← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

"Сибирь" нацелилась на "Армянские авиалинии"


15 ноября 2002 г. Михаил Столяров, "Континент "Сибирь""


        'Континенту Сибирь' стали известны детали покупки авиакомпанией 'Сибирь' крупного пакета акций армянской Armavia. С помощью этого шага российская компания не только начала программу по переходу на самолеты компании Airbus - А-320. По маркой Armavia сибиряки рассчитывают получить в управление национального перевозчика Армении - 'Армянские авиалинии'.

        В 2001 году авиакомпания 'Сибирь' выполнила 15,5 тыс. рейсов - на 89% больше, чем в 2000-м. Выручка составила 4,98 млрд руб., валовая прибыль - 396 млн, чистые убытки - 13,5 млн. Основные акционеры: Минимущество РФ - 25,5%, ОАО 'Русинпром-Инвест' - 19,5%, ООО 'СЭП-А' - 18,8%, ООО 'Портфельные инвестиции' - 12,6%. За первое полугодие 2002 года 'Сибирь' получила более 3 млрд рублей доходов, что почти в два раза превосходит показатели прошлого года (1,6 млрд).

        Armavia - частная армянская авиакомпания, созданная в 1996 году. Выполняет рейсы в Москву и Стамбул. За 9 месяцев 2002 года перевезла на этих направлениях 46 тыс. человек.

        Около полутора месяцев назад авиакомпания Armavia начала осуществлять ежедневные полеты из Еревана в Москву на самолете Airbus A320-200. Фактически этот перевозчик контролируется авиакомпанией 'Сибирь', но узнать подробности о схеме контроля над Armavia удалось только сейчас. Как сообщил на пресс-конференции в Ереване 13 октября председатель наблюдательного совета авиакомпании Armavia Михаил Багдасаров, один из акционеров армянской авиакомпании - 'Черноморавиа', которая владела 50% акций Armavia, - продал свой пакет одной из дочерних структур 'Сибири'. Вероятно, новосибирцы купили пакеты и у других акционеров, так как, по неофициальной информации, 'Сибири' принадлежит до 70% акций Armavia. Генеральным директором Armavia является бывший руководитель московского представительства 'Сибири' Андрей Никитин. 'Сибирь' же обеспечила Armavia и взятым в лизинг Airbus A320-200.

        'КС' уже сообщал, что в начале этого года совет директоров 'Сибири' принял принципиальное решение о лизинге самолетов А-320. Однако российские таможенные пошлины, которые достигают 46% от стоимости самого самолета, не позволяют отечественным перевозчикам самостоятельно брать в лизинг западные самолеты. Единственный легальный шанс на обновление авиапарка есть у 'Аэрофлота', которому правительство РФ выделило беспошлинную квоту на 27 иностранных самолетов. Такой крупный сибирский перевозчик, как KrasAir, собирается создать совместное предприятие с немецкой фирмой Germania Fluggesellschaft и получить таким образом самолеты MD-83. 'Сибирь' же подняла в воздух свои самолеты под чужим флагом. По словам коммерческого директора 'Сибири' Антона Еремина, 'если государство не дает возможности ввозить самолеты в Россию, то мы будем искать другой выход. Тем более что сейчас на мировых рынках очень благоприятная ситуация для лизинга самолетов'.

        Сотрудничество с иностранной авиакомпанией - в данном случае с Armavia - может, по замыслу руководства 'Сибири', стать таким выходом из тупика. Цель компании - освоить современные типы самолетов и, когда запретительные барьеры будут отменены, начать на них полеты внутри России. Сейчас А-320 пилотируют летчики 'Сибири', прошедшие летом обучение во Франции, а бортпроводниками работают сотрудники Armavia - граждане Армении.

        В октябре 2002 года первый Airbus A320 был взят в лизинг у компании ILFS (International Lease Finance Corporation) 'Этот самолет был выпущен в 1997 году и эксплуатировался в одной из австралийских авиакомпаний, - рассказывает руководитель директората по техническому обслуживанию авиационной техники западного производства авиакомпании 'Сибирь' Сергей Чернов. - Затем он оказался у ILFS. Переоборудованием самолета по нашему заказу занималась компания Lufthansa Technik. Как удалось выяснить 'КС' у коммерческого директора 'Сибири' Антона Еремина, самолет взят в лизинг на три года, а примерная стоимость лайнера такого класса составляет $30-35 млн.

        По словам Михаила Багдасарова, 'вся расходная часть по лизингу лежит на 'Сибири', но эта схема очень удачная, так как 'Сибирь' не собирается останавливаться на одном-двух самолетах. Речь идет о 8-10 судах'. Второй А-320 в Armavia должен поступить до конца года, а третий - в марте 2003-го.

        Впрочем, пока рынок Армении, как считают специалисты, не готов к такому количеству самолетов и рейсов. Кроме Armavia на этом маршруте ежедневно летают 'Аэрофлот' на A-310 и 'Армянские авиалинии' на Ил-86. Причем 'Сибирь' и ее армянские партнеры не собираются (во всяком случае пока) объявлять ценовую войну в этом регионе. Цены на рейсы Armavia держатся на высоком по армянским меркам уровне - от $130 до $250. Хотя в в планах Armavia - открытие рейсов Новосибирск-Ереван, в города европейской части России, на Украину и в Грузию.

        Сегодня многие компании используют пластиковые карты для оплаты представительских и командировочных расходов. Это помогает избавить бухгалтерский отдел фирмы от лишней нагрузки и оптимизировать внутренние финансовые потоки.

        Скорее всего, экспансия 'Сибири' в Армению на этом не закончится. 'Рынок Армении очень интересен для 'Сибири', и мы рассматриваем различные варианты присутствия' - заявил Антон Еремин. В частности, речь идет о национальном перевозчике - государственной компании 'Армянские авиалинии'. По словам руководителя Государственного управления гражданской авиации Армении Самвела Маркаряна, сейчас правительство страны обсуждает вопрос о передаче прав по управлению 'Армянскими авиалиниями' в руки авиакомпании, которая хорошо зарекомендовала себя на рынке авиаперевозок.

        Один из претендентов - 'Армянские международные авиалинии'. Другой - 'Сибирь', которая, вероятно, будет выступать под 'шапкой' Armavia, чтобы лишний раз не задевать национальные чувства жителей независимого государства. Директор по связям с общественностью авиакомпании 'Сибирь' Михаил Кошман в беседе с корреспондентом 'КС' сказал, что 'Сибирь' готова участвовать в программе по выводу из кризиса национального перевозчика Армении (долги авиакомпании достигают $20 млн), тем более что у 'Сибири' имеется большой опыт подобной работы в сибирских городах: многие филиалы авиакомпании создавались на базе убыточных авиапредприятий. По мнению господина Кошмана, препятствием могут стать большие долги 'Армянских авиалиний' и государственный статус компании. Тем не менее, его можно преодолеть акционированием или сдачей компании в концессию - как это сделано с аэропортом Еревана, отданного в управление на 30 лет аргентинским предпринимателям.

        Несмотря на отдаленность Новосибирска от Еревана, этот план не кажется невыполнимым. Армения, окруженная со всех сторон либо откровенно враждебными, либо прохладно-нейтральными соседями и на первый взгляд напоминающая Россию начала 1990-х годов, надеется на поддержку России образца начала 2000-х. Поэтому выбор в пользу российского авиаперевозчика не станет сенсацией. По словам господина Маркаряна, решение будет принято до конца текущего года.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2002/11/15/2715/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.