Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Беркут» раздвигает горизонты


25 сентября 2000 г. Анатолий Докучаев, "Красная звезда"


3 года назад в России стартовал сверхманевренный самолет с обратной стреловидностью крыла

        Его поднял будущий Герой России летчик-испытатель Игорь Вотинцев 25 сентября 1997-го. А в октябре 2000-го экспериментальный С-37 "Беркут" с крылом обратной стреловидности стартует в сотый раз. На сегодня "ОКБ Сухого" завершило большой этап испытаний самолета, вызывающего по всему миру неподдельный интерес. Несомненно, полученные результаты будут использованы в проектах истребителей будущего. Истребителей, которые... Впрочем, немного предыстории.

        Итак, "Беркут" стартует 25 сентября 1997-го. А в ноябре председатель подкомитета по тактической авиации комитета по национальной обороне конгресса США Курт Велдон отметил в "Нью-Йорк таймс": "По мнению оборонных экспертов, разработка С-37 означает, что в ХХI веке американские пилоты могут столкнуться с противником еще более грозным, чем это ожидалось ранее. Россия продолжает осуществлять развитие технологий. Этот технологический "скачок" может дать русским значительный потенциал. Новый самолет позволит выйти на уровень последних достижений в США. С-37 создан для того, чтобы дать русским исключительные возможности для достижения того, что называют "господством в воздухе".

        Отметим, что в семидесятых годах в США приступают к реализации программы перспективного истребителя ATF, которая привела к появлению экспериментальных самолетов Локхид F-22 (впоследствии Локхид-Мартин YF-22А "Рэптор") и Нортроп YF-23. В Советском Союзе начинаются исследования по программе создания "истребителя девяностых" - И-90. Именно тогда определяется, что в общем комплексе требований к перспективному истребителю сверхманевренность (способность сохранять устойчивость и управляемость практически на любых углах атаки) является одним из приоритетов. Сверхманевренность фигурировала и в требованиях к истребителю ATF. Однако, столкнувшись с трудноразрешимыми задачами, американцы отчасти жертвуют маневренными возможностями.

        Боевая же практика показывает, что ближний воздушный бой остается неизбежным. Да и при ведении дальнего ракетного боя, считают специалисты, преимуществом будет обладать тот, кто при последовательной стрельбе в разных секторах сумеет к моменту пуска быстрее сориентировать истребитель в направлении цели для более полного использования динамических возможностей своих ракет. В этих условиях особое значение имеют максимально высокие угловые скорости разворота и диапазон скоростей, в которых может быть применено оружие. Поэтому жесткие требования по маневренности для истребителя пятого поколения остаются неизменными.

        "ОКБ Сухого", работавшее над программой истребителя Су-27, самого маневренного в мире, предложило самолет с крылом обратной стреловидности - с высокими маневренными характеристиками на дозвуковых скоростях (в частности, способностью сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки до 60 и более градусов) и не уступающего лучшим истребителям на сверхзвуковых скоростях. Руководителем проекта - главным конструктором самолета назначается Михаил Погосян (с марта 1998 года - Сергей Коротков), общее руководство осуществлял генеральный конструктор "ОКБ Сухого" Михаил Симонов. В конце 80-х с привлечением других авиационных производственных объединений начинаются работы по подготовке к постройке экспериментальной машины.

        - В начале 90-х оборонные расходы России резко сократились, однако ОКБ приняло решение о продолжении работ, - говорит главный конструктор самолета С-37 Сергей Коротков. - Мы исходили из необходимости сохранить передовые авиастроительные технологии. Ведь достаточно выпасть даже одному звену в цепи последовательной смены поколений боевой авиационной техники, и это обязательно приведет к потере способности самостоятельно разрабатывать и производить современные истребители. Именно так произошло с Германией, Великобританией и Японией, отставших на одно поколение от России, США и Франции.

        Весной 1997-го строится первый экземпляр С-37 "Беркут" - летающая лаборатория. Его "обжимают" на стенде, не доводя нагрузки до разрушающих. Тогда впервые в практике отечественного авиастроения отрабатываются методы, позволяющие с достаточно высокой точностью определять предельные прочностные характеристики конструкции, не ломая машину на статических испытаниях. Летом того же девяносто седьмого "Беркут" "переезжает" в Летно-испытательный институт имени Михаила Громова. В начале сентября начинаются скоростные пробежки, а 25-го, повторюсь, самолет, пилотируемый летчиком-испытателем Игорем Вотинцевым, уходит в свой первый полет. Без сомнения, это стало ярким событием для российской авиационной промышленности. Для всей России. На сегодняшний день "ОКБ Сухого" с выходом С-37 на сверхзвуковые режимы полета завершило большой этап летных испытаний.

        Они, по мнению специалистов ОКБ, подтвердили расчетные преимущества крыла обратной стреловидности для маневренных самолетов. Полученные результаты превзошли предварительные оценки конструкторов. Самолет устойчив вплоть до очень больших углов атаки на дозвуковых скоростях и по маневренности значительно превосходит знаменитый Су-27. Как свидетельствует летчик-испытатель Герой Российской Федерации Игорь Вотинцев, проводящий летные испытания "Беркута", управление самолетом на проверяемых режимах остается легким и устойчивым.

        Крыло обратной стреловидности - самая яркая и эффектная внешняя особенность "Беркута", резко отличающая облик этой машины от всех других. Однако это далеко не единственное его достоинство. Планер самолета создан с использованием принципиально новых решений. Применение крупногабаритных панелей длиной до восьми метров позволило добиться чрезвычайно высокой гладкости поверхности и свести к минимуму крепеж. Это облагородило аэродинамику и снизило массу. В конструкции "Беркута" реализованы и другие передовые технические решения и технологии. Он создавался под принципиально новые двигатели пятого поколения разработки АО "Люлька-Сатурн" (на опытном С-37 установлены двигатели Д-30Ф6). Новый комплект БРЭО, которым будет оснащен "Беркут", должен обеспечить автоматическое управление различными системами (в том числе системами с элементами искусственного интеллекта).

        Алгоритм решений по разработке, постройке и испытаниям экспериментального С-37 "Беркут", по мнению главного конструктора Сергея Короткова, отражает выбранную "ОКБ Сухого" стратегию поэтапного создания нового истребителя. Ряд заложенных в проект С-37 технических решений был сначала реализован на других самолетах фирмы. Постройка экспериментальной машины позволила сконцентрировать усилия коллектива на наиболее критических направлениях. Сегодня С-37 - инструмент, позволяющий раздвинуть горизонты в авиастроительных технологиях и обеспечить России революционный "прорыв в новое измерение". Авторитетные авиационные зарубежные специалисты отмечают, что российский самолет вышел на качественно новый уровень по сравнению со всеми истребителями, созданными в России и ранее в СССР. "Беркут" можно рассматривать как уникальную летающую лабораторию для отработки широкого круга передовых технических решений, которые будут использованы в конструкциях различных самолетов ХХI века как военного, так и гражданского назначения.

        Сегодня следует сказать и о следующем. Несколько дней назад, а именно 18 сентября, в воздух впервые поднялся американский экспериментальный легкий многоцелевой истребитель JSF. Некоторые СМИ уже отмечают, что с появлением этой машины пятого поколения "русским вскоре нечего будет делать в воздухе и на мировом рынке авиационного оружия". Думается, что это преждевременные заявления.

        - Американский самолет должен еще себя показать, - говорит Сергей Коротков. - "Беркут" же совершил почти 100 полетов. Мы отработали две программы испытаний и приступаем к третьей - расширяем технические ограничения. Время по созданию в России истребителя пятого поколения еще не упущено. ВВС должны определиться с обликом современной машины. Мы же свое слово скажем.

        Заметим, что разработка перспективного фронтового истребителя - в планах военного ведомства России, о чем заявил на страницах нашей газеты министр обороны Маршал Российской Федерации Игорь Сергеев. Более того, является одним из основных приоритетных направлений в развитии вооружений и военной техники на ближайшее десятилетие. Россия, безусловно, должна иметь свой истребитель пятого поколения в числе первых и не уподобляться державам, которые, "пропустив звено в цепи", выбыли из шеренги правофланговых мирового авиастроения. Успешно продолжающиеся летные испытания С-37 представляют крупный шаг по пути выполнения комплекса требований по перспективному истребителю. Парящий в небе "Беркут" с чарующими очертаниями доказывает способность российской авиационной промышленности разрабатывать современную авиационную технику и готовность конкурировать в будущем с ведущими зарубежными разработчиками. У ВВС России будет истребитель наступающего века.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов



Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer