы приобретут новые возможности, которые сделают их весьма привлекательными для многих иностранных заказчиков", - подчеркнул вице-премьер.
Единственное, что не прозвучало в речи Клебанова, - на что отечественные авиапромышленники будут модернизировать, а ВВС - закупать военную технику. Экс-премьер правительства Сергей Степашин обещал авиапромышленникам, что "рассмотрит возможность" разморозить бюджет развития в той части, которая касается стратегических военных и гражданских авиапроектов. Но со сменой премьера эта тема больше не поднималась, денег никто не обещает. По имеющимся оценкам, на МАКСе авиапром много не заработал, хотя в мире салоны устраивают не для удовольствия, а для бизнеса: там заключаются и объявляются контракты. Например, итоги авиасалона в Ле Бурже-99 оцениваются специалистами более чем в 10 млрд долл. И из них почти 8 млрд приходится на гражданскую авиатехнику. Так, "Эрбас" в Ле Бурже объявил о твердых заказах на 93 самолета стоимостью более 4 млрд долл., а "Боинг" - о контрактах на 62 машины на сумму 3 млрд долл. Такая ситуация типична. Сравним "денежные" итоги нашего салона. Оценочная стоимость объявленных на МАКСе контрактов не дотягивает даже до 1 млрд долл. Судя по результатам салона, менее всего интересуются российской техникой именно российские потребители. Военные вроде бы интересуются, но "на перспективу". Что до гражданской авиатехники, то на МАКСе не было заявлено ни об одном контракте на ее поставки.
Военные подписали ряд контрактов, хотя до десяти не дотянули. О двух договорах объявил гендиректор "Росвооружения" Имярек Огарев. Один подписан между "Росвооружением" и германской фирмой "ОХБ-Систем" на организацию запуска космических аппаратов научного назначения, второй - с Минобороны Белоруссии на поставку для ВВС республики восьми истребителей МиГ-29УБ. Серьезным выглядит намерение "Росвооружения", ВПК МАПО и Daimler-Chrycler модернизировать 150 истребителей МиГ-29, находящихся на вооружении стран Восточной Европы. Для работ по модернизации будет создано совместное предприятие "МАПС". Пока стороны подписали только меморандум. Порадовали двигателисты: АО "Рыбинские моторы" продлило контракт на поставку комплектующих на экспорт. Есть еще протокол о намерениях, который предусматривает продвижение самолетов Ил-103 на рынок Швейцарии и других стран ЕС. Договор по этому легкому многоцелевому самолету, который вмещает трех-четырех пассажиров, может быть подписан до конца августа.
Вот, собственно, и все. Правда, не вполне ясна судьба переговоров руководства российского авиапрома с китайскими и индийскими делегациями по поставкам истребителей Су-27 и Су-30. Никаких официальных заявлений по итогам встреч так и не было сделано. Остается надеяться, что это тот случай, когда подписание контрактов намеренно не разглашается.