Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Военные запчасти наладились за границу


11 ноября 2005 г. КОНСТАНТИН ЛАНТРАТОВ, АЛЕКСАНДРА ГРИЦКОВА, ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА, "Коммерсант"


        Прошло уже три года с тех пор, как государство стало предоставлять предприятиям оборонно-промышленного комплекса право самостоятельно продавать за рубеж запчасти к продукции военного назначения. За это время самостоятельные экспортеры утроили объем поставок, доведя его до $300-350 млн. Эти показатели близки к планировавшимся в 2002 году $0,5 млрд в год.

        Поставка запчастей покупателям российской военной техники всегда была слабым местом оружейного экспорта РФ. В 90-е годы основные проблемы в этой сфере были связаны с распадающейся производственной кооперацией, закрытием ряда оборонных предприятий. В результате экспорт запчастей оказался в ведении госпосредников и нескольких предприятий, которые имели право поставок за рубеж готовой продукции. Но для госпосредников такие контракты малоинтересны: они требуют быстрой и оперативной работы, а стоят немного. Неудовлетворительное послепродажное сопровождение вооружений порой вызывало у иностранных заказчиков негативное отношение к России как к продавцу продукции военного назначения.

        Политическое решение

        Начало процессу самостоятельного выхода предприятий на рынок запчастей положило распоряжение Владимира Путина от 16 сентября 2002 года. Президент поручил комитету по военно-техническому сотрудничеству (ныне - Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, ФС ВТС) предоставлять предприятиям-разработчикам и производителям продукции военного назначения лицензии на три года на самостоятельную поставку за рубеж запчастей и техобслуживание. Тогда же президент утвердил список из 46 предприятий, которые, однако, еще должны были пройти лицензирование в комитете по ВТС.

        Комитет по ВТС не спешил предоставить лицензии сразу всем 46 компаниям: в течение первого года после выхода распоряжения президента право на торговлю запчастями и техобслуживание получили лишь 14 организаций. Однако в конце сентября 2003 года президент Путин резко отозвался о состоянии дел с обеспечением послепродажного обслуживания поставленной за рубеж российской военной техники. Вслед за этим глава комитета по ВТС Михаил Дмитриев объявил, что его комитет приостановит выдачу лицензий, чтобы посмотреть, чего смогут добиться полтора десятка предприятий, получившие право самостоятельной работы по запчастям и сервису на внешнем рынке.

        Стоит отметить, что комитет по ВТС предоставлял право на самостоятельные поставки запчастей сроком на три года. А за такой срок, как заявил Ъ один из экспертов "Рособоронэкспорта", немногим предприятиям удается сделать что-то существенное. "Первый год они только осматривались на рынке, искали контакты,- заявил эксперт.- Следующий год ушел на начало переговоров. Однако в сфере ВТС такие переговоры могут идти несколько лет. А уже к середине третьего года предприятиям надо готовить отчет Федеральной службе по ВТС о проделанной работе. Боюсь, что не всем из тех, кто три года назад получил право, будет что доложить, и новые лицензии они могут и не получить".

        Проблемы оценок

        Однако определенных успехов достичь удалось. В 2002 году (до предоставления права на самостоятельную поставку запчастей) Россия поставила запчастей и оказала услуг по ремонту и обслуживанию техники на $130 млн. Глава комитета по ВТС Михаил Дмитриев после выхода распоряжения президента объявил, что "поставки запчастей из России могут возрасти с $130 млн в 2002 году до $500 млн к 2005 году". В прошлом году 14 предприятий, имеющих лицензии на самостоятельный экспорт, заработали на запчастях и техобслуживании уже $366 млн (общий объем оружейного экспорта составил $6 млрд). Передовиками стали компания "Сухой" ($135 млн) и завод "Салют" ($38 млн). Из остальных двенадцати предприятий, имеющих право поставок запчастей, восемь поставили продукции менее чем на 1% объема своего экспорта, а четыре других не заработали ничего.

        Однако аналитики отмечают, что подсчет не слишком корректен. Так, для компании "Сухой" под категорию "запчасти" подходят отдельные блоки авионики, детали двигателей, элементы вооружения. Все эти комплектующие изготавливает не сам "Сухой", а его подрядчики, в состав которых входят, например, корпорация "Аэрокосмическое оборудование". Для этих подрядчиков такие запчасти могут быть вообще финальной продукцией. Вероятно, то же происходит и с другими производителями конечной продукции: корпорацией МиГ, танкостроительным "Уралвагонзаводом", производителем противотанковых комплексов тульским КБ приборостроения, строителем подводных лодок компанией "Адмиралтейские верфи", изготовителем комплексов ПВО концерном "Алмаз-Антей". По оценке экспертов, объем рынка военных запчастей составляет до 25% стоимости обслуживаемой техники, а в области авиации - до 40%. В России же этот показатель в 2005 году не превысит 6%: как заявил недавно господин Дмитриев, в текущем году объем поставок по линии ВТС составит около $5 млрд, из которых на запчасти придется $300 млн.

        Видимо, удовлетворившись трехкратным ростом поставок запчастей за три года, российские власти решили расширить список поставщиков. ФС ВТС возобновила практику выдачи лицензий: их стали получать недавно образованные оборонные холдинги, в которых государство имеет не менее 50% акций. Кроме того, 10 сентября этого года президент РФ подписал указ "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" - новую редакцию ранее действовавшего одноименного указа от 1 декабря 2000 года. В новом указе предусмотрены конкретные меры по устранению в работе, связанной с поставками продукции военного назначения, факторов, сдерживающих ее оперативность и гибкость. Было сокращено количество ступеней согласования при принятии решений, усилены координирующая и контрольная функции государства в лице ФС ВТС. В октябре этого года первым четырем предприятиям, получившим в октябре 2003 года право на самостоятельные поставки запчастей (см. табл.), были предоставлены сертификаты о продлении этого права на следующие три года. Вручая сертификаты, господин Дмитриев заявил: "Вы все поработали очень хорошо. Теперь нам предстоит рассмотреть заявки остальных предприятий, кто получил такое право. Мы оценим результаты их деятельности и решим, стоит им продлить право на поставки запчастей или нет".

        Таким образом, на рынке запчастей оказалось сразу несколько типов российских субъектов: госпосредник "Рособоронэкспорт"; предприятия, имеющие право поставлять и свою конечную продукцию, и запчасти к ней; предприятия, имевшие право на поставки запчастей и уже продлившие его на очередные три года; а также предприятия, которым это еще предстоит. Кроме того, в приложение к сентябрьскому указу президента было включено еще семь предприятий, которые смогут получить такое право. Два из них - корпорация "Тактическое ракетное вооружение" и концерн ПВО "Алмаз-Антей" - этого уже добились.

        Организация сервиса

        Российские предприятия пошли по пути, практикуемому во всем мире,- созданию в стране-покупателе сервисных центров. Это значительно ускоряет проведение ремонта, а также загружает местную промышленность, хотя и приносит отечественным заводам значительно меньше средств, чем если бы они забирали технику в Россию. Наиболее ярким примером российского опыта в этой области стал сервисный центр в Индии для обслуживания поставленных в эту страну и собираемых по лицензии истребителей Су-30МКИ. Центр был образован по контракту "Рособоронэкспорта" с компанией HAL и обошелся Индии примерно в $40 млн. Сервисный центр и консигнационный склад представляют собой одноэтажное здание, четверть которого занимают офисы и служебные помещения, остальное - участки по ремонту систем самолетов. Правда, пока работает только ряд участков по ремонту двигателей и систем связи, но "Рособоронэкспорт" уже заключил договоры практически со всеми поставщиками запчастей. Переговоры о создании подобного центра по обслуживанию "сушек" ведутся и с Китаем.

        Что касается ремонта вертолетов, то за 30 лет их экспорта большинство государств создали свои ремонтные заводы. В частности, ремонтом самостоятельно занимаются Индия, Китай, Алжир, Вьетнам, Перу, Куба. Поэтому российские производители не стремились разворачивать в этих странах собственные центры обслуживания вертолетов. Следствие этого - очень большая доля "серого" ремонта. У основного поставщика вертолетных моторов на экспортируемую российскую технику, украинского "Мотор Сич", техдокументацию и запчасти приобретают только авиаремонтные фирмы Индии, Словакии и Северной Африки.

        В 2003 году ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод" (НАРЗ) организовало предприятия по ремонту гражданских вертолетов в Колумбии и Объединенных Арабских Эмиратах. НАРЗ подписал соглашение с петербургским заводом имени Климова на локальный ремонт двигателя ТВ3-117 и его модификаций. Петербургское авиаремонтное предприятие СПАРК в рамках контракта, заключенного "Рособоронэкспортом", во второй половине 2006 года откроет предприятие по ремонту вертолетов в Мексике. Всего, по экспертным оценкам, в течение пяти лет с российским участием может быть открыто три-четыре центра техобслуживания и ремонта вертолетов. Кроме того, переговоры с "Мотор Сич" об организации совместных предприятий по ремонту двигателей ведут Египет, Китай и Малайзия.

        В апреле этого года в Индии был зарегистрирован первый военно-морской сервисный центр - совместное российско-индийское предприятие Rosoboronservice India Ltd, а в сентябре состоялась его презентация. В октябре "Рособоронсервис" получил лицензию Минобороны и штаба ВМС Индии. 75% СП принадлежит российской стороне, в том числе 26% - "Рособоронэкспорту". На базе технических подразделений индийского предприятия Krasny Marine Service в Мумбаи, Гоа и Визакхапатнаме планируется создание сервисно-учебных центров по обслуживанию электронного, в том числе навигационного оборудования и систем управления огнем российского флота советско-российской постройки. В Индии пока будет проводиться только часть работ, поскольку индийцы не освоили обращение с навигационной, гироскопической и другой сложной техникой. Однако цель СП - осуществлять полный сервис в Индии.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer