Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Стоит ли менять российские крылья на западные?


6 августа 1999 г. Владимир Зайцев, "Новые Известия"


В последнее время в печати стали появляться многочисленные материалы, затрагивающие тему отечественной авиапромышленности. В какой-то степени интерес прессы подогревает проблема, касающаяся лизинга новейших отечественных лайнеров Ил-96-300 авиакомпании "Аэрофлот - Российские международные авиалинии".

В этой связи наш корреспондент обратился к Александру Рубцову, заме-стителю председателя правления АКБ "Национальный резервный банк", финансовой структуры, которая уже несколько лет ведет дела с авиастроительной отраслью.

- Как складывались взаимоотношения "Национального резервного банка" с авиапромом в целом и с Авиационным комплексом им. С.В.Ильюшина в частности?

- У нас давняя история отношений с авиацией и авиапромом. В свое время мы были финансовым советником "Аэрофлота" и остаемся им в сделке по приобретению этой компанией самолетов Ил-96-М/Т. К сожалению, в августе прошлого года финансовая схема, которую мы разработали, разрушилась. В целом кризис тяжело ударил по отрасли. Тем не менее, за последнее время произошли два важных события, которые позитивно отразятся на нашей авиационной промышленности: во-первых, самолет Ил-96-Т получил международный сертификат летной годности Федеральной авиационной администрации США, что означает возможность экспорта этих машин во многие страны мира.

Кроме того, после недавнего успешного визита нашего премьер-министра Сергея Степашина в США, где он провел переговоры с вице-президентом Альбертом Гором, американский Экспортно-импортный банк вновь вернулся к теме кредита под программу Ил-96-М/Т. (В свое время этот банк обещал в обмен на отмену импортных пошлин на 12 самолетов "Боинг-737" предоставить кредит на финансирование поставок самолетов Ил-96-М/Т компании "Аэрофлот". Российская сторона свои обязатель-ства выполнила, однако банк нам в кредитах отказал, ссылаясь на кризис. - Прим. авт.)

Параллельно с проектом по поставкам "Аэрофлоту" самолетов Ил-96-М/Т мы совместно с Авиационным комплексом им. С.В.Ильюшина работали над созданием своей собственной лизинговой компании. Сейчас она уже зарегистрирована в Воронеже под названием "Ильюшин - финансы". Мы надеемся, что в ней будут участвовать целый ряд крупных инвесторов, включая Национальный резервный банк, несколько страховых компаний". Авиаэкспорт, а также два крупных авиационных завода - Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), которое входит в ильюшинский комплекс и "Авиастар" (г.Ульяновск). С ВАСО соответствующий предварительный договор ухе подписан, сейчас ведутся переговоры с финансовыми инвесторами. Если все пойдет удачно, наша компания станет крупной структурой с хорошей капитализацией. Первая же сделка, которую мы сейчас обсуждаем с "Аэрофлотом", касается лизинга 7 самолетов Ил-96-300.

- Как вы оцениваете нынешнее положение отечественной авиационной промышленности?

- Как чрезвычайно плачевное. Самолеты практически не производятся и не продаются. Главная причина это-го кроется в том, что в последние годы авиация не удостаивалась внимания со стороны правительства. Отрасль фактически была брошена на произвол судьбы. Руководители конструкторских бюро умели разрабатывать самолеты. Директора серийных заводов умели их производить. Но и у тех и других абсолютно отсутствовали навыки по сбыту самолетов и тем более по финансированию их продаж. Те немногие сделки, которые были заключены в докризисное время за наличные, сейчас, когда деньги стали дорогими, невозможны. Кроме того, наше законодательство не ориентировано на поддержку продаж и покупок дорогостоящих самолетов. Из-за плохой ситуации в налоговой и финансовой сферах у банков не было и нет желания вкладывать деньги в реальный сектор.

В свое время мы совместно с ильюшинцами разработали систему поддержки государством продаж самолетов и 2 года назад направили свои предложения в правительство. Несмотря на 2 положительные резолюции Виктора Черномырдина, Министерство экономики так и не приняло никаких мер к тому, чтобы внедрить эту систему.

Сейчас ситуация несколько изме-нилась: в руководство Министерства экономики пришли новые люди, которые энергично взялись за решение этой ситуации. Мы надеемся, что на совещании по проблемам развития гражданской авиации, которое состо-ится 7 августа в Ульяновске и на котором собирается присутствовать Сергей Степашин, будет рассматриваться и пакет документов, наработанных на-ми совместно с Минэкономики за последние полгода. Это целый комплекс мер, затрагивающий и законодательство, и налоговую, и банковскую системы и который в конечном итоге должен стимулировать закупки самолетов.

- Сейчас ильюшинцы ведут переговоры с "Аэрофлотом" о лизинге самолетов Ил-96-300. Одновременно есть данные, что наше правительство намерено рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по импортным пошлинам для закупок "Аэрофлотом" нескольких "Боингов-767". Как вы могли бы прокомментировать эту ситуацию?

- Я не думаю, что наши авиастроители будут в восторге, если в страну станут ввозиться иностранные лайне-ры, а отечественные - не закупаться. С другой стороны, мы должны отда-вать себе отчет в том, что продавать самолеты так, как это было раньше, - бери то, что у нас есть, а не то, что тебе надо, и по той цене, которую я на-значу, а не той, которая тебя устраивает, - сегодня уже невозможно. Самолет должен приносить прибыль авиакомпании, а для этого необходим це-лый ряд вещей: техническая спецификация, послепродажный сервис, достаточное количество запчастей и т.д. Наши авиазаводы уделяют подобным проблемам недостаточное внимание, и это одна из причин, из-за которой их самолеты не покупаются. Видимо, в такой ситуации основную роль в формировании потребительской привлекательности российских машин должны взять на себя лизинговые компании.

Например, мы с "Аэрофлотом" активно работаем над тем, чтобы максимально приблизить Ил-96-300 к требованиям авиакомпании. Это касается интерьера самолета, новых бортовых систем и ряда других вещей. Были проблемы с невысокой надежностью двигателей ПС-90. Однако сейчас они преодолены - налет двигателя со съема с крыла достигает 7 тысяч часов, что сравнимо с мировыми показателями.

- Что означает для ВАСО заключение сделки на поставку своей продукции "Аэрофлоту"?

- Это означает полтора года работы, причем не только воронежских авиастроителей. В рамках этой сделки планируется закупить около 40 капитально отремонтированных двигателей ПС-90, а это большой объем для "Пермских моторов" и их поставщи-ков. Будет закуплено большое коли-чество дорогостоящих бортовых навигационных комплексов, которые делаются в Москве, в Санкт-Петербурге, в Ульяновске, во Владимире. Заработает завод в Самаре, выпускающий шасси. Т.е. на реализацию этой программы будет трудиться полстраны.

Мы не против того, чтобы любая авиакомпания имела возможность приобретать за рубежом отдельные типы машин, если они не производятся в России. Например, деловые самолеты не выпускаются у нас, и,очевидно, если на рынке существует такая потребность, их надо закупать за границей. Но если в России есть аналоги за-падным машинам, то, вероятно, авиа-компании должны дать возможность отечественным производителям побороться за заказ. В целом, с моей точки зрения, у нас в стране должна меняться культура взаимоотношений между производителем и потребителем, то, чего пока в авиастроительной отрасли не происходит.

- С коммерческой точки зрения брать в лизинг "Аэрофлоту" самолеты Ил-96-300 выгоднее, чем "Боинги-767"?

- Мы пытаемся сделать лизинг наших самолетов более выгодным, чем американских. Однако стоимость эксплуатации самолета - это не только стоимость месячного платежа за ставку лизинга, к ней плюсуется еще множество расходов. В чем-то мы проигрываем, например, по расходу топлива, но где-то и выигрываем, скажем, по лизинговой ставке или страховым платежам. Тем не менее, мы стремимся быть более конкурентоспособными. Это непросто, ибо в России главная проблема - дороговизна капитала, которая мешает разрешению этих проблем.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer