← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Обучение служб авиационной безопасности в аэропортах


29 сентября 1999 г. Геннадий Аралов, "Воздушный Транспорт" №39


Подобно солдатам и пожарным, сотрудники служб авиационной безопасности могут за весь период службы ни разу не столкнуться с необходимостью применить свои знания на практике. Это обстоятельство, а также рутинность ежедневной монотонной работы по осмотру на экране монитора вещей сотен пассажиров вызывают скуку и могут пагубно отразиться на компетентности и работоспособности сотрудников. В то же время администрация аэропорта, пренебрегающая обязанностью поддерживать высокий профессионализм сотрудников службы безопасности, будет нести ответственность за все выявленные упущения и промахи. Аэропорты и авиакомпании тратят миллионы долларов на снижение риска воздушных перевозок, но потеря бдительности или некомпетентность служб безопасности могут свести эффективность этих затрат к нулю. Общеизвестно, что аэропорты остаются уязвимыми для всякого рода террористов и преступников. Поэтому так важны постоянные упражнения, обучение и тренировка сотрудников, препятствующие тенденции снижения их профессиональных качеств. Фирма React разработала ряд таких программ, включающих обучение управлению толпой, искусство коммуникации, распознавание скрытой агрессивности и меры безопасности в случаях, когда угрозы перерастают в действие. Фирма Rapiscan, поставляющая уже 25 лет рентгенологическое оборудование для досмотра багажа и грузов, разработала комбинированную обучающую систему 500 ЕРХ, воссоздающую на экране монитора картину осмотра предметов багажа со скрытыми опасными предметами. Оператор установки, работающей в обучающем режиме, должен выявить эти предметы и оценить степень их опасности. Последующий анализ его действий позволяет оценить его реакцию и профессиональный уровень. Аналогичные системы Rapiscan 300 поставлены недавно в Малайзию, США и на Ближний Восток. Фирма EG&G Astrophysics разработала и продвигает на мировой рынок систем авиационной безопасности обучающие машины, работающие на основе компьютеров Фирма Safe Passage International (SPI), основанная 10 лет тому назад, стала мировым лидером по сбыту подобных машин, которые уже установлены в 105 аэропортах и независимых охранных организациях по всему миру. Машины SPI учат операторов различать на экранах рентгеновских установок запрещенные к перевозке предметы и отличать изображения взрывных устройств от неопасных изделии. Два года тому назад SPI была выбрана эксклюзивным поставщиком компьютерных обучающих систем в Организацию обучения служб безопасности SITO Великобритании, разрабатывающую стандарты обучения и проверки квалификации персонала по охране. О высоком статусе SPI говорит то, что она заключила контракт с Федеральным авиационным управлением США на поставку систем компьютерного обучения служб авиационной безопасности в 19 крупных аэропортах США. Фирма SPI разрабатывает программное обеспечение для обучающих систем. Одним из ее последних достижений явилось создание программ домашнего обучения на дисках CD-ROM для персональных компьютеров. В скором времени станет возможным доступ к подобным программам через сеть Internet. Подобно тому, как фирмы WICAT и TRO стали признанными лидерами в области создания тренажеров самолетов с компьютерной базой обучения, SPI достигла лидирующей позиции в разработке и поставках компьютерных систем для обучения персонала служб авиационной безопасности. Ее ближайшим конкурентом является фирма Frontline International, поставляющая компьютерные обучающие системы с программами, работающими на базе операционной системы Windows.

Большим опытом в плане авиационной безопасности располагает лондонский аэропорт Хитроу, через который ежегодно проходит свыше 50 млн. пассажиров. При аэропорте действует всемирно известный Центр обучения служб безопасности (Heatrow Training Centre), предлагающий целый спектр учебных программ и курсов, располагающий широким арсеналом самого современного оборудования по досмотру и инспекции Центр располагает 14 компьютерными обучающими станциями, воспроизводящими работу любого, в том числе рентгеновского, оборудования по проверке багажа. В Центре имеется библиотека учебных видеофильмов. Продолжительность учебных курсов по выбору заказчика - от половины дня до 5 дней, имеется специализированный курс для менеджеров аэропортов. Аналогичные центры имеются также в таких ведущих аэропортах, как Амстердам, Франкфурт и Манчестер. В них проводится подготовка служб авиационной безопасности из других стран. Например, Манчестер проводит обучение персонала из Гонконга, Сингапура, Гамбии и Саудовской Аравии. Там же проводится обучение по курсам перевозки опасных грузов и даются консультации управляющему персоналу аэропортов.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/9/29/168/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.