Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Высоты соколовского


10 августа 2004 г. АНАТОЛИЙ АНТИПОВ, "Красная Звезда"


"Конструктор с большой буквы, руководитель от Бога," - так говорят коллеги и соратники о Геннадии Александровиче СОКОЛОВСКОМ, генеральном директоре ФГУП ГосМКБ "Вымпел". С его именем связано создание современного авиационного вооружения, разработка научных основ и методологии проектирования, испытаний авиационных и зенитных управляемых ракет, авиационных пусковых и катапультных установок для этих ракет, а также бомбардировочного вооружения и специального оборудования для боевых самолетов и вертолетов.

        После окончания в 1958 году Московского авиационного института Соколовский пришел на машиностроительный завод 'Вымпел'. Первыми его практическими шагами стали работы по проектированию автоматических систем для управляемой ракеты класса 'воздух - воздух' К-7ЛВ и Р-3 с тепловой и радиолокационной головками самонаведения. Очень быстро коллеги увидели, что молодой специалист обладает кипучей энергией, завидной работоспособностью, что называется, фонтанирует смелыми научными идеями и оригинальными техническими решениями.

         В это время на предприятии под руководством главного конструктора И. Торопова была начата разработка ракеты ЗМ9 для войскового ЗРК 'Куб', в которой Соколовский участвовал начиная с формирования облика до отработки ракеты в целом на оренбургском полигоне ГРАУ Донгуз. Вскоре Геннадий Александрович был назначен техническим руководителем испытаний новой ракеты, которые были завершены успешно: комплекс 'Куб' был принят на вооружение ПВО Сухопутных войск.

         В 1978 году на полигоне Эмба при участии Соколовского была начата отработка экспериментальной ракеты 'воздух - воздух' под кодовым названием 'Биссектор', на которой в качестве органов управления впервые были применены решетчатые рули. Оригинальные решения в дальнейшем Геннадий Александрович использовал при проектировании знаменитой РВВ-АЕ, но об этом чуть позже.

         На долю одаренного конструктора выпало и боевое крещение на: арабо-израильской войне. В 1972 году в составе группы специалистов он был откомандирован в Арабскую Республику Египет для оказания помощи в эксплуатации и применении ракеты ЗМ9. Тогда зенитно-ракетная бригада, в которую входили комплексы 'Шилка', 'Стрела' и 'Куб', успешно прикрывала Асуанскую плотину от налетов израильской авиации. Там, в африканской пустыне, Соколовский приобрел бесценный опыт эксплуатации зенитной ракетной техники в реальных боевых условиях.

         После возвращения из 'горячей точки' уже в должности заместителя главного конструктора по зенитной тематике Геннадий Александрович полностью отдается работе по модернизации 'кубовской' ракеты. Вскоре две из четырех ее модификаций - ЗМ9М и ЗМ9МЗ - пошли в серию.

         Последовавшее в 1980 году новое назначение - заместителем начальника 2-го Главного управления Министерства авиационной промышленности по опытным и перспективным работам - стало очередным свидетельством признания незаурядных способностей Геннадия Александровича. Но этот взлет не отдалил его от родного коллектива. Соколовский помогал 'Вымпелу' решать многие научно-технические вопросы, как, например, передача в серийное производство и принятие на вооружение ракеты Р-33. Эта ракета стоит на вооружении не имеющего мировых аналогов дальнего перехватчика МиГ-31. Она поражает воздушные цели на дальности 11 - 120 км и на высоте от 30 м до 28 км. И по сей день это грозное оружие не дает нарушителю ни малейшей возможности уйти от возмездия.

         Через год 'Вымпел' вновь принял Геннадия Александровича в свои стены: Соколовский становится главным конструктором и руководителем уникального предприятия, заняв эту должность вместо ушедшего на пенсию А.Л. Ляпина. Уже в 1983 году на вооружение ВВС была принята ракета малой дальности для ближнего маневренного боя Р-73, разработка которой начиналась на НПО 'Молния', а завершилась уже коллективом 'Вымпела'. Летчики давно ждали эту всеракурсную ракету, для применения которой нет необходимости заходить 'в хвост' противнику.

         Возросший объем НИОКР обусловил необходимость реформирования структуры предприятия. Соколовский смело взялся за решение этой насущной задачи, реорганизуя КБ, опытное производство, всю экономическую систему. В конструкторском бюро были созданы шесть крупных подразделений по направлениям, а также несколько самостоятельных отделов. Новая структура позволила главному конструктору придать дополнительный импульс работе по перспективным изделиям ракетного и других направлений авиационного вооружения. И результаты не замедлили сказаться.

         Создание ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ четвертого поколения для истребителей типа МиГ-29, Су-27 и вертолетов нового поколения не только дает им превосходство в воздухе над противником, но и позволяет уничтожать в полете крылатые ракеты. В РВВ-АЕ используется активная радиолокационная головка самонаведения, которая не требует подсвета цели станцией носителя. У летчика появилась возможность выходить из атаки сразу же после пуска ракеты. Другими словами, конструкторы реализовали долгожданный принцип истребителя - 'пустил и забыл'. Ракета РВВ-АЕ поражает цели, в том числе и высокоманевренные, на высотах от 25 м до 25 км! При этом максимальная дальность стрельбы в передней полусфере составляет 80 км. Словом, с появлением РВВ-АЕ был сделан качественный скачок в развитии отечественного и, пожалуй, всего мирового авиационного ракетостроения.

         Справка 'Красной звезды'. За более чем 50-летнюю историю в ГосМКБ 'Вымпел' было разработано и передано ВВС свыше 200 образцов авиационной техники - ракеты, пусковые устройства, бомбовые держатели, блоки неуправляемых ракет, контейнеры кассетного вооружения, пулеметно-пушечные установки, пиротехнические устройства выброса помех. Более 40 образцов авиационного вооружения эксплуатируются, кроме России и СНГ, в 31 стране мира. Большинство из них превосходят мировые аналоги по своим ТТХ. Достаточно вспомнить, как в Югославии ракетами 'воздух - воздух' было сбито 2 американских самолета F-117 ('Стелс'), и тем самым развеян миф об их неуязвимости.

         В ГосМКБ 'Вымпел' научились создавать наукоемкую высокотехнологичную экспортную продукцию, годами не получая бюджетных средств и при этом еще выплачивая государству налоги. 'Вымпел' - одно из немногих предприятий 'оборонки', не сбившееся с курса в море стихийного рынка. Здесь из года в год увеличиваются объемы производства и численность персонала, растет зарплата сотрудников, грамотно решаются проблемы социально-бытовой сферы. И в этом немалая заслуга руководителя предприятия.

         Вклад Г. Соколовского в укрепление оборонного потенциала страны высоко оценен государством. В 1990 году он был удостоен премии Совета Министров СССР, в 1998-м - Государственной премии РФ. Он награжден орденом Дружбы народов, орденами Октябрьской Революции и 'За заслуги перед Отечеством' IV степени. Крупный ученый и конструктор, заслуженный машиностроитель РФ, он хорошо известен в нашей стране и за рубежом как автор 100 опубликованных статей, научных трудов и изобретений. С 1999 года Г. Соколовский входит в Научный совет при Совете Безопасности РФ. Под его руководством ГосМКБ 'Вымпел' ведет разработку целого ряда новых перспективных образцов вооружения.

         От редакции. СОКОЛОВСКИЙ Геннадий Александрович отмечает свое 70-летие. Краснозвездовцы присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра и желают ему крепкого здоровья и новых успехов в деле укрепления оборонного могущества Отечества!



комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWJP7
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/food-delivery/mcdonalds/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer