Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Страсти вокруг шасси


29 августа 2000 г. Геннадий Аралов (По материалам журнала "Aircraft Economics"), "Воздушный транспорт №34"


        Шасси с колесами и тормозной системой всегда являлись предметом особой озабоченности и внимания как конструкторов, так и эксплуатантов авиационной техники. Если исключить из стоимости технического обслуживания и ремонта (ТОиР) самолета стоимость ТОиР двигателей, доля шасси в стоимости ТОиР планера большого коммерческого самолета сейчас составляет в среднем от 30 до 35%.

        Даже беглое знакомство с шасси воздушного судна (ВС) говорит о его сложности и объясняет высокий уровень расходов на его обслуживание. Силы нагружения тяжелого коммерческого самолета, весящего свыше 100 тонн и мчащегося по ВПП со скоростью более 200 км/ч, огромны и нетрудно себе представить, сколь значительна работа шасси, чтобы защитить пассажиров и ВС от них на посадке. Поскольку меньшие по размерам самолеты совершают более частые посадки, доля расходов на ТОиР шасси у них выше, чем у более тяжелых магистральных ВС. Для региональных самолетов доля шасси с колесами и тормозными системами составляет 40% от стоимости ТОиР планера.

        Стоимость ремонта колес, тормозов и пневматиков очень высока и зависит от условий эксплуатации ВС и мастерства пилотов. Поэтому стоимость их ТОиР обычно исключается из контрактов на ТО планера, в которых указывается фиксированная цена ТО за 1 летный час. Многие авиакомпании заключают контракты на ремонт шасси со сторонними организациями. Так, например, даже в такой компании, как Lufthansa Technik, 74% объема работ по ремонту шасси выполнятся, на стороне. Спрос рождает предложение, и образовался рынок компаний, специализирующихся на восстановлении и ремонте шасси. Только в Европе насчитывается более 20 конкурирующих между собой компаний, специализирующихся на ТОиР шасси самолета Boeing 737. Конкуренция обостряется предложением послепродажного обслуживания шасси фирмами-производителями. Производство и ремонт шасси являются одним из основных видов деятельности объединения компаний BFGoodrich и Coltec.

        Еще одним сегментом рынка с собственными правилами игры является рынок шин и тормозов, одним из "китов" которого является акционерное общество, объединившее усилия SAS и корпорации AlliedSignal Aircraft Landing System по восстановлению тормозов самолетов Boeing 767 авиакомпаний Европы, Ближнего Востока и Африки.

        Образовался своеобразный рынок ремонта и восстановления передних опор шасси с компаниями, подобно Liebherr, специализирующимися на ТОиР региональных самолетов.

        Среди производителей основных опор шасси самыми крупными являются американская BFGoodrich/Coltec и дочерняя по отношению к Snecma фирма Messeir-Dowty, имеющая заводы во Франции и Великобритании. Примечательно географическое разделение европейских и американских производителей: конкуренты поделили рынок, одни доминируют в поставках шасси для консорциума Airbus, другие - для компании Boeing. В то время как авиастроительные фирмы возможно и желали бы более конкурентной ситуации на рынке производителей шасси, влияние этой двухполюсности на заказчиков в плане цен не очень заметно.

        В отличие от рынка авиадвигателей, где на один и тот же самолет авиакомпания может выбрать 2-3, а то и больше двигателей различных фирм, предложение шасси на одно ВС от двумя производителями - событие не рядовое. Ситуация становится более серьезной при взгляде на рынок восстановления и ремонта. Оба поставщика шасси задействованы на этом рынке. Фирма BFGoodrich имеет широко разветвленную сеть цехов по ремонту шасси и занимает сильные позиции среди клиентов, имеющих оборудование от Menasco.

        Фирма Messeir-Dowty очень активна на рынке послепродажного обслуживания благодаря своему партнерству по АО с Messeir- Bugatti - другой дочерней фирмы Snecma. Последняя заключила недавно контракт с техническим центром SIA Engineering. Управление потоками запасных частей для шасси легко налаживается производителями шасси, это позволяет авиакомпаниям поддерживать общие пулы деталей и узлов шасси. Запасные части шасси и комплектующие изделия обязательно поставляются фирмами-производителями самостоятельным организациям по ТОиР на беспристрастной и справедливой основе. Фирма Boeing контролирует процессы проектирования и разработки шасси и получает таким образом возможность влиять на производство и сбыт запасных частей, поэтому она в какой-то степени может прогнозировать и цены. В любом случае хорошо развитый рынок организаций по ТОиР шасси обеспечивает защиту против создания ситуации, сложившейся на рынке авиационных двигателей.

        Син Риган - менеджер по продаже компонентов для ремонта фирмы FLS Aerospace, являющейся крупнейшей европейской независимой организацией по ТОиР, верит в то, что для "сторонних" независимых поставщиков есть рынок и возможности бизнеса. В частности, он видит нишу для своей компании в развитии бизнеса поставок на замену. Операторы в целях снижения времени на простои ВС стремятся, чтобы шасси находилось на ВС в постоянной эксплуатации вплоть до полного исчерпания ресурса. Это означает, что они меняют шасси не в момент проведения капитального ремонта, а во время проведения ТО по ближайшей форме "С". При этом шасси заменяется вместе с частями, срок службы которых может и не закончиться, это, конечно, удорожает стоимость замены шасси или его капитального ремонта.

        Ян Старрок - коммерческий директор компании AJ Walter, специализирующейся на поставках запасных частей для авиакомпании, - тоже выражает оптимизм в отношении будущего независимых поставщиков. Он считает, что тем не менее в условиях чрезвычайно насыщенного рынка компании-поставщики должны предлагать клиентам новые, инновационные решения. Одним из таких решений его компании явилось инвестирование средств в производство шасси, что дало ей возможность предложить некоторым заказчикам программы поставок по фиксированным ценам. Старрок также прокомментировал возможности вторичного рынка ВС. Поскольку большое количество старых самолетов списано и разбирается на запасные части, сейчас появился избыток работоспособных шасси самолетов, особенно от Boeing 747, 727, 737-200 и DC-9. Однако в случае, например, с самолетом Lockheed Tristar этот избыток, существовавший два-три года тому назад, уже исчерпан и операторы снова возвращаются к ремонту шасси.

        Анализ рынка ТОиР позволил установить средние текущие цены на ТОиР шасси некоторых типов ВС. В нижеследующей таблице приведены значения стоимости ТОиР шасси в пересчете на 1 летный час. Первая цифра является оценкой журнала "Aircraft Economics", вторая представляет собой уточненную оценку. Цифры базируются на сведениях коммерческих организаций, разработчиков, поставщиков, эксплуатантов и скорректированы с учетом характеристик ВС в основном в зависимости от максимального посадочного веса.

        При оценке стоимости ТОиР шасси следует принять во внимание еще одну особенность, которую можно и не заметить. Речь идет о времени на подготовку к повторному вылету в аэропорту. Период времени простоя ВС в аэропорту на ТОиР шасси является решающим при определении объема запасных частей, которым должна располагать авиакомпания и от которого зависят расходы на ТОиР. Эти расходы становятся более очевидными, когда авиакомпания пользуется шасси, взятым в лизинг на время, когда собственное шасси находится в ремонте.

        Неопределенности, встречающиеся при планировании времени на ремонт шасси, являются одной из причин, по которым авиакомпании предпочитают схему замены шасси. Оператор может также компенсировать неопределенности при ремонте шасси путем получения гарантий от поставщика шасси или его производителя, но получение таких гарантий опять потребует дополнительных затрат. Типовая продолжительность времени на ремонт шасси составляет от 25 до 35 дней для узкофюзеляжных самолетов и от 35 до 50 дней - для широкофюзеляжных.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBq5g9
Юду: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/dlv/kabluk/, рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer