← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Как угнать самолет?


14 сентября 1999 г. Екатерина Сажнева, "МК"


Большинство авиакатастроф планируется на земле.

Самолеты угоняют по-разному. С гранатой в руках и чулком на лице. Громко вещая: "Всем оставаться на своих местах! Самолет захвачен! Экипаж выполняет наши требования! В случае неповиновения судно может быть взорвано!.."

Спецслужбы встают на уши. Аэродромы мгновенно превращаются в "Ставку Верховного Главнокомандующего". Бесстрашные спецназовцы штурмуют стальную крепость. Шум. Дым. Грохот. Сюжеты в жанре экшн - по всем телеканалам. Чествование победителей. Подсчеты жертв...

Но есть и другой способ угона - вполне цивилизованный. Доказать его практически невозможно. Найти и наказать виновных - тем более. Однако последствия его могут быть такими же трагическими.

Перепутанные самолеты

В середине июля этого года над Иркутском упал самолет Транспортный "Ил 76", бортовой номер 76819. Судно принадлежало авиакомпании "Эльф-эир".

Сообщение об очередной катастрофе в воздухе никого не удивило. Условия посадки в тех местах - не из легких Да и воздушных кораблей на бескрайних просторах нашей родины разбивается сегодня предостаточно. В общем, никакой сенсации.

Но на следующий день из Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФСВТ России ушла телеграмма, касающаяся брата-близнеца погибшего лайнера - "Ил 76" №76818, арендуемого авиакомпанией "Илавиа":

"1. Организовать расследование инцидента с данным самолетом. Материалы расследования предоставить в установленном порядке.

2. Полеты воздушных судов авиакомпании "Илавиа" запретить..."

В летной среде блуждали упорные слухи, что упасть должен был именно 76818-й. Слишком уж много неприятностеи было связано с этим самолетом. Хотя ничего общего - кроме похожести порядковых номеров - с погибшим судном он не имел. И официально принадлежал авиакомпании "Экспарк".

Возникновение этой тогда еще государственной организации следует отнести к 1984 году. Тогда было предложено создать мобильные спасательные отряды, в основе которых лежало использование парашютно-десантной техники. В 1988 году на базе этих отрядов открывается хозрасчетное предприятие "Экспарк". Его деятельность была тесно связана с Комиссией по чрезвычайным ситуациям СССР.

В 1991 году "Экспарк" приобретает в Ташкенте тот самый "Ил 76". Самолет регистрируют в России и ИКАО в установленном порядке, и он получает разрешение ООН на выполнение программ гуманитарной и миротворческой помощи.

- Мы перевозили в разные места земного шара полевые госпитали, гуманитарную помощь, - вспоминает директор "Экспарка" Александр Сидоренко. - Вскоре начались проблемы в Югославии и наш самолет тоже был там.

Еще до начала воины в Чечне к Сидоренко стали "подкатывать" разные сомнительные личности и обещать большие барыши за перевозку оружия через Афганистан на Кавказ.

- Я их откровенно послал, - восклицает Сидоренко, - а они за это вывели наш самолет из строя...

В декабре 94-го после перелета в "Шереметьево" 76818-й лишился четырех двигателей. Сумма ущерба составляла 3,7 миллиона долларов. Легче было забыть о машине чем ее отремонтировать. Около трех лет ржавел самолет на аэродроме.

И тут на горизонте появляется частная авиакомпания "Илавиа"...

Рожденные из спирта

Предложение отремонтировать самолет своими силами в "Экспарке" восприняли на ура. Стороны ударили по рукам. В конце августа 1997 года был подписан договор о том что "Илавиа" восстановит неисправное судно и накатает на нем в счет платы за ремонт 365 летных часов.

АОЗТ "Илавиа" создавалось в переломную эпоху конца "дикого капитализма" - в 1994 году. Идея частных транспортных перевозок тогда витала в воздухе. "Аэрофлот" с обилием грузов просто не справлялся. Да и цены кусались.

Хозяевами новой авиакомпании стали КБ Ильюшина, 11 учредителей фирмы "Скиф" и общественный фонд "Возрождение".

Этот фонд создавался для поддержки и развития малых городов России. Его идейным вдохновителем был представитель воронежского землячества в Москве, бывший номенклатурный работник Владимир Анищев. Первым лицом "Илавиа" стал Дмитрий Анищев-младший.

Первоначальная идея обогащения была проста до гениальности. Бизнесмены отправляли на Камчатку чистый спирт - с ним на Севере была напряженка - и стригли на его продаже бешеные бабки. В России эпохи "доналоговой" полиции это не считалось преступлением.

"Илавиа" быстро богатела. В 1997 году из АОЗТ она стала ЗАО. 90% акций в ней принадлежали теперь фонду "Возрождение". На территории Арабских Эмиратов, в оффшорной зоне, было даже создано официальное представительство этой фирмы - "Экспресс-авиа". Генеральным учредителем стал также Анищев-младший.

За четыре с небольшим года существования авиакомпании было заключено несколько эксклюзивных договоров на авиаперевозки, в том числе и с "Росвооружением".

Так что транспортный "Ил-76" пришелся авиаперевозчикам как нельзя кстати.

Свободное падение

Отремонтированный 76818-й начал летать. И вдруг - как гром среди ясного неба - на компанию "Экспарк" свалилось жуткое известие.

- Мы узнали, что на нашем самолете стоят списанные двигатели, - до сих пор не может прийти в себя заместитель по летной подготовке "Экспарка" Виктор Нечипас. - Красная цена таким двигателям - 9 тысяч долларов. При том что новые стоят почти миллион. Это старье "Илавиа" приобрела как металлолом, и они даже не были сертифицированы в установленном порядке. Ни один нормальный человек не станет ставить такие двигатели на работающую машину. Ведь самолет может рухнуть в любой момент.

Трагедия неумолимо приближалась. От администрации арабского аэропорта "Шарджа", где базировалось это судно, в адрес "Экспарка" пришло гневное письмо. В нем говорилось о том, что правила эксплуатации 76818-го постоянно нарушаются. Мало того - самолет часто летает перегруженным.

Директор "Экспарка" Александр Сидоренко потребовал отдать ему самолет:

- Они уже налетали свыше 1200 бесплатных часов, а за аренду так и не рассчитались. Так что мы имели полное право потребовать вернуть нашу машину. Но не деньги здесь главное! Самолет с такими двигателями не имеет права подниматься в воздух ни при каких обстоятельствах...

Письменные претензии к "Илавиа" шли одни за другими. Но там в ответ предпочитали отмалчиваться. А в середине июля этого года над Иркутском произошла очередная воздушная драма. Брат-близнец злополучного "Ил-76" рухнул. После его гибели закрутились наконец шестеренки чиновничьей машины. В спешном порядке были запрещены все полеты авиакомпании "Илавиа". 76818-й задержали во Внуково...

- Да, сейчас по этим фактам у нас ведется служебное расследование, - прокомментировали эту ситуацию в Федеральной службе воздушного транспорта (ФСВТ) России.

На следующий день ветхие двигатели многострадального лайнера были тайком заменены на другие, хорошие. Впрочем, доказать факт подмены легко: ведь номера новых механизмов разнятся с прежними, зафиксированными во всех документах.

- Есть все основания полагать, что в ближайшее время самолет нам так и не вернут, - не сомневается директор "Экспарка" Александр Сидоренко. - И еще мне совершенно непонятно: как ко всей этой ситуации относится руководство ФСВТ России? Выгодно им, что ли, затягивать расследование?..

- Я тоже не верю, что расследование доведут до конца, - с горечью говорит начальник летной подготовки "Экспарка" Виктор Нечипас. - Скорее всего, никакие махинации не будут обнаружены. Те же, кто это сделал, срочно эмигрируют за границу. Уйдут от ответственности.

29 июля Дмитрий Анищев уехал в Арабские Эмираты. Не удалось нам найти ни Владимира Анищева, ни даже официального директора "Илавиа" Эмиля Акопяна. На территории авиакомпании практически введено чрезвычайное положение.

Серьезный охранник долго и тщательно изучал мои документы. Потом наконец все-таки разрешил пройти.

- Зря вы к нам приехали, - сообщил заместитель директора "Илавиа" Павел Гореликов. - Идет официальное расследование. Это не мы авантюристы, нас просто подставили. Самолет нельзя угнать, как машину. Да и вообще эта история не стоит того, чтобы о ней писать...

Засим заместитель директора "Илавиа" поспешил откланяться. За дверями его ждала налоговая полиция...

Сейчас в Москве зарегистрировано около сотни частных авиакомпаний. Между ними идет ожесточенная конкурентная борьба. И в ней средства не выбирают. Слишком уж большие деньги "повязаны" в этом бизнесе. Ведь средний заказ на авиаперевозку стоит 50 тысяч долларов и приносит до 50% чистого дохода.

Налоги же с этих сумм чаще всего не платятся. Очень часто частники регистрируют свои фирмы за границей - в так называемых безналоговых зонах. Ведется двойная бухгалтерия, и это тоже помогает уйти от "пригляда" отечественной налоговой полиции.

Хотя контроль за деятельностью частных авиакомпаний очень строгий, на деле он оборачивается всего лишь еще одной кормушкой для проверяющих бюрократов. Закона же, который бы четко расписывал права и обязанности авиаперевозчиков друг перед другом, а также перед государством, просто не существует.

Авиаскандалы в нашей стране становятся таким же частым явлением, как и авиакатастрофы. Все это - звенья одной непрерывной цепи. Не так давно на взлетной полосе "Шереметьева-2" был задержан самолет одной из частных авиакомпаний. Его владелец таким образом выяснял отношения с своим арендатором. Пострадали же исключительно пассажиры. Хорошо еще, что эта разборка началась на земле, а не в воздухе...

Ведется расследование и на Рыбинском авиамоторном заводе. Там торговали ворованными самолетными двигателями и запасными деталями, не прошедшими заводской ОТК. Следствие установило возможную сумму убытков - 25 миллионов долларов в год.

Но многие бракованные механизмы еще не найдены. На самолетах каких авиакомпаний они летают? Куда и когда упадут?..

"Черный ящик" на 76818-м пока цел. Еще живы все возможные жертвы. Катастрофа перенесена на неопределенное время.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/9/14/161/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.