← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Новая формула удара


12 октября 2000 г. Анатолий Докучаев, "Красная звезда"


Провести пуски крылатых ракет, в том числе и с ракетоносцев, перебазированных в конце 1999 года - начале 2000 года c Украины, разрабатываемой ракеты воздушного базирования большой дальности с обычной частью, осуществить дозаправку самолетов в воздухе. Эти и другие сложные задачи стояли перед экипажами дальней авиации Российской армии в этом году. Удалось ли их решить? Об этом в дни итоговой проверки рассказывает начальник отдела боевой подготовки - старший инспектор-летчик 37-й воздушной армии Верховного главного командования (стратегического назначения) генерал-майор Василий МАЛАЩИЦКИЙ.

        Провести пуски крылатых ракет, в том числе и с ракетоносцев, перебазированных в конце 1999 года - начале 2000 года c Украины, разрабатываемой ракеты воздушного базирования большой дальности с обычной частью, осуществить дозаправку самолетов в воздухе. Эти и другие сложные задачи стояли перед экипажами дальней авиации Российской армии в этом году. Удалось ли их решить? Об этом в дни итоговой проверки рассказывает начальник отдела боевой подготовки - старший инспектор-летчик 37-й воздушной армии Верховного главного командования (стратегического назначения) генерал-майор Василий МАЛАЩИЦКИЙ.

        - Итоговые занятия у нас в полном разгаре. И все же основные мероприятия мы провели ранее. 22-ю Донбасскую тяжелую бомбардировочную авиадивизию (дислоцируется на известной авиабазе Энгельс) «испытали» в ходе масштабного командно-штабного учения дальней авиации с тактическим вылетом над Поволжьем, акваториями Каспийского и Черного морей. К слову, оно являлось в определенной мере знаковым для нас. После реализации положений Договора о СНВ-2 роль авиационной составляющей в российской стратегической триаде возрастает. И этот рост должен был проявиться и в профессионализме наших экипажей.

        В учении наряду со стратегическими бомбардировщиками Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 боевые задачи выполняли фронтовая авиация и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, с участием которых осуществлялось наведение ракетоносцев, дальние разведчики Ту-22МР. Оно проводилось при активном противодействии со стороны условного противника.

        Финалом учения стал успешный пуск экипажами штатных крылатых ракет: Ту-95МС поражали цели на северном полигоне, а Ту-22М3 нанесли удар штатными крылатыми ракетами «по авиационной базе противника» - по целям на южном полигоне. Главнокомандующий ВВС генерал армии Анатолий Корнуков поздравил экипажи воздушных кораблей.

        - Это был успех, и ВВС тем самым подтвердили, что они могут оперативно реагировать на изменение военно-политической обстановки, а также форм и способов ведения современной войны?

        - Так можно сказать. Дальняя авиация подтвердила свою способность эффективно действовать на континентальных и морских театрах военных действий с применением ядерного и обычного оружия. Отмечу, что многое в ходе этого учения было новым. Мы впервые выполняли учебно-боевые задачи в акватории Черного моря. Впервые ориентировались на перспективные средства поражения. Впервые боевые порядки от взлета до посадки сопровождали истребители Саваслейского учебного центра МиГ-31 и Су-30 - с дозаправкой в воздухе.

        Важнейшей целью учения являлась и проверка боеготовности авиационной техники после длительного перерыва в эксплуатации. В воздух для отработки учебно-боевых задач впервые поднялись бомбардировщики, перебазированные с Украины.

        - Вы смогли ввести в строй 11 самолетов, что прибыли c Украины, - 8 Ту-160 и 3 Ту-95МС?

        - Не только ввели, но и облетали их после технического обслуживания, которое провели собственными силами.

        - А что значит: ориентировались на перспективные средства поражения?

        - Мы строили боевые порядки, выбирали тактические приемы нанесения удара с учетом перспективных крылатых ракет, которые завтра поступят на смену нынешним штатным. Их характеристики мы знаем - у них большая дальность пуска, более современная система наведения.

        - Ваш командующий на страницах нашей газеты заявил, что в этом году экипажи произведут пуски разрабатываемой крылатой ракеты воздушного базирования большой дальности с обычной частью. Знаю, что командование ВВС, дальней авиации внимательно следило за воздушной агрессией США и НАТО в Югославии. Там Пентагон и его союзники продемонстрировали, что они способны достигать стратегических целей без задействования ядерного оружия, применяя высокоточные авиационные ракеты и бомбы. Печать сообщала, что российское научно-производственное объединение получило от вас заказ на разработку стратегической неядерной крылатой ракеты. Вы проводили ее пуски?

        - Мы участвовали в испытаниях новой ракеты, о которой вы спрашиваете. И это прибавило экипажам профессионализма.

        - Какие еще весомые мероприятия за вашими плечами в этом учебном году?

        - Провели командно-штабное учение с дивизией, которая базируется на востоке страны. Экипажи ракетоносцев Ту-95МС участвовали в учении Северного флота. Совместно с морской авиацией работали по надводным целям. После гибели «Курска» учение было приостановлено, активная фаза прекратилась и для нас. Но мы наверстали упущенное во время учения «Боевое содружество-2000». В течение трех дней экипажи выполняли различные практические задачи с пуском ракет. Всего мы провели в этом году 11 пусков.

        - Получается, что далеко не каждый экипаж имел возможность получить практику нанесения удара по запланированной цели?

        - Мы стремимся чередовать экипажи при выполнении практических пусков ракет. В первую очередь их проводят экипажи из летчиков руководящего звена, которым потом учить подчиненных, передавать опыт, и экипажи, состоящие из молодежи, не имеющие опыта ракетных стрельб.

        - Выполняли ли экипажи полков дальней авиации сверхдальние полеты?

        - Полеты, о которых я рассказываю, и являлись таковыми, экипажи ходили на максимальную дальность. Ракетоносцы дивизии поднялись с военно-воздушной базы на востоке страны, пришли в район северного полигона, выполнили там предпусковые упражнения, совершив посадку на авиабазе Энгельс. Вскоре взяли старт и сходили на север уже для пуска ракет, посетили Белоруссию с посадкой на аэродромах Мачулищи и Барановичи и затем вернулись «домой». Другими словами, они прошли по периметру двух государств.

        - Как нашли экипажи аэродромы дружественной нам Белоруссии?

        - Они в хорошем состоянии, готовы в любой момент принять наши стратегические бомбардировщики.

        - А отработаны ли практически вопросы заправки стратегических самолетов топливом в воздухе?

        - Экипажи Ту-95МС выполняли такие задачи. Готовы к этому и летчики, осваивающие Ту-160 и Ту-22М3.

        - Василий Павлович, что было самым сложным в обучении летного состава?

        - Подготовка молодых экипажей. Стремимся уделить им максимум внимания, настойчиво готовим специалистов, которые завтра возглавят эскадрильи, полки.

        - Читателю будет интересно: а командование 37-й воздушной армии Верховного Главного командования летающее?

        - А как же? У нас летает командующий. А в июле этого года генерал-лейтенант Михаил Опарин в 8-й воздушной армии стратегического назначения США, которую посетила наша делегация в рамках профессионального обмена, выполнил даже полет с дозаправкой топливом в воздухе на В-1В «Спирит», который в определенной степени является аналогом нашего ракетоносца Ту-160. Командующий требует, чтобы летную форму поддерживали и другие генералы и офицеры управления армии: заместители командующего, инспекторы-летчики, штурманы. Это жизненно необходимо: ведь наша задача - обучать экипажи, проверять их выучку.

        - Словом, вы довольны налетом в 2000 году?

        - Почему вы сделали такой вывод?.. Лимит топлива на год отпущен в пределах 27-28 процентов от потребного. Это очень мало. Однако у нас нет нелетающих экипажей, нет неподготовленных экипажей.

        - Интересно?

        - Помогает наш учебный центр, где имеются «обучающие» самолеты Ту-134. Тренируются наши летчики и на Ан-26. Выходы ищем различные. А как еще?!



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2000/10/12/585/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.