Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Французский шарм российского "Сатурна"


29 октября 2005 г. ЮРИЙ АВДЕЕВ, "Красная Звезда"


        Открытие нового авиастроительного завода - всегда событие. Если учесть нынешнее экономическое положение в России, это событие приобретает и вовсе знаковое значение. "Возмутителем спокойствия" выступило ОАО "Научно-производственное объединение (НПО) "Сатурн" , которое год за годом уверенно расширяет сотрудничество с зарубежными партнерами. Особый вес мероприятию придало участие в нем советника Президента РФ Александра Бурутина, министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко, главы Федерального агентства по промышленности (Роспрома) Бориса Алешина.

        "ВолгАэро" - совместное предприятие, созданное российским "НПО "Сатурн" (генеральный директор Юрий Ласточкин) и французским "Snecma" (SAFRAN Group) (генеральный директор Марк Вантр). Самое время представить "родителей" "ВолгАэро". Сатурновцы занимаются разработкой и производством двигателей для самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и не только. Их турбогенераторные установки для электростанций и газоперекачек успешно эксплуатируют РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России". Вот всего лишь несколько цифр, характеризующих деятельность рыбинских моторостроителей: более 4.000 двигателей Д-ЗОКУ/КП состоят "на вооружении" 139 отечественных и зарубежных авиакомпаний и имеют более 40 млн. часов налета. Наиболее знаменит АЛ-31ФП - "пламенный мотор"

        Су-30МКИ. Компании поручено создание двигателя для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). В индийском тендере по созданию "движка" для учебно-тренировочного самолета HJT-36 сатурновс-кий АЛ-55 признан победителем, подписан контракт на его разработку.

        Французская "Snecma" также считается одним из мировых лидеров в авиационном и ракетном двигателестроении и входит в состав SAFRAN Group с годовым товарооборотом около 10 млрд. евро. Фирма активно участвует во всех трех сегментах рынка военных самолетов, выпуская двигатели М88-2 и М53-Р2 (для истребителей "Rafael" и "Mirage"), "Larzac" - для тренировочных самолетов и TP400-D6 - для. военно-транспортного самолета А400М.

        Следует отметить, что "Snecma" являете" также партнером "General Electric" в производстве различных типов больших турбовентиляторных двигателей CF6, GE90 и GP7200. Наиболее успешным коммерческим проектом в мировом гражданском авиастроении считается CFM56, которых произведено и находится в эксплуатации свыше 14.000. Они установлены более чем на 6.000 самолетов компаний "Airbus" и "Boeing" более чем у 400 заказчиков и эксплуатирующих организаций мира. Эти двигатели стали олицетворять новый стандарт надежности и эксплуатационных расходов среди коммерческих реактивных двигателей.

        Партнерство между ОАО "НПО "Сатурн" и "Snecma" длится несколько лет. Оно началось с субподряда по CFM56, а в 2001 году фирмы решили объединиться для работы над новой силовой установкой для региональных самолетов. В апреле 2003 года ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" для семейства авиалайнеров RRJ выбрало предложенный компаниями двигатель SaM146. Развивая тягу в диапазоне от 6.000 до 8.000 кгс, он является универсальным для трех моделей RRJ на 60, 75 и 95 мест. Следующим шагом по пути сотрудничества Стало создание совместных предприятий "PowerJet" и "ВолгАэро" , целью которых является реализация программы по двигателю SaM146.

        Сегодня, когда современные станки уже работают в новых стенах завода, нельзя не вспомнить день вчерашний. Тогда подписанные документы не вызвали оптимизма у независимых экспертов. Дело в том, что в вопросе кооперации на международном рынке российские авиапроизводители до последнего времени выступали лишь в роли изготовителей комплектующих для западной авиатехники. Отчасти в этом виноват сам российский авиапром, все еще не оправившийся от кризиса 90-х годов. Иностранные фирмы не готовы были видеть в нас равноправных партнеров и брать на себя разделение рисков по разработке новых проектов. Их больше устраивают поставки сырья из России, изготовление комплектующих для своих самолетов и т.д. Хочется верить, что эта "черная полоса" закончилась.

        Французская сторона не только продекларировала свои цели по созданию конкурентоспособной силовой установки, но и активно участвует в реализации проекта, в котором будут задействованы 100 поставщиков из 15 стран мира. Прежде всего партнеры определились с потребностями рынка в предлагаемом продукте. По оценке специалистов, количество проданных турбовентиляторных двигателей SaM146 составит в России и СНГ 500 штук, экспорт в страны дальнего зарубежья - 1.200.

        Нельзя не сказать и вот о чем.

        До недавнего времени российские двигателестроители предлагали товар, который не отвечал всем требованиям западных потребителей. В новом проекте нет "узких мест". Силовая установка российско-французского производства разрабатывается с учетом жестких требований международного рынка гражданской авиации, отвечает всем мировым стандартам по экологии и уровню шума. Это позволит RRJ конкурировать на западном рынке. Сертификация двигателя будет произведена по российским, европейским и американским нормам.

        Более того, выполняемая разработка будет иметь запас по тем же шумам как минимум на 20 лет. Оптимизация удельного расхода топлива рассчитывается в соответствии с тягой самолета на типовом крейсерском режиме. На этот пункт специалисты обращают особое внимание. Ранее производители в рекламных целях, заявляя о малом расходе топлива, не указывали, что показатели получены на экономичном режиме, так сказать, в идеальных условиях. Вот почему эти лукавые цифры не вызывали восторга у эксплуатантов.

        "НПО "Сатурн" и "Snecma" -честные игроки на авиастроительном поле. Заявленная более высокая экономичность и другие характеристики говорят о стремлении создать товар, имеющий перспективу на длительный период.

        Все это требует от российских специалистов освоения новых принципов работы. Например, в советское время для получения конечного результата по двигателю АЛ-31 потребовалось создание 50(!) его опытных образцов. Срок работ составил 15 лет. На изготовление SaM 146 отведено 4 года и 8 прототипов (как говорится, почувствуйте разницу).

        Насколько это реально? Еще в прошлом году кое-кто считал подобные заявления несбыточной мечтой. Но вот уже на МАКС-2005 "НПО "Сатурн" представило на суд специалистов макет нового двигателя. Сейчас завершается строительство современных испытательных стендов, на которых двигатели пройдут проверку на конечном этапе создания. Все идет строго по плану.

        Как такое возможно? Прежде всего в рамках программы SaM 146 создано единое информационное пространство между специалистами "НПО "Сатурн" и "Snecma". Уже три года, как на российском предприятии нет кульманов. По словам директора по IТ-технологиям "НПО "Сатурн" Александра Пионтковского, объединение закупило самое современное оборудование и в корпоративной информационной системе предприятия работают более 6.000 пользователей. Они располагаются на четырех промышленных площадках - в Рыбинске, Москве, Лыткарино , Волжском. Корпоративный центр данных оснащен сервером, который у нас в стране по производительности занимает третье место. Фирма проводит дополнительную закупку программного обеспечения. В ее ближайших планах увеличение производительности компьютерной базы. Она позволяет не только быстрее выполнять расчеты, но и моделировать различные процессы работы проектируемого двигателя при различных конструктивных решениях. При этом стоимость выполняемых работ снижается в разы.

        Коль скоро речь зашла о финансах, следует сказать, что специалисты оценивают выполнение проекта SaM146 в 600 млн. евро. На начальном этапе российское государственное финансирование в рамках федеральной целевой программы составит 3,7 млрд. рублей. Финансирование из средств "НПО "Сатурн" (собственных и заемных) - 3,9 млрд. Привлечение целевых кредитов коммерческих займов - 2,4 млрд. Затраты того стоят. В результате выполнения программы бюджет Российской Федерации получит через налоговые платежи 19,6 млрд. руб., в том числе по ЗАО "ВолгАэро" - 1,6 млрд. Доля государства в чистой прибыли - 6,7 млрд. рублей!

        Вот еще почему вызван повышенный интерес к открытию завода "ВолгАэро" в Рыбинске. В церемонии помимо руководства и представителей "НПО "Сатурн" и "Snecma" участвовали посол Франции в России г-н Жан Каде, помощник Президента РФ Александр Бурутин, министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, глава Роспрома Борис Алешин, генеральный директор ОАО АХК "Сухой" Михаил Погосян, губернатор Ярославской области Анатолий Лисицин и другие почетные гости.

        Осматривая производство, гости отметили высокий корпоративный уровень предприятия, взаимопонимание российских и французских специалистов, инновационные возможности предприятия, оборудованного по последнему слову техники. Сила "НПО "Сатурн" и "ВолгАэро" - не только в высокотехнологичном производстве, но и в конструкторской школе.

        Наша справка. "ВолгАэро" занимает площадь 22.500 кв. м, производственный цех - 9.600 кв. м. Более половины станочного парка - станки с ЧПУ. Цех располагает тремя производственными линиями: вращающихся деталей; механических и механосварочных корпусов двигателей; деталей обвязки двигателя. Также имеется линия общего производственного оборудования для выполнения химической и термической обработки и обработки поверхности (плазменное напыление, дробеструйная обработка, пескоструйная обработка и т.д.).

        Как подчеркнул в своем выступлении Виктор Христенко на церемонии открытия нового завода, "ВолгАэро" - лучшее подтверждение возможностей России для кооперации с самыми яркими, самыми значимыми партнерами в области высоких технологий, авиационной промышленности. Двигатель SaM146 открывает широкие возможности для российского авиапрома в тот самый момент, когда он готовится заново выйти на рынок мировой авиации.

        К этим словам трудно что-либо добавить.

        На снимках: разрезана символическая лента на открытии "ВолгАэро"; ключ от нового предприятия в надежных руках.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBadD1
Цена ремонта шаровой опоры на https://youdo.com/auto/runninggear/balljoint/.
Тут http://courier.youdo.com/products-delivery/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer