Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Боевая авиация: плановое хозяйство в западной экономике


28 октября 2005 г. ВЯЧЕСЛАВ ВОЛОДИН, "Независимое военное обозрение"


Прозрачный бюджет и его гласное обсуждение позволяют принимать долгосрочные программы создания новых вооружений

        Окончание летнего затишья в политической жизни страны было отмечено началом обсуждения проекта бюджета России на 2006 год, в том числе и планируемых расходов на оборону страны, и в частности на приобретение новой военной техники. Неявно выраженная дискуссия по этому вопросу вышла за пределы профильных комитетов Государственной Думы и даже попала на страницы периодических изданий. Кстати, и в США сегодня также рассматриваются предстоящие ассигнования на оборонные нужды, но как не похоже все происходящее за океаном на то, что имеет место у нас. Дело, видимо, в различии приоритетов, существующих в национальной обороноспособности, и подходов, которые приняты в Российской Федерации и в Соединенных Штатах для ее обеспечения.

        Американский подход

        Формирование рассматриваемого подхода относится к 60-м годам прошлого столетия, когда для разработки всех крупных программ в области обороны Пентагоном стал использоваться так называемый метод "ППБ" ("планирование-программирование-бюджет"), предложенный исследовательской организацией "РЭНД Корпорэйшн". В соответствии с этой технологией в США периодически проводится процедура составления "Программы обороны на ближайшую перспективу", начинающаяся с подготовки начальниками штабов основных видов вооруженных сил - армии, ВВС, ВМФ (а также - отдельно - Корпуса морской пехоты) - специальных докладов (так называемых "Force Vision"), в которых рассматриваются перспективы развития и применения этих видов вооруженных сил на 25 лет вперед.

        Исходя из содержания этих докладов, в Комитете начальников штабов создается так называемый "Объединенный план стратегических задач" ("Joint Vision"), в котором излагаются позиции военного руководства США по вопросам долгосрочной военной стратегии страны и указываются необходимые для ее реализации потребности развития американских ВС. В качестве одной из важнейших составляющих рассматривается необходимость разработки новых образцов вооружения. Все это составляет этап планирования в рамках процесса реализации метода "ППБ". Характерно, что на данном этапе рассматриваются только потребности в обеспечении обороноспособности страны, без учета необходимых финансовых затрат.

        Затем в ходе следующего этапа (он именуется этапом программирования) формируется пакет комплексных целевых программ (КЦП), необходимость проведения которых вытекает из общих выводов "Объединенного плана стратегических задач". Здесь уже производится строгий учет финансовых и производственных ограничений. Результаты работы оформляются в виде специальных решений Министерства обороны США. После окончательного формирования всего пакета КЦП начинается этап составления бюджета Пентагона на ближайшие несколько лет. Он представляется на одобрение Конгресса США, получение которого связано с прохождением процедуры дополнительной экспертизы со стороны законодательной власти страны. Итоговым документом всего процесса реализации метода "ППБ" становится "Программа обороны на ближайшую перспективу". Начиная с 1997 года подготавливаемые программы получили наименование "Четырехлетних программ обороны" (Quadrennial Defence Review - QDR).

        В QDR определяется связь между целями и задачами, стоящими перед военно-промышленным комплексом страны, и ассигнованиями, выделяемыми государственным бюджетом на реализацию этих целей и задач. Наличие таких программ обеспечивает устойчивость деятельности американского ВПК, хотя они и не гарантированы от изменений в ходе реализации. Любая КЦП может быть скорректирована при подготовке очередной программы QDR. Причиной этого может стать, в частности, внесение изменений в "Объединенный план стратегических задач", вызванных изменением военно-политической обстановкой в мире.

        Появившийся в 1997 г. очередной доклад руководства военно-воздушных сил США по перспективам развития этого вида ВС "Air Force Vision 2020" стал поворотным моментом для развития американской боевой авиации, обозначив целесообразность реформирования ее организационной структуры. В конечном итоге это привело к детальному оформлению идеи создания формирований типа экспедиционных воздушных армий (Air Expeditionary Force-AEF).

        Исходным моментом для данной идеи стала укрепившаяся в 1990-е годы стратегическая установка на главенствующую роль ВВС США в обеспечении американского мирового господства. Ее реализация требует обеспечения нескольких типовых действий, в числе которых: полное превосходство над противником в ударных возможностях; способность изоляции любого поля боя; обеспечение господства в воздухе над защищаемой территорией; полная мобильность; возможность ядерного реагирования; космическая и авиационная разведка. Все они объединяются в единое целое на основе оперативной поддержки боевых действий.

        Решение первых трех из указанных типовых действий должно обеспечиваться экспедиционными воздушными армиями, в которые в соответствии с перспективными планами, сформированными в конце 1990-х годов, должна преобразовываться существующая боевая авиации ВВС США. При этом первоначальные варианты плана, изложенные в документе "Air Force Vision 2020", рассматривали боевые формирования AEF как состоящие из бомбардировщиков В-2, находящихся на вооружении истребителей-бомбардировщиков F-16 и проходящих на тот момент завершающую стадию создания истребителей F-22. В состав каждого боевого формирования AEF должна была входить эскадрилья В-2 и две эскадрильи F-22. В целом 90 боевых самолетов, составляющих ударную мощь каждой экспедиционной воздушной армии, планировалось поддержать привлечением 31 самолета-топливозаправщика, 13 самолетов-разведчиков и постановщиков помех.

        Дальнейшее развитие рассматриваемой концепции реформирования боевой авиации ВВС США учитывало успешное развитие комплексной целевой программы JSF и планируемую замену находящихся на вооружении в ВВС США самолетов F-16 на боевой самолет нового поколения F-35. В связи с этим существующая сегодня версия документа "Перспективы развития ВВС" исходит из необходимости наличия в будущем 10 экспедиционных воздушных армий, оснащенных уже существующими самолетами F/A-22 (окончательная версия самолета, сменившая версию F-22) и создаваемыми в настоящее время ударными истребителями F-35. Предполагается, что каждое формирование AEF будет иметь в своем составе порядка 210-280 боевых самолетов (3-4 полные авиакрыла по 72 самолета в каждом). При этом порядка 10% численности должны составить F/A-22.

        Согласно исходным представлениям о функционировании экспедиционных воздушных сил, изложенным в "Air Force Vision 2020", переброска в любую точку мира и развертывание в боеготовое состояние одного формирования AEF должно потребовать не более 48 часов. Это является достаточным для подавления многих военных кризисов в самой начальной фазе. В случае крайней необходимости в течение 15 дней в зону уже развернувшихся военных действий может быть переброшено еще до пяти формирований AEF.

        Материализация перспектив

        Реализация общих планов реформирования боевой авиации, помимо совершенствования самой технологии ее применения, требует совершенствования и используемых систем вооружения. Поэтому планирование модернизации используемого парка боевых самолетов стало в последние годы одним из важных направлений деятельности командования ВВС США. При этом в само понимание модернизации был включен широкий спектр задач. Первая - снятие с эксплуатации самолетов, стоящих в настоящее время на вооружении. Вторая - модернизация самолетов, остающихся на вооружении. Третья - постановка на вооружение боевых самолетов нового поколения. Четвертая - разработка перспективных боевых самолетов и систем вооружения.

        Решение этих задач рассматривается в свете перспективного планирования с охватом развития боевой авиации на несколько десятилетий вперед. В ближайшие десятилетия основная динамика изменения парка самолетов, находящихся в составе ВВС США, придется на истребительскую авиацию. На протяжении 2010-2020 годов должны практически полностью исчезнуть тактические боевые самолеты F-16, а затем и A-10 и существенно сократиться в количестве многоцелевые истребители F-15C. Снятие этих самолетов с вооружения в связи с их недостаточной эффективностью в контексте все возрастающих требований к боевой авиации ВВС США не исключает, однако, их планируемой модернизации на оставшемся периоде жизненного цикла. За исключением F-117 все тактические самолеты должны, по мнению руководства ВВС США, пройти в ближайшие годы существенную модернизацию. Для F-15, F-15Е, F-16 это связано в первую очередь с модернизацией обзорно-прицельных систем самолетов, что обеспечивается наличием специально созданных для них РЛС с активной фазированной решеткой (АФАР) нового поколения.

        Планируемое руководством ВВС США обновление парка боевых самолетов, относящихся к этому виду вооруженных сил, предполагает в первую очередь запуск в полномасштабное производство F/A-22 и организацию разработки среднего бомбардировщика с целью достижения его боеготовности уже в 2016-2018 годах. В среднесрочной и дальнесрочной перспективе руководство ВВС США планирует: осуществление полномасштабной закупки F/A-22 в количестве 381 единицы; приобретение среднего бомбардировщика и начало разработки перспективной ударной системы большой дальности FLRS; продолжение разработки авиационной системы лазерного оружия ABL; создание и закупку самолетов F-35; создание к 2025 году беспилотного боевого самолета J-UCAS; приобретение беспилотных разведывательных и разведывательно-ударных БЛА RQ-4 и MQ-1, MQ-9. Это только самые главные задачи, за выполнение которых командование ВВС США готово бороться, используя все имеющиеся у него средства.

        Заявление руководства Пентагона, что в планируемых военных расходах на ближайшие шесть лет заложено превышение в 60 млрд. долларов, которое должно быть снято в процессе обсуждения очередной "Четырехлетней программы обороны", вызвало большую озабоченность командования ВС США. Стало очевидно, что в процессе выработки этого документа будут определены те статьи расходов, за счет которых будет проведено сокращение ассигнований.

        Представители Минобороны США, в свою очередь, заявили, что "в подготовляемой программе QDR-2005 предполагается поднять и критически проанализировать такие вопросы военной тактики и стратегии, как завоевание и поддержание превосходства в воздухе, комплексное использование и взаимодействие всех видов вооруженных сил и т.д. Командование вооруженных сил уже сделало свой вывод по этим вопросам ранее, но общий процесс принятия решений является итерационным, и надо вновь вернуться к этим вопросам и найти компромиссные решения в рамках своих основных программ".

        Такое же развитие событий рассматривалось и в Конгрессе, куда поступил на рассмотрение проект военного бюджета на 2006 финансовый год. Но "технология" принятия решения не могла обойтись здесь без наличия ясности по вопросам общего военного планирования. Это стало очевидным при обсуждении не предвещавшей никаких споров программы ВТС С-17 "Глоубмастер-II". Существующему мнению конгрессменов о возможности подождать пару лет с развертыванием на базе этих самолетов целого флота самолетов-топливозаправщиков сразу же было противопоставлено возражение руководства МО США. По заявлению одного из представителей Пентагона, "обеспечение аэромобильности вооруженных сил является одной из первостепенных задач, что не означает, однако, бесконтрольного выделения для ВВС США средств на повышение своих транспортных возможностей. Окончательное решение должно быть принято на основании специально организованного... исследования, в котором предполагается сравнить экономическую эффективность и значение для вооруженных сил США морских, наземных и воздушных перевозок".

        В части комплексных целевых программ, относящихся к самолетам боевой авиации, наибольшая стабильность мнений наблюдалась в отношении КЦП F/A-18E/F "Супер Хорнет", предназначенного для ВМС. Мало кто сомневается, что в 2006 ф.г. военно-морские силы получат 2,9 млрд. долларов на приобретение порядка 40 таких машин. Более сложная ситуация сложилась в отношении финансирования программ семейства F-35 JSF для всех видов вооруженных сил и F/A-22 "Рэптор" для ВВС США. Уже первоначальные оценки аналитиков в отношении программы самолета F-35JSF колебались от твердого убеждения в неприкосновенности финансирования этой КЦП до предположения о возможном сокращении выделяемых средств. КЦП F-35 JSF считается одной из приоритетных программ, ведущихся Министерством обороны США. Поэтому весьма большой неожиданностью стала инициатива именно военного ведомства, проявленная в процессе обсуждения с Конгрессом США программы QDR-2005, по внесению в КЦП F-35 JSF определенных изменений, направленных на снижение ее стоимости. Спецификой этой инициативы является то, что предполагаемые изменения носят системный характер. Было предложено снять с рассмотрения вопрос о создании для ВВС США в программе F-35 JSF специального самолета этого семейства, а именно варианта F-35А, и предусмотреть закупку самолета, разработанного для ВМС США (т.е. варианта F-35С).

        Что касается программы F/A-22 "Рэптор", то ближнесрочная перспектива этого первого принятого на вооружение боевого самолета 5-го поколения выглядит весьма успешной. Проект бюджета 2006 ф.г. предполагает выделение ассигнований, необходимых для закупки 25 самолетов, а также комплектующих, обеспечивающих производство еще 29 самолетов F/А-22 в 2007 ф.г. Однако сам 2007 ф.г. и последующий период представляют определенную проблему в части финансирования. В Конгрессе вновь звучат требования об уменьшении числа закупаемых самолетов. Предполагается, что сокращение количества закупаемых F/A-22 до 180 единиц позволит сэкономить в долгосрочной перспективе 10,5 млрд. долларов.

        Все это вновь всколыхнуло уже затихшую волну споров относительно эффективности применения F/A-22. Участниками дискуссии на этот раз стали не только представители ВВС США и Пентагона, но и американские законодатели. Так, сенатор Маккейн обратился к информационно-аналитической службе Конгресса (Congressional Research Service - CRS) с поручением оценить заявление представителей ВВС о возможности эффективного использования самолета в борьбе с крылатыми ракетами противника нового поколения. Специалист этой службы Болком высказал в связи с этим предположение, что ударный истребитель F-35 JSF смог бы, вероятно, обеспечить поражение КР скрытного полета не хуже, чем F/A-22.

        Однако, несмотря на открыто негативную оценку F/A-22 информационно-аналитической службой Конгресса, она не имела сильного влияния на мнение американских законодателей. В основном это было связано с недостаточным обоснованием сделанного вывода. В целом в вопросе долгосрочного финансирования в полном объеме программы самолета F/A-22 "Рэптор" американские законодатели оказались на стороне руководства ВВС, составив оппозицию объединенной группе противников этой КЦП в лице представителей Пентагона и президентской администрации. Последние были поддержаны американской прессой, много сделавшей для формирования негативного общественного мнения в отношении F/A-22. Так, "Нью-Йорк пост" не преминула охарактеризовать машину на своих страницах такими словами: "устаревший остаток, отражающий концепции периода холодной войны", "самолет без боевой задачи" и "изделие с обшивкой из платины".

        Ответом стали действия американских военных, организуемые начальником штаба ВВС США генералом Джампером, уже выигравшим однажды "информационное сражение" в борьбе за положительное решение вопроса о принятии F/A-22 на вооружение. Данное "сражение" относится к 2004 году, когда на основании проведенных американо-индийских военных учений представителями ВВС США было создано во властных структурах устойчивое мнение об отставании американских истребителей, стоящих в настоящее время на вооружении, от последних образцов российских боевых семейства Су-30 (см. "Коуп Индия-2004: размышления год спустя, "НВО" # 9, 2005). По заявлению генерала Джампера, только при наличии 381 самолета F/A-22 ВВС США смогут провести общую модернизацию своей тактической авиации, предусмотренную действующей версией документа "Перспективы развития ВВС", т.е. организовать 10 боевых формирований AEF и две эскадрильи по 24 машины в каждой в качестве формирований AEW.

        Борьба в Конгрессе за поддержку программы F/A-22 была возглавлена сенатором от штата Джорджия Чамблиссом (он выступил с письменным обращением по поводу того, что "180 самолетов F/A-22 - это смехотворно малое количество") и сенатором от штата Аляска Стивензом (потребовал сохранение закупок F/A-22 в объеме 381 самолета). Оба законодателя представляют в Конгрессе регионы, которые заинтересованы в полномасштабном проведении программы самолета F/A-22. Сборка этих самолетов выполняется на заводе в г. Мариотта (штат Джорджия), а поступление самолетов должно быть, в частности, в 3-е авиакрыло, дислоцированное на авиабазе Элмендорф (штат Аляска).

        Поиск решений "по существу"

        Особенностью разработки очередной "Четырехлетней программы обороны" стало то, что подготовка QDR-2005, не превратилась в простое "перетягивание одеяла" различными видами вооруженных сил. По общей оценке, построение этой программы проводилось более обоснованно, чем предыдущих. Формированию основных положений QDR-2005 предшествовала серия специальных исследований и анализов, осуществленных по заданию Пентагона.

        Исходной установкой для поиска конкретных путей перспективного развития авиации ВВС США стало положение проекта QDR-2005 о том, что в ближайшие 20 лет более половины оборонных расходов Минобороны должно быть направлено на совместные программы вооруженных сил по внедрению новых технологий. При этом должны быть уменьшены затраты на обычные военные расходы и поддержание инфраструктуры ВС.

        В контексте этой "формулы" командование ВВС США заявило о своей приверженности прогрессивным формам повышения боевых возможностей, демонстрируя тем самым гибкость своей политики в борьбе за развитие вверенного ему вида вооруженных сил. За счет проведения политики решительного отказа от устаревших систем вооружения в течение двух последующих десятилетий должен существенно измениться облик авиации ВВС США - общее число самолетов уменьшится на 10%, в том числе истребителей - на 25%.

        Обеспечение требуемого уровня боевых возможностей авиации в условиях сокращения расходов и, как следствие, снижения численности самолетов, находящихся в строю, командование ВВС США намеревается достичь не только за счет развертывания в эксплуатации более эффективных боевых самолетов нового поколения. В плане стратегического планирования предполагается провести и определенные структурные изменения по личному составу ВВС.

        С середины 2005 года во всех дискуссиях по поводу приведения военных расходов в соответствие возможностям государственного бюджета стала фигурировать величина сокращения расходов на оборону в последующие шесть лет не 60 млрд. долларов, а 30 млрд. Но это было уже, по-видимому, то сокращение, которое не могло быть обеспечено за счет структурных и других изменений, производимых в вооруженных силах, за счет их собственных резервов. Именно в это время Пентагон стал рассматриваться вопрос о кардинальных изменениях в самой оборонной стратегии США, а именно отказ от положения, согласно которому Соединенные Штаты должны быть способны одновременно вести войну на двух ТВД и одерживать там победу. Было выдвинуто предложение о переходе к концепции успешного ведения только одной войны. Однако пересмотр существующей ранее стратегии оборонной политики США мог автоматически стать ударом по какому-то одному из видов вооруженных сил в зависимости от варианта применяемой при этом новой стратегии. В поиске этого нового варианта руководство МО США предпочло опереться на авторитет известной независимой исследовательской организации "РЭНД Корпорэйшн", которая в июле 2005 года представила результаты специального исследования, выполненного по заданию Пентагона.

        Выводы этого исследования сводились к предложению обеспечить ВВС и ВМС ресурсами, достаточными для участия США в двух крупных военных конфликтах. Армия и Корпус морской пехоты должны были иметь при этом ресурсы, достаточные для участия только в одном крупном военном конфликте и еще в одной небольшой операции, направленной на поддержание мира или укрепление обороноспособности США. Реализация этого предложения означала бы структурное сокращение сил армии и КМП и укрепление структуры ВВС и ВМС.

        Методической предпосылкой подобных выводов исследования, проведенного специалистами "РЭНД Корпорэйшн", являлось предположение, что мощные ВВС и ВМС смогут самостоятельно вести один из крупных конфликтов и при этом поддерживать армию и морскую пехоту во втором конфликте. После его успешного завершения определенная часть наземных войск могла быть переброшена в зону первого конфликта. Предполагалось также, что при наличии высокой мобильности сил ВВС и ВМС их не придется рассредоточивать по различным регионам мира. Боевые формирования ВВС и ВМС могли бы действовать из районов постоянного базирования на территории США. Это позволило бы тратить существенно меньше средств на передислокацию частей и подразделений, принимающих участие в боевых действиях.

        Рекомендации "РЭНД Корпорэйшн" были встречены в штыки многими специалистами, участвующими в формировании программы QDR-2005. Однако основное неприятие выводов исследования возникло в самом Минобороны США. По заявлению лиц, близких к руководству Пентагона, одно только наличие подобных умозаключений породило острую конфронтацию между командованиями ВВС и ВМС, с одной стороны, и командованиями армии и КПМ - с другой. И объектом спора между этими группировками стала методология исследования. Для многих экспертов было очевидно, что специфика этой методологии обусловлена в значительной степени позицией самого министра обороны Дональда Рамсфелда. По его мнению, у США в настоящее время возникло несколько новых очень крупных источников угрозы (Китай, Ирак и КНДР. Причем у гипотетического противника имеется развитая система ПВО и большое количество современных зенитных ракетных комплексов. И для того, чтобы сломить его сопротивление, потребуются значительные силы авиации.

        Определенной методической предпосылкой выводов "РЭНД Корпорэйшн" стали и некоторые демарши ВВС США. Именно в период проведения вышеупомянутого исследования от неназванных представителей командования военно-воздушных сил начали звучать заявления типа: "Уже сегодня, когда мы имеем дело с крупным региональным конфликтом (в Ираке и Афганистане), мы не в состоянии принять участие еще в одном в вооруженном конфликте, например, с Ираком, КНДР или Китаем. Мы будем иметь непреодолимые трудности, если такое случится. А значит сегодня война на два фронта - это национальная стратегия провала". Именно в это время в США появилось и небезынтересное исследование Международного центра стратегического анализа (International Assessment and Strategy Center - IASC), посвященное оценке ВВС Китая. Основные материалы этого труда, доложенные в Конгрессе США и опубликованные в американской печати, включали в себя, в частности, прогнозы по поводу появления у КНР собственного боевого самолета 5-го поколения.

        Проведенный ведущим аналитиком IASC Фишером обзор информации по данному вопросу позволил прийти к выводу, что ведущие научно-производственные центры китайской авиапромышленности, фирмы "Ченду" и "Шеньян", серьезно работают над проблемой создания самолета 5-го поколения. Причем первая из этих организаций ориентируется на разработку проекта, повторяющего проект боевого самолета, разработанного в СССР в конце 80-х гг. по программе МФИ. Опытный образец этого самолета, известный как "изделие 1.44", совершил первые полеты в начале 2000 г., а серийный образец должен был стать грозным соперником для F/А-22. Но вместо того чтобы стать грозным соперником для американского "Рэптора", отечественный МФИ превратился в опорную точку для ВВС США за дальнейшее развертывание на вооружении своего самолета.

        Показательная параллель

        Подводя черту под рассмотрением существующего в США процесса обеспечения обороноспособности, вернемся к началу разговора. Что обращает здесь на себя внимание в сравнении с практикой отечественной? Это безусловно открытость для общества дискуссий и плановое начало его реализации.

        Распад СССР сопровождался ликвидацией наработок социалистического периода не только в области культуры, идеологии и образования, но и в сфере государственного планирования. Вспомним крылатые выражения руководителей российского правительства постсоветского периода: "Рынок отрегулирует все сам" (Егор Гайдар), "Никто не заставит нас вернуться к этому пятилетнему планированию" (Виктор Черномырдин). Взглянем еще раз с этих позиций на развитие боевой авиации в США, самой что ни на есть рыночной страны мира. Да, планирование здесь не пяти, а четырехлетнее. Но на этом, пожалуй, и заканчиваются принципиальные отличия сегодняшней американской практики от нашей практики вчерашней.

        Это то самое системно-целевое планирование, которое доминировало раньше и у нас, по крайней мере в вопросах государственной важности, таких как обороноспособность страны. И каждому американцу ясно, что является исходной целью этого процесса - обороноспособность, и что является обороноспособностью - глобальное военное доминирование. И никого не удивляет такая трактовка обороноспособности, ведь для американцев оборона - это защита своих национальных интересов, а зоны этих интересов лежат далеко за пределами территории США.

        Для понимания каждого американского налогоплательщика доступны и основные составляющие того системного целевого планирования, которое движет в США процессом обеспечения обороноспособности. Ведь военный бюджет - это не просто общая сумма расходов на оборону в целом и на основные ее статьи. Каждый может конкретно знать: "сколько" и "на что". И каждый может высказать свое мнение о соответствии ассигнований нуждам национальной безопасности. И этим каждым может быть и выборный представитель законодательной власти, отстаивающий интересы своих избирателей, и представитель высшего генералитета, отстаивающий позицию представляемого им вида американских вооруженных сил. И американские военные с успехом это делают, в том числе и люди в погонах из командования ВВС США.

        Автору довелось в последнее время неоднократно общаться с ними. В памяти всегда остается впечатление уверенности, которую проявляют американцы за будущее своей боевой авиации, и та гордость, которую они испытывают за успехи в техническом развитии. По мнению многих из них, именно они "сделали" принятый сегодня на вооружение боевой самолет 5-го поколения F/A-22 "Рэптор", и главная заслуга в достижении этого успеха принадлежит начальнику штаба ВВС США генералу Джамперу, под "командованием" которого руководство военно-воздушных сил провело в 2004 году массированную кампанию в американской прессе по поводу недостаточной эффективности истребителей F-15C "Игл", якобы обнаруживающуюся в учебных боях с российскими Су-30. Явно с подачи Джампера в 2005 году появились исследования о ведущейся в Китае разработке боевого самолета 5-го поколения, повторяющего российский проект "МФИ". На фоне этого лишь приводят в уныние повторяющиеся заявления российских военных, что "первоочередной задачей наших ВВС является модернизация уже находящихся на вооружении боевых самолетов 4-го поколения". И может быть, потому командующему ВВС РФ довелось полетать лишь на одном новом самолете - учебно-тренировочном Як-130, тогда как его американский коллега успел поднять в небо боевой самолет 5-го поколения F/A-22. Но автор не настаивает на каких-либо сравнениях и выводах, относящихся к нашей действительности, а лишь ограничивается описанием и анализом происходящего сегодня реформирования боевой авиации США.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer