Военная техника за рубежом
Как показывает опыт последних вооруженных конфликтов, наиболее эффективным и выгодным при ведении боевых действий бел занятия войсками территории противника является использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА) наземного и морского (корабельного) базирования. С их помощью веста успешно осуществляется непрерывное наблюдение за обстановкой в ходе нанесения ударов и после их завершения за обстановкой в ходе нанесения ударов и после их завершения за результатами этих ударов. Не стала исключением в этом плане и воздушно-наступательная операция НАТО против Югославии.
В статье "Что могут беспилотные летательные аппараты" ("Красная звезда" от 22. 12.1998 г.) было подробно рассказано о развитии и совершенствовании БЛА наземного базирования в армиях стран НАТО. Сегодня речь пойдет о беспилотниках морского (корабельного) базирования ВС США и некоторых стран НАТО.
Морские беспилотники особо ценны при проведении прибрежных операций, когда необходимо наносить удары по закрытым (загоризонтальным) морским и береговым целям. Но и в мирное время, и в период проведения операций, не связанных с ведением боевых действий, БЛА корабельного базирования могут осуществлять наблюдение с целью обеспечения патрулирования в прибрежной 200-мильной экономической зоне, защиты рыболовства, борьбы с контрабандистами и нелегальными иммигрантами, контроля за состоянием окружающей среды. Кроме того, они могут играть важную роль в обеспечении скрытой разведки при проведении специальных операций, осуществляемых силами флота, а также в осуществлении непрерывного наблюдения с целью недопущения неожиданной постановки мин или прорыва блокады.
БЛА корабельною базирования ВМС США впервые были размещены в 1984 г. на десантном вертолетоносце "Гуам" (несколько легких БЛА типа "Мастифф" израильскою производства). С 1987 года на американских кораблях начинают устанавливать БЛА "Pioneer" (тоже израильского производства), которые имеют крейсерскую скорость 148 км/ч, продолжительность патрулирования - 8 часов, радиус действия – 100 км.
При проведении операции "Буря в пустыне" эти беспилотники совершили 533 разведывательных рейда над Ираком и Кувейтом, обеспечивая целеуказание, оценку потерь противника, корректировку огня главною калибра – 406-мм артиллерийских систем линкоров, разведку и раннее предупреждение. Несмотря на гибель 12 и повреждение 11 беспилотников "Pioneer", военное командование США посчитало работу этих аппаратов весьма успешной и заслуживающей большого внимания в дальнейшем развитии. Итогом чего стало введение в морской пехоте специальных подразделений беспилотников в состав групп наблюдения и разведки каждой дивизии. Сейчас США имеют несколько программ по изучению боевых возможностей БЛА корабельного базирования, а с начала прошлого, 1998 г., начаты исследования возможности использования с кораблей ударных беспилотников для уничтожения с их помощью наиболее важных объектов.
Одновременно с усовершенствованием БЛА "Pioneer" идет разработка совершенно нового aппарата. В частности, ВМС и Корпус морской пехоты участвуют в испытаниях и доводке до принятия на вооружение беспилотного тактического воздушного разведчика - "Outride!". Согласно поступившим сведениям, работы по этому проекту ведутся с 1996 г, и в конце прошлого года были получены обнадеживающие результаты. Общим требованием к беспилотнику являются: возможность взлета как с наземной, так и корабельной поверхности площадью 12х12 м, дальность действия 100-200 км, длительность полета около 3 часов.Корпус морской пехоты США также занимается экспериментами по расширению возможностей состоящих на его вооружении 62 единиц БЛА BQM-147A и используемых для расширения возможностей поддержки боевых действии при высадке морского десанта. Основные усовершенствования связаны с установкой новой телеаппаратуры, автопилотов, связанных с глобальной спутниковой навигационной системой и цифровым компасом, обеспечивающим автоматический полет по маршруту, а также возможность установки складывающеюся парашюта-крыла для мягкой посадки БЛА Корпус морской пехоты занимается разработкой и совершенствованием беспилотников - грузоперевозчиков с борта корабля на берег и обратно. При высадке десанта их использование, по мнению специалистов, позволит значительно снизить потери как личного состава, так и техники. С этой целью ведутся работы с семейством беспилотных летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой типа "Бирро". Такие БЛА могут перевозить в зависимости от назначения по 135-225 кг, а более крупные - до 2,3 тонны.
Еще одним направлением в развитии БЛА является разработка нового портативного сверхлегкого беспилотника "Humming-bird", предназначенного для разведки, наблюдении и обнаружения целей в любое время суток. Осуществляет эту идею научно-исследовательский центр надводных боевых действий ВМС США совместно с Федеральным бюро расследовании и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства. Длительность полета такого БЛА - 2 часа, полезная нагрузка - в пределах 7 кг.
ВМС США проявляют также интерес к созданию ударных БЛА (UCAV), запускаемых с подводных лодок и предназначенных для нанесения ударов по особо важным объектам, в частности подавления системы обороны противника на расстояниях до 960 км. Запуск таких аппаратов планируется осуществлять с помощью ракетных ускорителей из шахтных пусковых установок подводных лодок. Примером таких беспилотников одноразового действия может служить "Sea Ferret", разработанный компанией Horthrop Grumman. Этот аппарат имеет массу в 6,5 кг, размах крыльев 1,8 м, длину корпуса 1,9 м. Он может поражать обнаруженные цели с помощью 5-10 кг бомб, находящихся на нем. Максимальная дальность действия "Sea Ferret" 600 км при скорости 150 км/час и продолжительности патрулирования до 2 часов. Стоимость таких БЛА - до 200 тыс. долларов.
Не отстают от США в этих вопросах и другие страны НАТО.
В Канаде для ВМС создается целое семейство БЛА с несущим винтом типа "CL-327", "Guardian". Первый полет этого аппарата состоялся в 1997 г. Масса полезной нагрузки беспилотника - 105 кг, дальность действия - более 200 км, длительность полета - более 6 часов.
Во франции по заказу ВМС разрабатывается национальный разведывательный БЛА Магеl. За счет изменения ориентации двигателя относительно фюзеляжа короткий взлет и возвращение этого беспилотника после выполнения задания можно осуществлять в режиме, близком к висению Этот аппарат может взлетать с вертикальных палуб фрегатов различных классов и садиться на них при состоянии моря 5-6 баллов, радиус действия - до 90 км, и обладает высокой крейсерской скоростью 70-80 м/с.
В ФРГ компанией Daimler-Bens Aerospase (DASA) планируется полномасштабная разработка (аппаратура и сам аппарат) разведывательного беспилотника типа "Seamos", финансирование которого осуществляется ВМС ФРГ. Целью разработки является создание БЛА с бортовой разведывательной аппаратурой, состоящей из обзорной РЛС для загоризонтного обнаружения подводных целей и ИК-системы переднего обзора, что позволит наносить противокорабельные ракетные удары по загоризонтальным подводным целям "Seamos" может находиться в воздухе более 4 часов, имеет взлетную массу около 1000 кг, несет 140 кг полезной нагрузки при высоте полета в 2,5 км. Кроме всего прочего, планируется поручить этому БЛА и радиоэлектронную борьбу.Пентагон также занимается созданием совершенно нового класса беспилотников - стратегического самолета-разведчика "Глоубал Хок", один из экземпляров которого разбился 29 марта этого года в Калифорнии. Он имеет весьма внушительные характеристики длина -13,35 м, размах крыльев - 34,9 м, взлетная масса - 11,7 т, крейсерская скорость - 635 км/час, потолок полета - 19,8 км, максимальная дальность полета - 25 930 км, общее время нахождения в воздухе - 24 часа на дальносгь полета до 5400 км от места базирования.
Начинка беспилотника - РЛС с синтезированной аппаратурой, тепловизор и цифровая телекамера позволяют за 24 часа летного времени обследовать до 140 тыс. квадратных километров поверхности и передать эту информацию с помощью 1 900 кадров размером 2х2 км поверхности земли в реальном режиме времени. По планам разработчиков на первых порах этот беспилотник будет выполнять роль разведчика несколько позже - функции ретранслятора, а в недалеком будущем - поставщика активных помех. По взглядам военного руководства США, для расширения задач в оперативно-стратегическом звене система "Глоубал Хок" будет дополняться беспилотником типа "Дарк Стар" ("Темная звезда"), который сможет находиться в полете 8 часов и обследовать 50 тыс. квадратных км на дальностях до 930 км, передавав эту информацию на командный пункт с помощью 600 кадров.
Таким образом, военное pyководство США и стран НАТО создает комплекс беспилотных летательных аппаратов, с помощью которых может перекрывать весь диапазон решаемых разведывательных задач от тактических - разведки на поле боя до стратегических - на всем театре военных действий. Для осуществления этих идей выделяются огромные суммы, привлекаюся ведущие ученые умы многих стран и используются самые передовые достижения науки и последние технологии, в том числе космической области, и не только американские.