Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Страсти по двигателю


10 ноября 2005 г. ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ, "газета "Бизнес""


        Скандал вокруг двигателя АЛ-31ФН, тянущийся уже несколько лет, не идет на пользу отечественному двигателестроению. Разработчик двигателя НПО "Сатурн" (ОАО "Люлька-Сатурн" до объединения с ОАО "Рыбинские моторы") обвиняет ММПП "Салют" в невыплате роялти с продаж двигателя в Китай. "Салют" утверждает, что двигатель создавался на бюджетные средства во времена СССР и ничего общего не имеет с НПО "Сатурн".

        Конфликт вокруг двигателя АЛ-31ФН возник три года назад, когда ММПП "Салют" начало его поставки в Китай. По условиям китайского контракта, "Салют" должен был поставить в Китай 54 двигателя для легкого истребителя F-Х. В том же 2002 году два предприятия подписали дополнительное соглашение, определившее роялти в пользу НПО "Сатурн" в размере 8%. "Контракт спас "Салют" от банкротства,- говорит гендиректор НПО "Сатурн" Юрий Васильевич Ласточкин.- Сегодня они фактически производят контрафактный двигатель и вводят всех в заблуждение". По его словам, "в целом "Салют" нам должен почти $30 млн по контракту, только на сегодняшний день их задолженность - более $10 млн".

        Однако гендиректор ММПП "Салют" Юрий Сергеевич Елисеев придерживается иной точки зрения. "Ласточкин пытается продать и получить деньги за то, что было создано в СССР за бюджетные деньги,- считает он.- Вся интеллектуальная собственность принадлежит государству в лице ФАПРИС (Федеральное агентство по правам на интеллектуальную собственность.-"Бизнес")". По его словам, ФАПРИС передало всю документацию на двигатель "Салюту" вплоть до 2010 года.

        "Такую лицензию в то время получить ничего не стоило,- парирует первый замгендиректора НПО "Сатурн" по НИОКР, создатель двигателя АЛ-31ФН Виктор Чепкин.- Елисеев получил ее, ничего не согласовывая с нами". "В техническом задании китайской стороны зафиксировано, что разработчик двигателя - "Люлька-Сатурн",- продолжает Чепкин.- Мы разработали двигатель, провели его испытания с китайской стороной и с представителями наших ВВС, после чего передали документацию на "Салют". В лицензионном соглашении, подписанном мною и Елисеевым, зафиксировано, что мы передаем ему лицензию, а он обязуется платить 8% роялти".

        Помимо споров по поводу происхождения средств на разработку двигателя, в основе скандала лежит неполная передача документов на двигатель со стороны бывшего ОАО "Люлька-Сатурн". "КБ "Люльки" передало нам только часть документов на двигатель, а потом ее опять забрало,- говорит Юрий Елисеев.- Поэтому нам пришлось самим доделывать двигатель". "Они придрались к тому, что мы им передали не всю документацию, и в связи с этим они понесли затраты в размере $2 млн,- парирует Юрий Ласточкин.- Но мы предложили им вычесть эту сумму из причитающихся нам роялти". "А за что ему платить деньги,- недоумевает Елисеев.- Он не выполнил условия, не передал и половины чертежей. Кроме того, "Салют" перевел КБ "Люльки" $1 млн за документацию".

        В судах пока более удачливым оказался Елисеев. "Он выиграл суды, потому что лучше подготовился",- считает Чепкин. "Ласточкин с Елисеевым должны сесть за стол и обо всем договориться",- говорит компетентный источник из ВПК, пожелавший остаться неизвестным. Ссора двух ведущих двигателестроительных предприятий страны никому на пользу.

        "У НПО "Сатурн" лучший в нашей стране менеджмент, у него лучшее конструкторское бюро, наконец, у него выгодное местоположение,- замечает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.- Со своей стороны, ММПП "Салют" - лучшее в стране предприятие по техническому оснащению. Елисеев тратит в год около $30-50 млн на закупки современного оборудования.

        Единственный их минус- расположение в Москве. Рано или поздно предприятие однозначно будет выведено из города".

        ДВИГАТЕЛЬ АЛ-31ФН

        является модификацией двигателя АЛ-31Ф, установленного на всех самолетах Су-27 и его модификациях. АЛ-31ФН - первый случай в истории советского и российского двигателестроения, когда фирма получила задание иностранного государства на разработку авиадвигателя. Всего было выпущено 14 опытных двигателей на НПО 'Сатурн' и 54 двигателя - на ММПП 'Салют'. В настоящее время ведутся переговоры о производстве для китайской стороны еще 50 двигателей с перспективой ежегодных заказов на это же количество. Стоимость двигателя - $3,6 млн.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9Fam
Курьер на час: http://courier.youdo.com/courier-services/services/mspb/, выбирай!
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/city/furniture/geo/krasnogorsk/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer