"Мурманские авиалинии" могут отойти "Норильскому никелю"
"Норильский никель" добился своей цели в споре за "Мурманские авиалинии". На собрании кредиторов авиакомпании 8 сентября принято решение о конкурсной продаже ее контрольного пакета единым лотом. Именно на этом настаивал крупнейший производитель цветных металлов, у которого в Мурманской области располагается ряд важных производств.
Пакет в 60% акций, о котором шла речь на собрании, в апреле 1997 г был приобретен на инвестиционном конкурсе финансово-промышленной группой "Российский авиационный консорциум" (РАК) В июне 1999 г он был отчужден и передан в собственность РФФИ по иску прокурора Мурманской области и соответствующему решению суда.
Аукцион по продаже акций "Мурманских авиалиний" состоится не раньше, чем через месяц. Но уже очевидно, что РАК окончательно теряет позиции в компании. На предыдущем собрании кредиторов в августе, когда также рассматривался вопрос о продаже имущества компании, представители РАК настаивали на реализации пакета двумя долями. Представители РАО "Норильский никель" - одного из кредиторов авиалиний - при поддержке мурманской обладминистрации предлагали продать ею единым лотом. Стороны не достигли согласия и перенесли обсуждение на 8 сентября. Сейчас победила позиция "Норильского никеля" и администрации.
"Мурманские авиалинии" - компания с коротким прошлым. Она была создана в начале 1996 г. В результате приватизации Мурманского аэропорта все ею воздушные суда (сейчас их семь) отошли в собственность новой компании, а здания и инфраструктура были переданы созданному тогда же АО "Аэропорт "Мурманск". Почти сразу же оба предприятия оказались неплатежеспособными. В течение 1996 г. было предпринято несколько попыток продажи пакетов акций обеих компаний, но все конкурсы отменялись за отсутствием заявок или заявителей.
В 1997 г. 60% "Мурманских авиалиний" приобрел РАК (остальные 40% сейчас принадлежат мелким акционерам). Победитель конкурса должен был погасить просроченную кредиторскую задолженность и инвестировать $8,7 млн. Однако консорциум слово не сдержал. "РАК оказался не просто неэффективным, а необязательным собственником", - сказал "Ведомостям" председатель комитета по промышленности и транспорту администрации Мурманской области Владимир Довгань.
Сейчас стартовая цена 60% "Мурманских авиалиний" составит $3 млн. Наиболее очевидным претендентом на покупку акций является "Норильский никель". Представители РАО пока воздержались от комментариев по этому поводу. В обладминистрации не скрывают, что хотели бы видеть покупателем именно "Норильский никель": предприятия РАО, базирующиеся в регионе, - "Североникель", "Печенганикель" и Оленегорский механический завод - являются для Мурманской области бюджетообразующими.
Впрочем, как полагает внешний управляющий "Мурманских авиалиний" Александр Гарантов, при такой невысокой стартовой планке на покупку компании могут найтись и другие претенденты, например петербургское авиапредприятие "Пулково". Владимир Довгань также видит "Пулково" возможным участником аукциона и дипломатично добавляет: "Пусть из двух хороших компаний победит лучшая".