Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотная морская авиация


28 сентября 1999 г. Капитан 1 ранга Олег Лисов, "Красная Звезда"


Военная техника за рубежом

Как показывает опыт последних вооруженных конфликтов, наиболее эффективным и выгодным при ведении боевых действий бел занятия войсками территории противника является использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА) наземного и морского (корабельного) базирования. С их помощью веста успешно осуществляется непрерывное наблюдение за обстановкой в ходе нанесения ударов и после их завершения за обстановкой в ходе нанесения ударов и после их завершения за результатами этих ударов. Не стала исключением в этом плане и воздушно-наступательная операция НАТО против Югославии.

В статье "Что могут беспилотные летательные аппараты" ("Красная звезда" от 22. 12.1998 г.) было подробно рассказано о развитии и совершенствовании БЛА наземного базирования в армиях стран НАТО. Сегодня речь пойдет о беспилотниках морского (корабельного) базирования ВС США и некоторых стран НАТО.


Морские беспилотники особо ценны при проведении прибрежных операций, когда необходимо наносить удары по закрытым (загоризонтальным) морским и береговым целям. Но и в мирное время, и в период проведения операций, не связанных с ведением боевых действий, БЛА корабельного базирования могут осуществлять наблюдение с целью обеспечения патрулирования в прибрежной 200-мильной экономической зоне, защиты рыболовства, борьбы с контрабандистами и нелегальными иммигрантами, контроля за состоянием окружающей среды. Кроме того, они могут играть важную роль в обеспечении скрытой разведки при проведении специальных операций, осуществляемых силами флота, а также в осуществлении непрерывного наблюдения с целью недопущения неожиданной постановки мин или прорыва блокады.

БЛА корабельною базирования ВМС США впервые были размещены в 1984 г. на десантном вертолетоносце "Гуам" (несколько легких БЛА типа "Мастифф" израильскою производства). С 1987 года на американских кораблях начинают устанавливать БЛА "Pioneer" (тоже израильского производства), которые имеют крейсерскую скорость 148 км/ч, продолжительность патрулирования - 8 часов, радиус действия – 100 км.

При проведении операции "Буря в пустыне" эти беспилотники совершили 533 разведывательных рейда над Ираком и Кувейтом, обеспечивая целеуказание, оценку потерь противника, корректировку огня главною калибра – 406-мм артиллерийских систем линкоров, разведку и раннее предупреждение. Несмотря на гибель 12 и повреждение 11 беспилотников "Pioneer", военное командование США посчитало работу этих аппаратов весьма успешной и заслуживающей большого внимания в дальнейшем развитии. Итогом чего стало введение в морской пехоте специальных подразделений беспилотников в состав групп наблюдения и разведки каждой дивизии. Сейчас США имеют несколько программ по изучению боевых возможностей БЛА корабельного базирования, а с начала прошлого, 1998 г., начаты исследования возможности использования с кораблей ударных беспилотников для уничтожения с их помощью наиболее важных объектов.

Одновременно с усовершенствованием БЛА "Pioneer" идет разработка совершенно нового aппарата. В частности, ВМС и Корпус морской пехоты участвуют в испытаниях и доводке до принятия на вооружение беспилотного тактического воздушного разведчика - "Outride!". Согласно поступившим сведениям, работы по этому проекту ведутся с 1996 г, и в конце прошлого года были получены обнадеживающие результаты. Общим требованием к беспилотнику являются: возможность взлета как с наземной, так и корабельной поверхности площадью 12х12 м, дальность действия 100-200 км, длительность полета около 3 часов.Корпус морской пехоты США также занимается экспериментами по расширению возможностей состоящих на его вооружении 62 единиц БЛА BQM-147A и используемых для расширения возможностей поддержки боевых действии при высадке морского десанта. Основные усовершенствования связаны с установкой новой телеаппаратуры, автопилотов, связанных с глобальной спутниковой навигационной системой и цифровым компасом, обеспечивающим автоматический полет по маршруту, а также возможность установки складывающеюся парашюта-крыла для мягкой посадки БЛА Корпус морской пехоты занимается разработкой и совершенствованием беспилотников - грузоперевозчиков с борта корабля на берег и обратно. При высадке десанта их использование, по мнению специалистов, позволит значительно снизить потери как личного состава, так и техники. С этой целью ведутся работы с семейством беспилотных летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой типа "Бирро". Такие БЛА могут перевозить в зависимости от назначения по 135-225 кг, а более крупные - до 2,3 тонны.

Еще одним направлением в развитии БЛА является разработка нового портативного сверхлегкого беспилотника "Humming-bird", предназначенного для разведки, наблюдении и обнаружения целей в любое время суток. Осуществляет эту идею научно-исследовательский центр надводных боевых действий ВМС США совместно с Федеральным бюро расследовании и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства. Длительность полета такого БЛА - 2 часа, полезная нагрузка - в пределах 7 кг.

ВМС США проявляют также интерес к созданию ударных БЛА (UCAV), запускаемых с подводных лодок и предназначенных для нанесения ударов по особо важным объектам, в частности подавления системы обороны противника на расстояниях до 960 км. Запуск таких аппаратов планируется осуществлять с помощью ракетных ускорителей из шахтных пусковых установок подводных лодок. Примером таких беспилотников одноразового действия может служить "Sea Ferret", разработанный компанией Horthrop Grumman. Этот аппарат имеет массу в 6,5 кг, размах крыльев 1,8 м, длину корпуса 1,9 м. Он может поражать обнаруженные цели с помощью 5-10 кг бомб, находящихся на нем. Максимальная дальность действия "Sea Ferret" 600 км при скорости 150 км/час и продолжительности патрулирования до 2 часов. Стоимость таких БЛА - до 200 тыс. долларов.

Не отстают от США в этих вопросах и другие страны НАТО.

В Канаде для ВМС создается целое семейство БЛА с несущим винтом типа "CL-327", "Guardian". Первый полет этого аппарата состоялся в 1997 г. Масса полезной нагрузки беспилотника - 105 кг, дальность действия - более 200 км, длительность полета - более 6 часов.

Во франции по заказу ВМС разрабатывается национальный разведывательный БЛА Магеl. За счет изменения ориентации двигателя относительно фюзеляжа короткий взлет и возвращение этого беспилотника после выполнения задания можно осуществлять в режиме, близком к висению Этот аппарат может взлетать с вертикальных палуб фрегатов различных классов и садиться на них при состоянии моря 5-6 баллов, радиус действия - до 90 км, и обладает высокой крейсерской скоростью 70-80 м/с.

В ФРГ компанией Daimler-Bens Aerospase (DASA) планируется полномасштабная разработка (аппаратура и сам аппарат) разведывательного беспилотника типа "Seamos", финансирование которого осуществляется ВМС ФРГ. Целью разработки является создание БЛА с бортовой разведывательной аппаратурой, состоящей из обзорной РЛС для загоризонтного обнаружения подводных целей и ИК-системы переднего обзора, что позволит наносить противокорабельные ракетные удары по загоризонтальным подводным целям "Seamos" может находиться в воздухе более 4 часов, имеет взлетную массу около 1000 кг, несет 140 кг полезной нагрузки при высоте полета в 2,5 км. Кроме всего прочего, планируется поручить этому БЛА и радиоэлектронную борьбу.Пентагон также занимается созданием совершенно нового класса беспилотников - стратегического самолета-разведчика "Глоубал Хок", один из экземпляров которого разбился 29 марта этого года в Калифорнии. Он имеет весьма внушительные характеристики длина -13,35 м, размах крыльев - 34,9 м, взлетная масса - 11,7 т, крейсерская скорость - 635 км/час, потолок полета - 19,8 км, максимальная дальность полета - 25 930 км, общее время нахождения в воздухе - 24 часа на дальносгь полета до 5400 км от места базирования.

Начинка беспилотника - РЛС с синтезированной аппаратурой, тепловизор и цифровая телекамера позволяют за 24 часа летного времени обследовать до 140 тыс. квадратных километров поверхности и передать эту информацию с помощью 1 900 кадров размером 2х2 км поверхности земли в реальном режиме времени. По планам разработчиков на первых порах этот беспилотник будет выполнять роль разведчика несколько позже - функции ретранслятора, а в недалеком будущем - поставщика активных помех. По взглядам военного руководства США, для расширения задач в оперативно-стратегическом звене система "Глоубал Хок" будет дополняться беспилотником типа "Дарк Стар" ("Темная звезда"), который сможет находиться в полете 8 часов и обследовать 50 тыс. квадратных км на дальностях до 930 км, передавав эту информацию на командный пункт с помощью 600 кадров.

Таким образом, военное pyководство США и стран НАТО создает комплекс беспилотных летательных аппаратов, с помощью которых может перекрывать весь диапазон решаемых разведывательных задач от тактических - разведки на поле боя до стратегических - на всем театре военных действий. Для осуществления этих идей выделяются огромные суммы, привлекаюся ведущие ученые умы многих стран и используются самые передовые достижения науки и последние технологии, в том числе космической области, и не только американские.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC28SJ
https://youdo.com/auto/engine/diesel/: смотреть варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer