Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Страсти вокруг шасси


29 августа 2000 г. Геннадий Аралов (По материалам журнала "Aircraft Economics"), "Воздушный транспорт №34"


        Шасси с колесами и тормозной системой всегда являлись предметом особой озабоченности и внимания как конструкторов, так и эксплуатантов авиационной техники. Если исключить из стоимости технического обслуживания и ремонта (ТОиР) самолета стоимость ТОиР двигателей, доля шасси в стоимости ТОиР планера большого коммерческого самолета сейчас составляет в среднем от 30 до 35%.

        Даже беглое знакомство с шасси воздушного судна (ВС) говорит о его сложности и объясняет высокий уровень расходов на его обслуживание. Силы нагружения тяжелого коммерческого самолета, весящего свыше 100 тонн и мчащегося по ВПП со скоростью более 200 км/ч, огромны и нетрудно себе представить, сколь значительна работа шасси, чтобы защитить пассажиров и ВС от них на посадке. Поскольку меньшие по размерам самолеты совершают более частые посадки, доля расходов на ТОиР шасси у них выше, чем у более тяжелых магистральных ВС. Для региональных самолетов доля шасси с колесами и тормозными системами составляет 40% от стоимости ТОиР планера.

        Стоимость ремонта колес, тормозов и пневматиков очень высока и зависит от условий эксплуатации ВС и мастерства пилотов. Поэтому стоимость их ТОиР обычно исключается из контрактов на ТО планера, в которых указывается фиксированная цена ТО за 1 летный час. Многие авиакомпании заключают контракты на ремонт шасси со сторонними организациями. Так, например, даже в такой компании, как Lufthansa Technik, 74% объема работ по ремонту шасси выполнятся, на стороне. Спрос рождает предложение, и образовался рынок компаний, специализирующихся на восстановлении и ремонте шасси. Только в Европе насчитывается более 20 конкурирующих между собой компаний, специализирующихся на ТОиР шасси самолета Boeing 737. Конкуренция обостряется предложением послепродажного обслуживания шасси фирмами-производителями. Производство и ремонт шасси являются одним из основных видов деятельности объединения компаний BFGoodrich и Coltec.

        Еще одним сегментом рынка с собственными правилами игры является рынок шин и тормозов, одним из "китов" которого является акционерное общество, объединившее усилия SAS и корпорации AlliedSignal Aircraft Landing System по восстановлению тормозов самолетов Boeing 767 авиакомпаний Европы, Ближнего Востока и Африки.

        Образовался своеобразный рынок ремонта и восстановления передних опор шасси с компаниями, подобно Liebherr, специализирующимися на ТОиР региональных самолетов.

        Среди производителей основных опор шасси самыми крупными являются американская BFGoodrich/Coltec и дочерняя по отношению к Snecma фирма Messeir-Dowty, имеющая заводы во Франции и Великобритании. Примечательно географическое разделение европейских и американских производителей: конкуренты поделили рынок, одни доминируют в поставках шасси для консорциума Airbus, другие - для компании Boeing. В то время как авиастроительные фирмы возможно и желали бы более конкурентной ситуации на рынке производителей шасси, влияние этой двухполюсности на заказчиков в плане цен не очень заметно.

        В отличие от рынка авиадвигателей, где на один и тот же самолет авиакомпания может выбрать 2-3, а то и больше двигателей различных фирм, предложение шасси на одно ВС от двумя производителями - событие не рядовое. Ситуация становится более серьезной при взгляде на рынок восстановления и ремонта. Оба поставщика шасси задействованы на этом рынке. Фирма BFGoodrich имеет широко разветвленную сеть цехов по ремонту шасси и занимает сильные позиции среди клиентов, имеющих оборудование от Menasco.

        Фирма Messeir-Dowty очень активна на рынке послепродажного обслуживания благодаря своему партнерству по АО с Messeir- Bugatti - другой дочерней фирмы Snecma. Последняя заключила недавно контракт с техническим центром SIA Engineering. Управление потоками запасных частей для шасси легко налаживается производителями шасси, это позволяет авиакомпаниям поддерживать общие пулы деталей и узлов шасси. Запасные части шасси и комплектующие изделия обязательно поставляются фирмами-производителями самостоятельным организациям по ТОиР на беспристрастной и справедливой основе. Фирма Boeing контролирует процессы проектирования и разработки шасси и получает таким образом возможность влиять на производство и сбыт запасных частей, поэтому она в какой-то степени может прогнозировать и цены. В любом случае хорошо развитый рынок организаций по ТОиР шасси обеспечивает защиту против создания ситуации, сложившейся на рынке авиационных двигателей.

        Син Риган - менеджер по продаже компонентов для ремонта фирмы FLS Aerospace, являющейся крупнейшей европейской независимой организацией по ТОиР, верит в то, что для "сторонних" независимых поставщиков есть рынок и возможности бизнеса. В частности, он видит нишу для своей компании в развитии бизнеса поставок на замену. Операторы в целях снижения времени на простои ВС стремятся, чтобы шасси находилось на ВС в постоянной эксплуатации вплоть до полного исчерпания ресурса. Это означает, что они меняют шасси не в момент проведения капитального ремонта, а во время проведения ТО по ближайшей форме "С". При этом шасси заменяется вместе с частями, срок службы которых может и не закончиться, это, конечно, удорожает стоимость замены шасси или его капитального ремонта.

        Ян Старрок - коммерческий директор компании AJ Walter, специализирующейся на поставках запасных частей для авиакомпании, - тоже выражает оптимизм в отношении будущего независимых поставщиков. Он считает, что тем не менее в условиях чрезвычайно насыщенного рынка компании-поставщики должны предлагать клиентам новые, инновационные решения. Одним из таких решений его компании явилось инвестирование средств в производство шасси, что дало ей возможность предложить некоторым заказчикам программы поставок по фиксированным ценам. Старрок также прокомментировал возможности вторичного рынка ВС. Поскольку большое количество старых самолетов списано и разбирается на запасные части, сейчас появился избыток работоспособных шасси самолетов, особенно от Boeing 747, 727, 737-200 и DC-9. Однако в случае, например, с самолетом Lockheed Tristar этот избыток, существовавший два-три года тому назад, уже исчерпан и операторы снова возвращаются к ремонту шасси.

        Анализ рынка ТОиР позволил установить средние текущие цены на ТОиР шасси некоторых типов ВС. В нижеследующей таблице приведены значения стоимости ТОиР шасси в пересчете на 1 летный час. Первая цифра является оценкой журнала "Aircraft Economics", вторая представляет собой уточненную оценку. Цифры базируются на сведениях коммерческих организаций, разработчиков, поставщиков, эксплуатантов и скорректированы с учетом характеристик ВС в основном в зависимости от максимального посадочного веса.

        При оценке стоимости ТОиР шасси следует принять во внимание еще одну особенность, которую можно и не заметить. Речь идет о времени на подготовку к повторному вылету в аэропорту. Период времени простоя ВС в аэропорту на ТОиР шасси является решающим при определении объема запасных частей, которым должна располагать авиакомпания и от которого зависят расходы на ТОиР. Эти расходы становятся более очевидными, когда авиакомпания пользуется шасси, взятым в лизинг на время, когда собственное шасси находится в ремонте.

        Неопределенности, встречающиеся при планировании времени на ремонт шасси, являются одной из причин, по которым авиакомпании предпочитают схему замены шасси. Оператор может также компенсировать неопределенности при ремонте шасси путем получения гарантий от поставщика шасси или его производителя, но получение таких гарантий опять потребует дополнительных затрат. Типовая продолжительность времени на ремонт шасси составляет от 25 до 35 дней для узкофюзеляжных самолетов и от 35 до 50 дней - для широкофюзеляжных.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США



Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBq5g9
Юду: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/dlv/kabluk/, рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer