Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакомпании России. Некоторые вопросы - взгляд со стороны.


11 ноября 2005 г. СОРОКИНА ОЛЬГА, "Компания "ЭФФКО""


        Российский рынок пассажирских авиаперевозок, который за последние годы начал постепенно стабилизироваться, тем не менее, не избежал тех проблем, которые присущи развитию российской экономики в целом.

        Обострившаяся конкуренция как на международном, так и на внутреннем рынке пассажирских авиаперевозок, произошедшее увеличение стоимости топлива, а также неблагоприятные прогнозы, касающиеся его стоимости, диктуют российским авиакомпаниям необходимость кардинальных изменений стратегий.

        В большинстве случаев авиакомпании не обращают практически никакого внимания на изменение внешней обстановки, и даже существующие возможности используются ими не в полной мере.

        Конкуренция

        Конкуренция на внутреннем и международном рынке российских авиаперевозок, естественно, положительно сказывается на качестве предоставляемых услуг пассажирам. Однако не многие авиакомпании могут похвастаться, что предоставляют своим пассажирам нечто особенное. В большинстве своем авиапассажирам предлагаются одинаковые тарифы, однообразная еда, одинаковый набор услуг в аэропорте и на борту самолета и т.д. В конкурентной борьбе авиакомпании не всегда обращают внимание на конкурентов других видов транспорта, а это приводит к уменьшению их пассажирооборота.

        В последние годы большой шаг в улучшении качества обслуживания пассажиров сделан, на наш взгляд, основным конкурентом авиакомпаний - железной дорогой. Появилось большое количество организаций, осуществляющих междугородние перевозки автомобильным транспортом (как легальных, так и нелегальных).

        Нередко стоимость поездки у конкурентов приблизительно равна стоимости полета на самолете. Тем не менее, пассажиры не всегда предпочитают авиакомпании. Почему же все-таки пассажиры выбирают их конкурентов? Какие основные факторы повлияли на этот выбор? Что конкретно необходимо сделать, чтобы привлечь к себе пассажиров?

        Продажа авиаперевозок

        Продажа перевозок является одним из наиболее важных факторов, определяющих успех коммерческой эксплуатации авиалинии. Во всех областях маркетинга наличие связей между покупателем и продуктом является важным условием эффективного развития и функционирования компании, в том числе и авиакомпании. Однако данная связь оставляет желать лучшего.

        Несмотря на то, что агентская продажа авиабилетов является доминирующим каналом распространения, контроль и анализ ее деятельности авиакомпаниями ограничен, а в большинстве случаев просто отсутствует. Следует учесть, что агентства, прежде всего, работают над привлечением клиентов к себе, а не к авиакомпаниям. Как лучше стимулировать посредников по продаже авиабилетов, одновременно усилив над ними контроль?

        Большинство агентств предоставляют пассажирам информацию об авиакомпании и ее услугах не в полном объеме. Вследствие этого, возникают большие трудности бронирования и заказа авиабилетов, в том числе по телефону или через Интернет. А это в свою очередь приводит к выбору пассажиром другого вида транспорта. Приобретение и бронирование билета является первым звеном, и по качеству обслуживания в агентстве пассажир нередко судит об уровне сервиса авиакомпании. Что нужно сделать, чтобы пассажир имел возможность получить в полном объеме информацию об авиакомпании и ее услугах?

        Наличие же собственной сети авиакасс должно представлять особый интерес для авиакомпании, поскольку данный канал дистрибуции является высоко контрольным и положительно сказывается на имидже авиакомпании. Несмотря на высокую затратность на его организацию, преимущества такого канала не подлежат сомнению.

        Лояльность авиапассажиров

        Лояльность, то есть приверженность потребителей к данной компании, составляет основу для стабильного объема продаж, что в свою очередь является стратегическим показателем успешности компании. Одним из инструментов повышения степени лояльности пассажиров к авиакомпании является бонусная программа, которая призвана не только привлекать новых, но и удерживать существующих клиентов.

        Очевидно, что наличие программы поощрения часто летающих пассажиров является несомненным преимуществом в свете конкурентной обстановки. Но в реальной жизни возникает вопрос: так ли заботятся авиакомпании о своих клиентах, создавая и внедряя подобные программы? Во многих авиакомпаниях из года в год схемы программ не совершенствуются и не пересматриваются, хотя это необходимо делать на основе анализа степени удовлетворенности пассажиров этими программами. В большинстве случаев такой анализ говорит о том, что существующая информационная поддержка программы находится на самом низком уровне, система начисления баллов достаточно сложна и имеет много ограничений, процесс получения премии за накопленные баллы длителен и трудоемок, перечень возможных вознаграждений ограничен, подготовка персонала, обслуживающего действительных и потенциальных участников бонусных программ в местах распространения билетов, неудовлетворительна (речь идет о собственных кассах, не говоря уже об агентствах), а в некоторых случаях программы поощрения приостанавливаются или прекращают свое действие. Как это сказывается на лояльности пассажиров и отразится на ее имидже? Как такие программы могут способствовать достижению целей и задач, для которых они предназначены?

        Реклама и бренд

        Может ли авиакомпания обойтись без рекламы? На сегодняшний день российские авиакомпании не используют один из эффективнейших инструментов маркетинга. Реклама не рассматривается как отдельная профессиональная дисциплина. Некоторые компании довольствуются рекламой собственного производства или обращаются за помощью к рекламным агентствам, не имеющим никакого представления о специфике пассажирских перевозок, экономя на этом какие-то средства. Но эффект от этого получается прямо противоположный - исходя из качества рекламы, потребитель сделает соответствующие выводы о качестве услуг авиакомпании. К рекламе не прибегают вообще или она ограничена при продаже специальных предложений, при введении, скажем, льготных тарифов, программ поощрения для часто летающих пассажиров. До, в период и после проведения рекламной кампании авиаперевозчики пренебрегают исследованиями, касающимися ее эффективности. Объективно оценить, насколько эффективен конечный рекламный продукт, может только пассажир, на которого он и был нацелен.

        До сих пор многие российские авиакомпании грешат однотипностью и неоригинальностью своей рекламы. А ведь в нее некоторые компании вложили немалые деньги. Между тем, яркая, уникальная, запоминающаяся реклама может работать на имидж компании еще долгое время после того, как будет представлена в СМИ. Вот где реальная экономия средств: поистине скупой платит дважды. А то и трижды - ведь пассажир никак не может запомнить, в рекламе какой авиакомпании он видел все эти облака, девушек и самолеты?.. Так почему же авиаперевозчики в своей рекламе представляют покупателю не то, что он действительно хочет: надежность и безопасность, реальные скидки и экономию времени, наконец? И где, где отличие одной авиакомпании от другой, не считая окраски фюзеляжа? Увы, оригинальность и находчивость - не те качества, которыми могут похвастаться наши авиакомпании. Куда проще 'позаимствовать' часть логотипа или слогана у проверенного временем бренда. Сегодня у большинства российских авиакомпаний фактически отсутствуют узнаваемые бренды. Это отрицательно сказывается на рентабельности компании и объеме продаж авиаперевозок. Существующие же бренды авиакомпаний не всегда ориентированны на определенный сегмент рынка и на пассажира. И даже ребрендинг, осуществленный некоторыми авиакомпаниями, сведен лишь к банальному изменению в названии перевозчика (больше удобному для чтения зарубежными пассажирами), за которым не стоят никакие изменения в деятельности самой компании. В этом случае ребрендинг становится обманом, обещанием чего-то нового и лучшего, чего на самом деле нет.

        Стратегия развития авиакомпании

        В сложившейся ситуации авиакомпаниям не обойтись без детальной разработки планов на будущее, исходя из прогнозов и ситуаций на рынке авиаперевозок, включая анализ факторов внешней среды, конкуренции, рыночных тенденций и рыночного потенциала авиакомпании. Необходимо установить четкие рыночные цели и точно просчитать будущее авиакомпании. Руководители многих перевозчиков считают, что усилия, направленные на стратегическое планирование не окупятся результатами его выполнения, поэтому они не желают тратить драгоценное время и средства, предпочитая заниматься решением неотложных оперативных задач. Наверное, стоит уже сейчас задуматься, как будет существовать авиакомпания, если стоимость одного барреля нефти будет составлять 100$? Какие изменения в работе авиакомпании должны произойти при вступлении России в ВТО? Соответствуют ли российские отраслевые стандарты качества обслуживания пассажиров мировым?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer