← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Борт номер один


10 декабря 2001 г. Андрей Камакин, "Итоги"


Самолет главы государства не просто средство передвижения. "Борт N 1" одновременно является рабочим кабинетом и мобильным центром управления государством. Работу "воздушной резиденции" президента России обеспечивает авиаотряд особого назначения, официально - ГТК "Россия"

        На днях Президенту Путину, по данным "Итогов", были представлены эскизы интерьера его новой "воздушной резиденции" - монтаж и оформление салона "борта N1" полным ходом идет на Воронежском авиационном заводе. Согласно планам Управления делами президента в сентябре будущего года самолет пополнит парк Государственной транспортной компании (ГТК) "Россия", которая обеспечивает полеты главы государства. Главным самолетом страны вновь назначен Ил-96-300 - сейчас президент летает на самолете той же марки. Тем не менее отличия весьма существенные. "Интерьер будет совершенно другим, - сообщил "Итогам" генеральный директор ГТК "Россия" Николай Шипиль. - Это будет, по существу, рабочий кабинет президента в воздухе. Выбраны самые последние достижения в области оборудования салонов, в том числе компьютерная, видео-, аудио- и прочая аппаратура".

        Самолеты президента

        Конечно, недостатка в авиатехнике глава государства не испытывает и сегодня. Кроме флагмана Ил-96-300ПУ (последние буквы расшифровываются как "пункт управления"), в распоряжении президента находятся два Ил-62М, два Ту-154М, два Ту-134, два Як-40 и два вертолета Ми-8. Всего 11 машин. Одна основная, одна резервная: каждый раз президентский самолет или вертолет на всякий случай должен сопровождать дублер. Это общемировая практика. Однако для флагманского лайнера пары не было. В 1993 году Воронежскому авиационному заводу были одновременно заказаны два Ил-96. Но из-за финансовых проблем Управление делами президента смогло оплатить только один самолет. Строительство другого было заморожено и возобновилось лишь с приходом в Кремль Владимира Путина.

        В качестве резервного по сей день приходится использовать самолет Ил-62М, однако, как утверждают в ГТК, полноценной эту замену считать никак нельзя. Слишком велика разница в технических характеристиках. При прежнем президенте это не было проблемой: Борис Ельцин не очень-то любил путешествовать. Но сверхмобильному Путину одного флагмана стало не хватать.

        Чаще всего президент летает, конечно, на Ил-96-300ПУ. Но отнюдь не только на нем. Выбор типа воздушной машины зависит от характера поездки, условий аэропорта, дальности полета. Одно дело, когда президент летит с государственным визитом в Соединенные Штаты или Японию, другое - когда речь идет о рабочей поездке в Новый Уренгой или Казань.

        Глава государства летает только на машинах своей персональной "эскадрильи" (за исключением совершенно уж нестандартных ситуаций - например, знаменитый полет Путина на истребителе). Если требуется пересадка с самолета на вертолет, Ми-8 летит с базы до места приземления президентского лайнера. Разумеется, в таких случаях вертолетчики выступают в поход заранее.

        За каждой президентской воздушной машиной закреплены два сменных экипажа и один командир. По имеющейся информации, ответственным за флагман является опытнейший Сергей Анциферов, заслуженный пилот СССР и РФ. Кроме того, на борту Ил-96 работает постоянная бригада бортпроводников: пять женщин и пять мужчин.

        Отбор в ГТК "Россия" более чем жесткий. Вопросами приема на работу ведает мандатная комиссия авиапредприятия. Критерии - профессионализм и возраст. Ну и благонадежность, разумеется, - этим занимается уже ФСО. Но в любом случае новичков сперва "выдерживают" на почтительном расстоянии от самолетов спецназначения. Не говоря уже о машинах, на которых летает президент. Их экипажи - это асы, высшая категория. Для того чтобы попасть в президентский самолет, летчик или бортпроводник должны пройти все ступеньки служебной лестницы, побыть, что называется, на виду у коллектива.

        В спецотряде и спецдисциплина. Вот, например, выдержка из инструкции: "Дежурным экипажам и бортпроводникам, находящимся в суточном резерве в профилактории или дома, разрешается, как исключение, кратковременное отсутствие вне профилактория или дома только с разрешения ответственного дежурного или дежурного штаба..."

        Начиненный электроникой главный президентский лайнер является мобильным центром управления государством, в том числе Вооруженными силами и ядерным оружием. Понятно, что объект этот для журналистских глаз не предназначен. Но резервный Ил-62 нам дали возможность осмотреть. О том, как трепетно относятся в ГТК к своей ответственной миссии, свидетельствует хотя бы такая деталь: при входе в салон нам пришлось надеть бахилы.

        Не считая технических помещений, салон Ил-62 делится на три части. Первая напоминает интерьер обычного "воздушного извозчика": ряды кресел по обе стороны от прохода - они предназначены для сопровождающих лиц. Вторая - апартаменты (примерно два на три метра): диван-кровать, кресло, столик, туалет. Третья - просторный конференц-зал: мягкие кресла полукругом, диваны вдоль иллюминаторов, столы, телевизор c большим плоским экраном. Пол во всех трех отсеках устлан толстыми коврами. Идеальная, прямо-таки стерильная чистота, блеск полированных панелей, льющаяся из многочисленных динамиков музыкаЙ Словом, и уютно, и к работе располагает.

        Всего в "эскадрилье" президента 11 машин. Выбор самолета зависит от характера визита, дальности полета и условий принимающего аэропорта. Но чаще всего президент летает на ИЛ-96-300.

        На этом самолете летал еще Михаил Горбачев. После развала СССР самолет "по наследству" перешел к Борису Ельцину. Но российский президент решил, что достоин лучшего, и пересел на новый Ил-96. Правда, не сразу. Вначале лайнер соратникам Бориса Ельцина не понравился: салон был разделен хлипкими картонными перегородками, несовершенство дизайна скрывали развешанные повсюду кокетливые шторки. Но больше всего возмутило "госприемку" отсутствие у президента персонального санузла. В конце концов интерьер был заказан швейцарской фирме Jet Aviation AG (при посредничестве Mercata Trading, которая выступала генподрядчиком). "По эскизам сына русского художника Ильи Глазунова - Ивана - швейцарцы сделали изумительный интерьер, - вспоминал охранник президента Александр Коржаков. - Теперь появились душевые кабины, две спальни, зал для совещаний на 12 человек, просторные кресла для сопровождающихЙ Врачи тоже ликовали - наконец-то появилось место для сложного, громоздкого медицинского оборудования". В свой первый спецрейс новый Ил-96 отправился 21 марта 1997 года: Борис Ельцин летел в Хельсинки на встречу с "другом Биллом"...

        Конкурс на отделку салона второго, путинского Ила выиграла английская фирма Dimonite Aircraft Furnishings Ltd. Однако одним из условий тендера было то, что все работы должны производиться на территории России и российскими же специалистами. С нашей стороны в проекте участвует компания "АФРУС". По словам главы "АФРУСа" Николая Качалова, главной особенностью нового самолета станет "наивысшая функциональность, включая компьютерное оснащение и связь, а также отсутствие каких-либо излишеств". Тем не менее салон не будет выглядеть чересчур аскетично. Ряд элементов интерьера "придаст ему индивидуальность и неповторимость". Например, гравюры на натуральном шелке, заказанные павловопосадским мастерам.

        Английская фирма предоставляет свое ноу-хау, материалы и осуществляет общее руководство работами. По завершении отделки российские специалисты должны получить сертификаты, которые дадут им возможность самостоятельно выходить на рынок. Это было еще одним условием тендера - наши должны научиться делать не хуже иностранцев. "Мы создаем хорошие машины с точки зрения летных характеристик и безопасности, но интерьеры, к сожалению, пока оставляют желать лучшего", - вздыхает гендиректор ГТК Николай Шипиль.

        Вопросы к директору

        Нынешний гендиректор возглавил ГТК в апреле прошлого года. До этого Николай Шипиль работал в Копенгагене региональным представителем авиапредприятия "Пулково" в Скандинавии и Прибалтике. Его вполне можно назвать представителем "питерской команды". Родился и вырос в Ленинграде, на новое место работы также приглашен "питерцем" - нынешним управделами президента Владимиром Кожиным (ГТК подведомственна Управлению делами).

        - Николай Владимирович, а нет опасности, что в импортных материалах заведутся "жучки"?

        - Могу привести пример для сравнения: предыдущее руководство Управления делами загнало нынешний флагман аж в Базель. Не нашли лучшего места для отделки - более безопасного и дешевогоЙ Я работал пять лет в Швейцарии и просто удивлен таким выбором. Самолет целый год стоял - что угодно с ним делай, какой там контроль! И стоимость, конечно, астрономическая. Это же самая дорогая страна Европы. За одну стоянку в аэропорту сколько пришлось заплатить, сколько ушло на командировкиЙ У нас совсем другой принцип. Самолет находится на территории России, на закрытом предприятии - Воронежском авиационном заводе, в специальном закрытом ангаре. Все под контролем Федеральной службы охраны, все проверяется. Так что с точки зрения безопасности у нас опасений нет.

        - Можно сравнить стоимость воронежского и базельского вариантов интерьера?

        - К сожалению, нам не достались документы, которые подтверждали бы стоимость отделки существующего президентского самолета. Многих бумаг просто физически нет. Скажем, я не могу вам показать договор с фирмой - исполнителем работ. По имеющимся разрозненным данным, получается что-то около 60 миллионов долларов. Сейчас же все четко и прозрачно. Стоимость отделки заложена в бюджете и будет как минимум в четыре раза ниже. Чтобы было нагляднее - на разницу можно приобрести два новейших самолета Ту-214. Это реальный показатель новой работы Управления делами и ГТК "Россия".

        - Если не считать интерьера, самолет уже готов?

        - Планер готов. Но еще нужен двигатель, навигационные системы.

        - Двигатель, наверное, Rolls Royce или Pratt and Whitney.

        - Нет, ПС-90А, наш, российский. Как и навигационное оборудование. Самолет будет соответствовать второй категории по классификации ИКАО, то есть сможет взлетать и садиться при минимальных погодных условиях.

        - А вообще есть импортная техника в ГТК?

        - Нет.

        - Это принципиальный подход? Есть мнение, что Boeing и А-300 все-таки лучше...

        - К сожалению, мало кто делает сравнительный анализ аварийности зарубежных и наших самолетов. Первое, почему выбираются наши машины, - надежный планер. Хуже с двигателями. Но ПС-90А - двигатель нового поколения. Кроме того, без заказов авиационной техники нашими перевозчиками говорить о восстановлении авиационной промышленности России просто невозможно.

        - На президентских самолетах серийные двигатели?

        - На базе серийного, но, как и планер, это штучная работа, спецсборка.

        - Проблемы безопасности воздушных перевозок в свете последних событий вызывают особый интерес. У ГТК есть ноу-хау, которые бы позволяли не опасаться печальных происшествий?

        - Да, такое ноу-хау есть - наша совместная с ФСО разработка. Но я не думаю, что об этом стоит распространяться, потому что на это ноу-хау найдется другое ноу-хау.

        Все воздушные суда ГТК в свободное от полетов время ждут своего часа на заснеженном поле авиационно-технического комплекса компании (в просторечии "сектор"). Сюда их отгоняют после посадки из расположенного неподалеку аэропорта Внуково-2, который также закреплен за "Россией". ГТК обслуживает не только свои машины, но и суда высоких иностранных гостей - на коммерческой основе. Во время экскурсии по "сектору" в глаза бросился небольшой остроконечный самолет, выделявшийся на фоне курносых "илюшиных" и "тушек". Как выяснилось, это был Falcon натовского генсека Джорджа Робертсона, находившегося в те дни с визитом в России.

        "Сектор" бдительно охраняется ФСО - высокий забор, КПП, патрули на территории. Но никакая охрана не может оградить технику от дождя и снега. Отсутствие теплых ангаров - одна из наиболее серьезных проблем ГТК. Как утверждают местные специалисты, для нашпигованного сложнейшей аппаратурой главного президентского борта крыша была бы совсем не лишней.

        Авиаотряд особого назначения

        Подразделение, обеспечивающее авиаперевозки руководителей страны, появилось в гражданском воздушном флоте в 1956 году. Сначала оно называлось авиаотрядом особого назначения, затем отдельным авиационным отрядом N235, а в 1993 году получило нынешнее наименование - ГТК "Россия". Бурные годы реформ не обошли ГТК стороной. По словам Николая Шипиля, он долго колебался, прежде чем принять приглашение возглавить компанию. А потом иногда жалел о своем выборе: "Не представлял, что кризис поразил ГТК так сильно".

        Сухие цифры: в начале 90-х в ГТК было 65 самолетов, к началу 2000-го осталось 38. "За бесценок продали уникальнейшие машины, например Ан-124 ("Руслан")", - возмущается Шипиль. Гендиректор намерен обновить и увеличить существующий парк. В этом году компания приобрела новый Ту-154М, в следующем получает два новых Ту-214, еще один Ту-154М (а если позволят финансы, то и два) и пару вертолетов Ми-8МТВ. И это не предел. Оптимальным гендиректор считает наличие 60 машин. Лишних не будет: президент - главный, но не единственный пассажир ГТК.

        Во-первых, самолетами специального назначения летает так называемая семерка: высшие должностные лица, которым это положено по статусу. Кроме президента, в нее входит глава правительства, министр иностранных дел, председатели Госдумы и Совета Федерации, генеральный прокурор и секретарь Совета безопасности. В отличие от главы государства за ними нет закрепленных воздушных судов, несколько иным является и порядок использования резервных машин. Запасной самолет летает только с президентом и премьером, в остальных случаях он держится в резерве во Внуково-2.

        Спецсамолетами пользуются также правительственные делегации. Однако на все эти перевозки должно быть особое распоряжение главы государства. При этом, если необходимо и если разрешит президент, в распоряжение должностных лиц может быть предоставлена машина из президентской "эскадрильи" - со спецсвязью. За исключением флагманского лайнера, на котором летает только сам глава государства.

        - Везде за рубежом на государственных самолетах летают президент да премьер-министр, - сетует Николай Шипиль. - Все остальные пользуются обычными рейсовыми самолетами или специально заказанными чартерами. Мы считаем, что нужно обратиться к мировой практике. Это как минимум в четыре раза сократило бы наши расходы. Управление делами президента готовит соответствующие предложения президенту. Спецрейсы - очень дорогое удовольствие.

        - Интересно, во сколько они обходятся?

        - Все зависит от ситуации. От того, летит ли резервный самолет, летят ли передовые группы, которые готовят визитЙ Если визит наносится в несколько пунктов - летят несколько передовых групп. Плюс ретранслятор связиЙ

        - То есть о цифрах лучше не говорить?

        - Ну почему же, все цифры в бюджете. Мы за его рамки не выходим.

        Приходится заниматься и коммерческой деятельностью. Правда, тут тоже встречаются "госзаказы": например, перевозки парламентских делегаций - их Госдума оплачивает из своего бюджета. Но в принципе сегодня самолет ГТК может зафрахтовать любой состоятельный гражданин. По словам гендиректора, на принадлежащем "России" вот уже полгода Як-40 летает руководство одного банка. У ГТК большие чартерные программы. Наконец, "Россия" выполняет регулярные пассажирские рейсы в ряд городов страны и за границу. Шипиль собирается расширить географию полетов. "Мы не можем допустить, чтобы техника простаивала, - объясняет гендиректор. - Кроме того, это тренировка экипажей. Вы знаете, что после зимы обычно наблюдается вал автомобильных аварий. Почему? За зимние месяцы водители отвыкли от руля. У нас тренировка должна быть постоянной. Если полностью перевести ГТК на бюджетное финансирование, то на одну только тренировку пришлось бы тратить 1,5 миллиарда рублей в год".

        Самая неприятная для ГТК, как, впрочем, и для любой авиакомпании, тема - летные происшествия. "Для того наша техника и проходит спецотбор, тщательнейшие проверки и скрупулезную подготовку, чтобы исключить любые отклонения", - говорит Николай Шипиль. Хотя без нештатных ситуаций не обходится и здесь.

        До сих пор в ГТК помнят случай 1972 года: при вылете из Москвы в Киев президента США Ричарда Никсона на Ил-62 не запустился двигатель, а с подачей резервного самолета произошла заминка. Оргвыводы последовали немедленно: командир авиаотряда был тут же освобожден от должности. Самый последний конфуз случился в феврале 1999 года во Внуково-2. Президентский самолет при заруливании задел хвостовую часть лайнера премьер-министра Италии. Тогдашнему гендиректору ГТК Владимиру Качнову тоже пришлось расстаться со своим креслом. Впрочем, все это скорее исключения из правила. К безопасности своих пассажиров в ГТК всегда относились всерьез.

        ***

        Своего часа самолеты специального назначения дожидаются в так называемом секторе - летно-техническом комплексе ГТК "Россия". Главный недостаток комплекса - отсутствие крытого ангара. Из-за того что самолеты стоят под открытым небом, срок их предполетной подготовки увеличивается.

        МИРОВОЙ ОПЫТ

        Под крылом ВВС

        ГТК "Россия" с полным на то правом может называться уникальным предприятием: аналогов ни в России, ни за границей сегодня нет. В Соединенных Штатах, Англии, Германии, Франции, да и в большинстве других стран мира самолеты первых лиц государства находятся в ведении военной авиации.

        Президент США летает сегодня на двух типах самолетов: лайнере Boeing 747-200B ("воздушная резиденция") и легком Gulfstream (так называемый административный самолет). Вот некоторые их технические характеристики. Boeing 747-200B: максимальная дальность - 13 700 км, крейсерская скорость - 900-940 км/ч, максимальная коммерческая нагрузка - 68,63 т, взлетная масса - 377 85 т. Gulfstream: скорость - 960 км/ч, дальность - до 8000 км, взлетная масса - 32,5 т.

        Кстати, до 13 апреля 1956 года - в этот день вышло постановление Совета министров СССР о создании в гражданском воздушном флоте авиаотряда особого назначения - руководители партии и правительства также пользовались самолетами ВВС. Но внешняя политика Советского Союза стала к тому времени настолько миролюбивой, что Никите Хрущеву показалось неприличным летать на военных машинах. С тех пор так и повелось. Правда, в конце 80-х у КГБ возникла идея вернуться к мировой практике и передать правительственный авиаотряд ВВС. Но командиру отряда Алексею Майорову удалось добиться аудиенции у тогдашнего предсовмина СССР Николая Рыжкова и отговорить его от этого шага. Премьера убедил тот аргумент, что до 95 процентов полетов отряда приходится на перевозки рядовых граждан.

        Военная специфика накладывает свой отпечаток и на процесс тренировки экипажей VIP-бортов. Легче всего Соединенным Штатам, у которых очень много военных баз, разбросанных по всему миру. Держать летчиков в тонусе довольно просто: идет постоянная переброска грузов, воинских контингентов. Тем не менее пилоты дополнительно летают на линейных гражданских рейсах, как правило, в авиакомпании "Дельта".



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2001/12/10/1732/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.