Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Высоты соколовского


10 августа 2004 г. АНАТОЛИЙ АНТИПОВ, "Красная Звезда"


"Конструктор с большой буквы, руководитель от Бога," - так говорят коллеги и соратники о Геннадии Александровиче СОКОЛОВСКОМ, генеральном директоре ФГУП ГосМКБ "Вымпел". С его именем связано создание современного авиационного вооружения, разработка научных основ и методологии проектирования, испытаний авиационных и зенитных управляемых ракет, авиационных пусковых и катапультных установок для этих ракет, а также бомбардировочного вооружения и специального оборудования для боевых самолетов и вертолетов.

        После окончания в 1958 году Московского авиационного института Соколовский пришел на машиностроительный завод 'Вымпел'. Первыми его практическими шагами стали работы по проектированию автоматических систем для управляемой ракеты класса 'воздух - воздух' К-7ЛВ и Р-3 с тепловой и радиолокационной головками самонаведения. Очень быстро коллеги увидели, что молодой специалист обладает кипучей энергией, завидной работоспособностью, что называется, фонтанирует смелыми научными идеями и оригинальными техническими решениями.

         В это время на предприятии под руководством главного конструктора И. Торопова была начата разработка ракеты ЗМ9 для войскового ЗРК 'Куб', в которой Соколовский участвовал начиная с формирования облика до отработки ракеты в целом на оренбургском полигоне ГРАУ Донгуз. Вскоре Геннадий Александрович был назначен техническим руководителем испытаний новой ракеты, которые были завершены успешно: комплекс 'Куб' был принят на вооружение ПВО Сухопутных войск.

         В 1978 году на полигоне Эмба при участии Соколовского была начата отработка экспериментальной ракеты 'воздух - воздух' под кодовым названием 'Биссектор', на которой в качестве органов управления впервые были применены решетчатые рули. Оригинальные решения в дальнейшем Геннадий Александрович использовал при проектировании знаменитой РВВ-АЕ, но об этом чуть позже.

         На долю одаренного конструктора выпало и боевое крещение на: арабо-израильской войне. В 1972 году в составе группы специалистов он был откомандирован в Арабскую Республику Египет для оказания помощи в эксплуатации и применении ракеты ЗМ9. Тогда зенитно-ракетная бригада, в которую входили комплексы 'Шилка', 'Стрела' и 'Куб', успешно прикрывала Асуанскую плотину от налетов израильской авиации. Там, в африканской пустыне, Соколовский приобрел бесценный опыт эксплуатации зенитной ракетной техники в реальных боевых условиях.

         После возвращения из 'горячей точки' уже в должности заместителя главного конструктора по зенитной тематике Геннадий Александрович полностью отдается работе по модернизации 'кубовской' ракеты. Вскоре две из четырех ее модификаций - ЗМ9М и ЗМ9МЗ - пошли в серию.

         Последовавшее в 1980 году новое назначение - заместителем начальника 2-го Главного управления Министерства авиационной промышленности по опытным и перспективным работам - стало очередным свидетельством признания незаурядных способностей Геннадия Александровича. Но этот взлет не отдалил его от родного коллектива. Соколовский помогал 'Вымпелу' решать многие научно-технические вопросы, как, например, передача в серийное производство и принятие на вооружение ракеты Р-33. Эта ракета стоит на вооружении не имеющего мировых аналогов дальнего перехватчика МиГ-31. Она поражает воздушные цели на дальности 11 - 120 км и на высоте от 30 м до 28 км. И по сей день это грозное оружие не дает нарушителю ни малейшей возможности уйти от возмездия.

         Через год 'Вымпел' вновь принял Геннадия Александровича в свои стены: Соколовский становится главным конструктором и руководителем уникального предприятия, заняв эту должность вместо ушедшего на пенсию А.Л. Ляпина. Уже в 1983 году на вооружение ВВС была принята ракета малой дальности для ближнего маневренного боя Р-73, разработка которой начиналась на НПО 'Молния', а завершилась уже коллективом 'Вымпела'. Летчики давно ждали эту всеракурсную ракету, для применения которой нет необходимости заходить 'в хвост' противнику.

         Возросший объем НИОКР обусловил необходимость реформирования структуры предприятия. Соколовский смело взялся за решение этой насущной задачи, реорганизуя КБ, опытное производство, всю экономическую систему. В конструкторском бюро были созданы шесть крупных подразделений по направлениям, а также несколько самостоятельных отделов. Новая структура позволила главному конструктору придать дополнительный импульс работе по перспективным изделиям ракетного и других направлений авиационного вооружения. И результаты не замедлили сказаться.

         Создание ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ четвертого поколения для истребителей типа МиГ-29, Су-27 и вертолетов нового поколения не только дает им превосходство в воздухе над противником, но и позволяет уничтожать в полете крылатые ракеты. В РВВ-АЕ используется активная радиолокационная головка самонаведения, которая не требует подсвета цели станцией носителя. У летчика появилась возможность выходить из атаки сразу же после пуска ракеты. Другими словами, конструкторы реализовали долгожданный принцип истребителя - 'пустил и забыл'. Ракета РВВ-АЕ поражает цели, в том числе и высокоманевренные, на высотах от 25 м до 25 км! При этом максимальная дальность стрельбы в передней полусфере составляет 80 км. Словом, с появлением РВВ-АЕ был сделан качественный скачок в развитии отечественного и, пожалуй, всего мирового авиационного ракетостроения.

         Справка 'Красной звезды'. За более чем 50-летнюю историю в ГосМКБ 'Вымпел' было разработано и передано ВВС свыше 200 образцов авиационной техники - ракеты, пусковые устройства, бомбовые держатели, блоки неуправляемых ракет, контейнеры кассетного вооружения, пулеметно-пушечные установки, пиротехнические устройства выброса помех. Более 40 образцов авиационного вооружения эксплуатируются, кроме России и СНГ, в 31 стране мира. Большинство из них превосходят мировые аналоги по своим ТТХ. Достаточно вспомнить, как в Югославии ракетами 'воздух - воздух' было сбито 2 американских самолета F-117 ('Стелс'), и тем самым развеян миф об их неуязвимости.

         В ГосМКБ 'Вымпел' научились создавать наукоемкую высокотехнологичную экспортную продукцию, годами не получая бюджетных средств и при этом еще выплачивая государству налоги. 'Вымпел' - одно из немногих предприятий 'оборонки', не сбившееся с курса в море стихийного рынка. Здесь из года в год увеличиваются объемы производства и численность персонала, растет зарплата сотрудников, грамотно решаются проблемы социально-бытовой сферы. И в этом немалая заслуга руководителя предприятия.

         Вклад Г. Соколовского в укрепление оборонного потенциала страны высоко оценен государством. В 1990 году он был удостоен премии Совета Министров СССР, в 1998-м - Государственной премии РФ. Он награжден орденом Дружбы народов, орденами Октябрьской Революции и 'За заслуги перед Отечеством' IV степени. Крупный ученый и конструктор, заслуженный машиностроитель РФ, он хорошо известен в нашей стране и за рубежом как автор 100 опубликованных статей, научных трудов и изобретений. С 1999 года Г. Соколовский входит в Научный совет при Совете Безопасности РФ. Под его руководством ГосМКБ 'Вымпел' ведет разработку целого ряда новых перспективных образцов вооружения.

         От редакции. СОКОЛОВСКИЙ Геннадий Александрович отмечает свое 70-летие. Краснозвездовцы присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра и желают ему крепкого здоровья и новых успехов в деле укрепления оборонного могущества Отечества!



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBWJP7
Смотрите здесь - http://courier.youdo.com/food-delivery/mcdonalds/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer