Новому лайнеру не хватает денег, чтобы начать зарабатывать
Судя по всему, премьеру Сергею Степашину во время его недавнего визита в США не удалось добиться разблокирования миллиардного кредита на строительство самолетов Ил-96М/Г. В связи с этим судьба данного проекта выглядит весьма туманной. Она наверняка станет предметом жарких дискуссий во время намеченной на сегодня поездки премьера по авиационным предприятиям Самары, Ульяновска и Казани. Проблема, однако, упирается в простой вопрос: "Где взять денег?". Как известно, он относится к категории самых трудно разрешимых.
Если бы проклятых дензнаков было в изобилии, дальнемагистральнный пассажирский лайнер Ил-96М и его грузовая модификация Ил-96Т уже стали бы гордостью отечественного авиастроения. Во всяком случае, так считают в Авиационном комплексе (АК) им. С.В. Ильюшина. где самолет разработан, и в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО), которое готовится к его серийному производству. Но денег нет, и поэтому самолет стал яблоком раздора между изготовителями и предполагаемым эксплуатантом.
В 1995 году (через два года после того, как машину впервые подняли в воздух) между АК, ВАСО и "Аэрофлотом" было подписано соглашение о поставке для нужд крупнейшей российской авиакомпании 20 Ил-96 (17 пассажирских и 3 грузовых). Самолет оснащен двигателями и авионикой американского производства. С американским Ex-Im Bank удалось договориться о выделении кредита в 1 млрд долл. на закупку этого оборудования. Стоимость всей программы выпуска 20 лайнеров оценивается в 1,5 млрд долл. Эти деньги должны были дать ЕБРР'(450 млн долл.) и присоединившиеся к проекту в прошлом году российские Национальный резервный и Внешэкономбанк (вместе Ђ 50 млн долл.).
Между тем по разным причинам до выделения реальных финансов ни с американской, ни с российской стороны дело пока так и не дошло. АК и ВАСО вели доводку и сертификацию самолета на свои средства и в том темпе, какой позволял ограниченный размер этих средств.
На вооружении "Аэрофлота" за это время появились сначала среднемагистральные американские Boeing-737, а затем и дальнемагистральные Boeing-767 и 777, которые "отбивают хлеб" у еще не вышедших на международные трассы Ил-96М.
В среде российских авиастроителей "Аэрофлот" часто упрекают в предательстве национальных интересов: мол, тратят на зарубежную технику деньги, которые могли бы пойти на поддержание национального производства. Эти упреки усилились после того, как во время американского визита Степашина стало известно, что "Аэрофлот" заключил с корпорацией Boeing новый контракт. Взамен двух Boeing-767, срок лизинговых договоров по которым истек, компания берет еще четыре такие же новые машины.
Авиакомпания, со своей стороны, выдвигает два основных контрдовода. Во-первых, Ил-96М еще "сырой", нуждается в долгой и дорогостоящей доводке. А летать надо сейчас, причем если компания хочет, чтобы на ее рейсы пришли пассажиры-иностранцы, то она должна предложить им зарекомендовавшие себя воздушные суда, т. е. те же Boeing. Во-вторых, одна авиакомпания, пусть даже крупнейшая в России, не может финансировать создание нового типа самолета. Поддержание подобных проектов - прерогатива государства.
Ситуация осложняется тем, что, с одной стороны, по некоторым сведениям, если бы "Аэрофлот" не купил самолеты Boeing, то корпорация Boeing готова была убедить Ex-Im Bank в принципе снять вопрос о выдаче миллиардного кредита России. С другой стороны, "Аэрофлот" получил от российского правительства право ввести Boeing в Россию без уплаты таможенных платежей (иначе их эксплуатация стала бы экономически бессмысленной) в обмен на обещание участвовать в финансировании проекта Ил-96.
В эти выходные авиастроители будут напоминать премьеру о многочисленных правительственных постановлениях по Ил-96, а Степашину предстоит придумать, где бы взять миллиард долларов, если Америка его не дает.