'Континенту Сибирь' стали известны детали покупки авиакомпанией 'Сибирь' крупного пакета акций армянской Armavia. С помощью этого шага российская компания не только начала программу по переходу на самолеты компании Airbus - А-320. По маркой Armavia сибиряки рассчитывают получить в управление национального перевозчика Армении - 'Армянские авиалинии'.
В 2001 году авиакомпания 'Сибирь' выполнила 15,5 тыс. рейсов - на 89% больше, чем в 2000-м. Выручка составила 4,98 млрд руб., валовая прибыль - 396 млн, чистые убытки - 13,5 млн. Основные акционеры: Минимущество РФ - 25,5%, ОАО 'Русинпром-Инвест' - 19,5%, ООО 'СЭП-А' - 18,8%, ООО 'Портфельные инвестиции' - 12,6%. За первое полугодие 2002 года 'Сибирь' получила более 3 млрд рублей доходов, что почти в два раза превосходит показатели прошлого года (1,6 млрд).
Armavia - частная армянская авиакомпания, созданная в 1996 году. Выполняет рейсы в Москву и Стамбул. За 9 месяцев 2002 года перевезла на этих направлениях 46 тыс. человек.
Около полутора месяцев назад авиакомпания Armavia начала осуществлять ежедневные полеты из Еревана в Москву на самолете Airbus A320-200. Фактически этот перевозчик контролируется авиакомпанией 'Сибирь', но узнать подробности о схеме контроля над Armavia удалось только сейчас. Как сообщил на пресс-конференции в Ереване 13 октября председатель наблюдательного совета авиакомпании Armavia Михаил Багдасаров, один из акционеров армянской авиакомпании - 'Черноморавиа', которая владела 50% акций Armavia, - продал свой пакет одной из дочерних структур 'Сибири'. Вероятно, новосибирцы купили пакеты и у других акционеров, так как, по неофициальной информации, 'Сибири' принадлежит до 70% акций Armavia. Генеральным директором Armavia является бывший руководитель московского представительства 'Сибири' Андрей Никитин. 'Сибирь' же обеспечила Armavia и взятым в лизинг Airbus A320-200.
'КС' уже сообщал, что в начале этого года совет директоров 'Сибири' принял принципиальное решение о лизинге самолетов А-320. Однако российские таможенные пошлины, которые достигают 46% от стоимости самого самолета, не позволяют отечественным перевозчикам самостоятельно брать в лизинг западные самолеты. Единственный легальный шанс на обновление авиапарка есть у 'Аэрофлота', которому правительство РФ выделило беспошлинную квоту на 27 иностранных самолетов. Такой крупный сибирский перевозчик, как KrasAir, собирается создать совместное предприятие с немецкой фирмой Germania Fluggesellschaft и получить таким образом самолеты MD-83. 'Сибирь' же подняла в воздух свои самолеты под чужим флагом. По словам коммерческого директора 'Сибири' Антона Еремина, 'если государство не дает возможности ввозить самолеты в Россию, то мы будем искать другой выход. Тем более что сейчас на мировых рынках очень благоприятная ситуация для лизинга самолетов'.
Сотрудничество с иностранной авиакомпанией - в данном случае с Armavia - может, по замыслу руководства 'Сибири', стать таким выходом из тупика. Цель компании - освоить современные типы самолетов и, когда запретительные барьеры будут отменены, начать на них полеты внутри России. Сейчас А-320 пилотируют летчики 'Сибири', прошедшие летом обучение во Франции, а бортпроводниками работают сотрудники Armavia - граждане Армении.
В октябре 2002 года первый Airbus A320 был взят в лизинг у компании ILFS (International Lease Finance Corporation) 'Этот самолет был выпущен в 1997 году и эксплуатировался в одной из австралийских авиакомпаний, - рассказывает руководитель директората по техническому обслуживанию авиационной техники западного производства авиакомпании 'Сибирь' Сергей Чернов. - Затем он оказался у ILFS. Переоборудованием самолета по нашему заказу занималась компания Lufthansa Technik. Как удалось выяснить 'КС' у коммерческого директора 'Сибири' Антона Еремина, самолет взят в лизинг на три года, а примерная стоимость лайнера такого класса составляет $30-35 млн.
По словам Михаила Багдасарова, 'вся расходная часть по лизингу лежит на 'Сибири', но эта схема очень удачная, так как 'Сибирь' не собирается останавливаться на одном-двух самолетах. Речь идет о 8-10 судах'. Второй А-320 в Armavia должен поступить до конца года, а третий - в марте 2003-го.
Впрочем, пока рынок Армении, как считают специалисты, не готов к такому количеству самолетов и рейсов. Кроме Armavia на этом маршруте ежедневно летают 'Аэрофлот' на A-310 и 'Армянские авиалинии' на Ил-86. Причем 'Сибирь' и ее армянские партнеры не собираются (во всяком случае пока) объявлять ценовую войну в этом регионе. Цены на рейсы Armavia держатся на высоком по армянским меркам уровне - от $130 до $250. Хотя в в планах Armavia - открытие рейсов Новосибирск-Ереван, в города европейской части России, на Украину и в Грузию.
Сегодня многие компании используют пластиковые карты для оплаты представительских и командировочных расходов. Это помогает избавить бухгалтерский отдел фирмы от лишней нагрузки и оптимизировать внутренние финансовые потоки.
Скорее всего, экспансия 'Сибири' в Армению на этом не закончится. 'Рынок Армении очень интересен для 'Сибири', и мы рассматриваем различные варианты присутствия' - заявил Антон Еремин. В частности, речь идет о национальном перевозчике - государственной компании 'Армянские авиалинии'. По словам руководителя Государственного управления гражданской авиации Армении Самвела Маркаряна, сейчас правительство страны обсуждает вопрос о передаче прав по управлению 'Армянскими авиалиниями' в руки авиакомпании, которая хорошо зарекомендовала себя на рынке авиаперевозок.
Один из претендентов - 'Армянские международные авиалинии'. Другой - 'Сибирь', которая, вероятно, будет выступать под 'шапкой' Armavia, чтобы лишний раз не задевать национальные чувства жителей независимого государства. Директор по связям с общественностью авиакомпании 'Сибирь' Михаил Кошман в беседе с корреспондентом 'КС' сказал, что 'Сибирь' готова участвовать в программе по выводу из кризиса национального перевозчика Армении (долги авиакомпании достигают $20 млн), тем более что у 'Сибири' имеется большой опыт подобной работы в сибирских городах: многие филиалы авиакомпании создавались на базе убыточных авиапредприятий. По мнению господина Кошмана, препятствием могут стать большие долги 'Армянских авиалиний' и государственный статус компании. Тем не менее, его можно преодолеть акционированием или сдачей компании в концессию - как это сделано с аэропортом Еревана, отданного в управление на 30 лет аргентинским предпринимателям.
Несмотря на отдаленность Новосибирска от Еревана, этот план не кажется невыполнимым. Армения, окруженная со всех сторон либо откровенно враждебными, либо прохладно-нейтральными соседями и на первый взгляд напоминающая Россию начала 1990-х годов, надеется на поддержку России образца начала 2000-х. Поэтому выбор в пользу российского авиаперевозчика не станет сенсацией. По словам господина Маркаряна, решение будет принято до конца текущего года.