Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Туполев" понял, как продавать самолеты


24 июня 2004 г. НАТАЛЬЯ БЕНДИНА, "RBC daily"


ОАО "Туполев" разработало новую концепцию продажи своего самолета Ту-334. Вместо самой машины производители собираются продавать авиакомпаниям летные часы.

        23 июня сразу два самолета ОАО "Туполев" - ближнемагистральный Ту-334 и среднемагистральный грузовик Ту-204-100С (с двигателями Rolls-Royce) - получили государственные сертификаты типа. Теперь производители надеются сертифицировать самолеты по западным стандартам (европейским JAR-25 и американским FAR-25), чтобы иметь возможность продавать машины за рубежом. По словам президента ОАО "Туполев" Игоря Шевчука, туполевское КБ разработало и вывело на рынок семейство современных российских гражданских самолетов (помимо вышеперечисленных машин в нее входит средне-дальнемагистральный самолет Ту-214). Все эти лайнеры отвечают современным требованиям ИКАО по шуму и эмиссии и могут быть использованы как на внутренних, так и на международных рейсах. На данный момент, по словам Игоря Шевчука, авиакомпании эксплуатируют 20 самолетов нового семейства, еще 11 находятся в различных стадиях готовности. Однако основная проблема заключается в том, что до настоящего времени туполевское КБ не имело продуманной стратегии продаж своего самолета, как это сейчас делают все ведущие мировые авиапроизводители. Авиакомпании, со своей стороны, не имеют возможности покупать напрямую новые самолеты, а российский лизинг еще слишком слаб. Результат такой ситуации - туполевцы продают слишком мало самолетов, чтобы запустить полномасштабное серийное производство, а также получить деньги для дальнейшего развития. Единственный вариант в такой ситуации для компании - самостоятельно позаботиться об обеспечении продаж своего самолета. Похоже, что такая концепция туполевцами найдена. Основная идея ее заключается в том, чтобы продавать авиакомпаниям вместо самого самолета летные часы.

        Новый российский ближнемагистральный самолет Ту-334, призванный заменить устаревший Ту-134, был разработан в КБ Туполева (сейчас ОАО "Туполев") еще в 1980-е гг. Лайнер предназначен для перевозки 102 пассажиров, дальность полета стандартной конфигурации при крейсерской скорости 820 км/ч и полной загрузке составляет более 3 тыс. 150 км. По амбициозным замыслу создателей, к 2010 г. Ту-334 мог стать главным пассажирским самолетом России (предполагалось довести его долю до 80% всех пассажирских перевозок, осуществляемых отечественными компаниями). Согласно официальных заявлениям Министерства транспорта РФ, потребность российского рынка в Ту-334 до 2010 г. оценивается примерно в 80 машин. Правительство включило Ту-334 в число приоритетных проектов в области гражданской авиации и, по словам Игоря Шевчука, за все годы работы над ним выделило на эту программу около 1 млрд долларов из бюджета. Однако самолет с самого начала постоянно преследовали различные неудачи. Изначально предполагалось, что сборкой самолета на паритетных началах будет заниматься киевский завод "Авиант" и российский Луховицкий авиационный производственно-испытательный комплекс, входящий в Российскую самолетостроительную корпорацию "МиГ". Однако затем РСК "МиГ" фактически приостановила работу над самолетом (третий Ту-334, который был заложен на Луховицком заводе, по словам экспертов, вряд ли будет достроен в ближайшее время). Сейчас, по словам Игоря Шевчука, киевский "Авиант" заложил еще пять Ту-334, однако "и в России обязательно будет осуществляться сборка самолета". Рассматривается вариант либо Казанского, либо Ульяновского авиационного завода.

        Однако самая серьезная проблема туполевцев - это даже не организация серийного производства, а вопрос продажи новых самолетов. "Самая главная проблема этого самолета заключается в том, что не организована поддержка его продаж', - сказал RBC daily директор департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго России Юрий Коптев. Особенностью советского самолетостроения в рамках плановой экономики было то, что производители, закладывая самолет, мало задумывались над его дальнейшей реализацией. Готовая машина поступала в "добровольно-принудительном" порядке на эксплуатацию в единый тогда "Аэрофлот". Сейчас ситуация кардинально изменилась: у авиакомпаний нет свободных средств дляпокупки самолетов за наличный расчет, и все крупные мировые производители самолетов с первых же этапов производства планируют будущую систему продаж своих лайнеров. Более того, мировая практика гласит: не начинать производить самолет, не получив твердых заказов на него от авиакомпаний. Понятно, что "Туполев" (большинство его новых самолетов проектировались еще в советские годы) ни о какой системе продаж при закладывании самолетов не задумывался. "Сейчас, прежде чем приобрести самолет, авиакомпании очень тщательно просчитывают эффективность его использования в своем парке, - говорит RBC daily коммерческий директор "Сухой-ГС" Светлана Исаева ("Сухой" сейчас разрабатывает конкурент Ту-334 - семейство региональных самолетов RRJ). - Когда более десяти лет назад туполевцы начинали разработку, об экономике никто не задумывался. В результате, ввиду неэффективных характеристик двигателя, повышенного расхода топлива, отсутствия системы послепродажного обслуживания, эксплуатация самолета неэффективна для авиакомпаний".

        Несмотря на грянувший после 90-х годов мощнейший кризис как в авиационных перевозках, так и в самолетостроении, ОАО "Туполев" все же смогло "довести до ума" начатые им проекты и построить несколько новых самолетов. Проблема лишь в том, что те объемы продаж, которые сейчас есть у завода, ничтожно малы как для организации полномасштабного серийного производства, так и для дальнейшего развития КБ. К примеру, базовая цена самолета Ту-334 составляет примерно 15-19 млн долл. Это, безусловно, в два-три раза дешевле, чем новые зарубежные лайнеры такого типа, но гораздо дороже, чем подержанные А-320 и Boeing-737, которые после кризиса 11 сентября наводнили рынок. Туполевцы обращались к правительству с просьбой отменить в течение пяти лет НДС для самолета, а также предоставить государственные гарантии под коммерческие кредиты. Однако со стороны чиновников никаких шагов в этом отношении предпринято не было. Хотя необходимость роста продаж (как базовую составляющую дальнейшего развития ОАО "Туполев") они, безусловно, понимают. Присутствовавший вчера на презентации нового семейства самолетов "Туполева" глава руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин несколько раз в своем выступлении подчеркнул, что желает туполевцам "побольше продаж". Не могут в полной мере помочь авиапроизводителям и российские лизинговые компании, так как обладают слишком низкой капитализацией и недостаточным опытом работы. По мнению Юрия Коптева, необходимо поднять капитализацию лизинговых компаний как минимум в два раза - до 1 млрд рублей.

        Таким образом, на данный момент туполевцам удалось достичь лишь одного предварительного соглашения по самолету Ту-334. Как отметил Игорь Шевчук, в конце этого года самолет начнет осуществлять пассажирские перевозки в авиакомпании "Камминводы". Впрочем, похоже, что ОАО "Туполев" начало серьезную работу по самостоятельному обеспечению продаж своих самолетов. Как заявил вчера г-н Шевчук, ОАО "Туполев" намерено начать реализацию "Проекта-3000", направленного на организацию и увеличение продаж самолетов Ту-334. Суть проекта заключается в том, что завод будет продавать авиакомпаниям не сам самолет (он либо останется в собственности завода, либо будет куплен третьей стороной), а летные часы. Взамен производители обещают гарантировать перевозчику 3000 часов налета в год на данном лайнере. Как пояснил RBC daily разработчик проекта, это совершенно новый подход к продаже самолетов, в котором соединены "лучшие достижения рыночной и советской плановой экономики". Дело в том, считают разработчики проекта, что авиакомпании, часто страдавшие от частых поломок российской техники, не готовы приобретать в собственность новые самолеты, зато согласны платить за гарантированные часы его эксплуатации. Как считают разработчики, чтобы реализовать такую схему, необходимо будет внедрить новые схемы контроля над качеством производства на авиационных заводах, однако это единственный способ для них выжить в сложившихся условиях. Через две недели, по словам Игоря Шевчука, ОАО "Туполев" проведет встречу с 20 авиакомпаниями - потенциальными заказчиками "летных часов" туполевских самолетов. В числе заинтересованных, по информации RBC daily, такие авиакомпании, как "Аэрофлот", "Сибирь" и т.д. "С нами уже готовы работать банки, в том числе Внешторгбанк, - пояснил RBC daily один из разработчиков проекта. - В скором времени заказов у нас будет больше, чем то количество самолетов, которые мы сейчас в состоянии произвести".

        

        Отдел компаний



комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer