Во всем мире техобслуживанием самолетов занимаются авиастроительные фирмы. а в России на себя эту обязанность взяла грузовая авиакомпания "Волга-Днепр"
"Волга-Днепр", которая почти 90 процентов своих перевозок осуществляет за рубежом, подсчитала, что невыгодно каждый раз гонять свои самолеты Ан-124-100 "Руслан" для ремонта в Ульяновск, где на заводе "Авиастар" они были построены. Компания создала две линейные станции технического обслуживания (ЛСТО). Одну - в ирландском аэропорту Шеннон, вторую - в Объединенных Арабских Эмиратах (Шарджа). Первая специализируется на обслуживании только "Русланов", вторая ремонтирует почти всю номенклатуру отечественных транспортных самолетов, имеющихся в странах Ближнего Востока, а также прилетающих туда из России и СНГ.
"Волга-Днепр" использовала опыт западных авиастроительных компаний, которые создают ремонтные базы в местах эксплуатации своих самолетов (российские авиастроители до этого пока не додумались, и отсутствие таких баз во многом снижает конкурентоспособность отечественного авиастроения).АН-124-100 "Руслан", созданный для переброски войсковых соединений с запада на восток СССР, имеет два уникальных качества. Первое - он самый грузоподъемный в мире. Второе - объем грузового отсека АН-124-100 позволяет перевозить на большие расстояния крупногабаритное оборудование нефтепромыслов, заводов, энергоблоки. Вот эту нишу и монополизировали три авиакомпании России и Украины. А самая крупная из них "Волга-Днепр" (обеспечивает 60 проц. рынка), затем идет "Эйр Фойл", принадлежащая киевскому КБ им. Антонова (35 проц.) и замыкает список "Полет" (5 проц.).Почему "Волга-Днепр" для создания ЛСТО избрала именно Шеннон - аэропорт на юго-западе Ирландии? Из многих причин назовем две основные - территория аэропорта объявлена свободной экономической зоной (это - пониженные ставки налогов и низкая арендная плата) и из Шеннона удобно выполнять рейсы по всей Европе и через Атлантику.
ЛСТО работает с большой прибылью. Хотя она реально обслуживает и ремонтирует только "Русланы", экономия от необходимости каждый раз гонять порожние самолеты в Ульяновск составляет до 1,2 млн. долларов в год. Это несравнимо с инвестициями в саму базу - несколько сотен тысяч долларов. Кстати, "Волга-Днепр" построила ЛСТО полностью на свои деньги.
Линейная станция технического обслуживания в Шенноне состоит из офиса, нескольких ангаров, где размещено диагностическое и ремонтное оборудование, стоянки для самолетов. Так как "Волга-Днепр" работает в основном на зарубежных рынках, в том числе в США, то станция сертифицирована в Федеральной авиационной службе этой страны (FAA). Надо отметить, что наличие сертификата FAA открывает дорогу почти во все страны мира.
Мощность ЛСТО позволяет проводить все виды ремонта "Русланов" за исключением так называемых "тяжелых регламентов". Здесь же проводится расшифровка данных полета, которые по Интернету передаются в Ульяновск. Через "всемирную паутину" передаются и заявки на необходимые запчасти. Оборудование ЛСТО позволяет осуществлять очень важную для любой авиакомпании работу - снимать и ставить на крыло двигатели. В ангаре как раз стоял двигатель Д-18Т, который, отработав на крыле 3.000 часов, готов для отправки в Запорожье на моторный завод "Мотор Сiчь". Там его разберут для тщательного профилактического осмотра. Интересно сконструирован стенд для профилактики и ремонта радиотехнического и локационного оборудования "Руслана". Длина и количество всех кабелей его полностью соответствуют реальному положению их на самолете, то есть сила прохождения сигналов в обоих случаях полностью совпадает.
Высокие по российским меркам зарплаты постоянного и временного персонала ЛСТО в Шенноне (Ирландия - страна дорогая) заставляют "Волга-Днепр" обходиться минимумом его - не более 20-25 человек.
Станция техобслуживания приносит доход "Волга-Днепру" за счет выполнения работ и "на сторону" А раз таких станций никто в России за рубежом не имеет, то обе другие авиакомпании, имеющие АН-124-100 ("Эйр Фойл" и "Полет"), охотно пользуются ее услугами. Но серьезно увеличить доход можно только, обслуживая самолеты других марок. Поэтому шеннонская ЛСТО готовится к приему Ту-204. В частности, делается расчет на закупаемые Египтом такие самолеты. Из разговоров с менеджерами ЛСТО выяснилось, что они рады работать и с самолетами западного производства (их все больше приобретает "Аэрофлот" и компании СНГ).
В заключение приведем слова президента "Волга-Днепр" Алексея Исайкина: "Я поверю, что отечественная авиапромышленность хочет выжить, только тогда, когда она станет создавать подобные станции по всему миру".