Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Иллюзия полета


14 ноября 2005 г. ОЛЬГА ПАВЛИКОВА, "gzt.ru"


Десять тысяч россиян предпочитают летать на истребителях

        "Сто шестьдесят! Сто семьдесят! Скорость принятия решения! Сто восемьдесят! - тихо шепчет себе под нос Данила Тусеев. - Отрыв!" И грозный истребитель-перехватчик Су-27 устремляется в небо на очередное боевое задание.

        Даниле двадцать три - отличный возраст для летчика-истребителя. Иван Кожедуб в его годы одержал 45 воздушных побед, Исаму Касииде прославился как "величайший охотник за B-29", а "белокурая бестия" Эрих Хартманн имел на боевом счету фантастическое число сбитых самолетов - 352.

        Но Данила не оканчивал летное училище - он учился на программиста. Поэтому и машина у него виртуальная - от настоящего самолета разве что приборная доска и обзор на мониторе. В летном деле, как шутит Данила, он с двенадцати лет. Начинал с детской телеприставки, постепенно дорос до авиасимулятора.

        Улетная школа

        Для одних симулятор - воплощение детской мечты. Для других - попытка победить в себе страх высоты. Для третьих - просто "круто, как в настоящем!". Это только на первый взгляд кажется, что обычная игрушка. В московском Центре подготовки виртуальных пилотов утверждают: здесь все как в большой, точнее, в реальной авиации. Сначала начальная летная подготовка на домашнем компьютере. Потом в центре подготовки вам доверят летать по кругу. И только затем отрабатываются взлет и посадка - наиболее сложные элементы в реальной и виртуальной авиации. Предел мечтаний - так называемая третья категория летной квалификации. Это примерно соответствует категории Е у автомобилистов. Чтобы стать признанным виртуальным асом, нужно сдать экзамен. Как в серьезном вузе, существует утвержденная руководством центра программа. Три задачи, шесть упражнений. В основном тренировочные полеты. Но чтобы справиться с таким тестом, нужно иметь за плечами хотя бы полтора-два года полетов за компьютером. "Обучение, - не без гордости говорит пилот-истребитель Тусеев, набрав виртуальный потолок, - как в реальных ВВС! Мы даже называем друг друга курсантами!"

        Правда, среди домашних пилотов настоящих экстремалов немного. В Центре виртуальной авиации подсчитали, что только пять процентов пользователей выбирают болтанку, грозу и посадку с невыпущенными шасси. Видимо, опасаются накаркать.

        Угроза национальной безопасности

        "Те, кто в середине девяностых начинал выпускать в России авиасимуляторы, могли заранее сушить сухари и собираться на урановые рудники", - шутит Дмитрий Тишин, директор одной из компаний - лидеров на рынке виртуальной авиации России. Дело в том, что на компьютере воспроизводятся не абстрактные поля, леса и реки, а конкретные географические ландшафты. Когда информация дошла до компетентных органов, разразился скандал. Местонахождение аэродромов и промышленных предприятий - секрет. "Мало того, что стратегические объекты рисуют, так ведь у них еще и системы управления самолетом один в один!" - возмущались бдительные люди в погонах.

        "До сушки сухарей из-за виртуальных "сушек" дело все-таки не дошло, нашли компромисс", - говорит Дмитрий Тишин. Решили внести некоторые искажения: если изображается военный аэродром, то взлетная полоса не на своем реальном месте, а в стороне. "А что касается внутренностей кабины, так они же все давным-давно опубликованы! На авиасалоне "МАКС" любой желающий может потрогать эти приборы", - утверждает программист.

        С высоты птичьего полета

        "Мне сверху видно все, ты так и знай!" - эта известная строка из песни больше подходит виртуальной, а не настоящей авиации. Что особенного разглядишь из иллюминатора лайнера, летящего на высоте 10 тысяч метров со скоростью 850 километров в час? Практически ничего, и то если облачность позволяет. На симуляторе же земная поверхность воспроизведена настолько точно, что можно найти и рассмотреть любой населенный пункт, любую крышу и даже калитку.

        "Где у вас родственники? - спрашивает меня Дмитрий Тишин. - Гостагаевка в Краснодарском крае? Сейчас посмотрим".

        Глазам своим не верю: из пилотской кабины компьютерного самолета отчетливо видны дом и ярко-синяя дверь родного гаража. Такая точность стоит долгих кропотливых усилий. Это сейчас порылся на сайтах, нашел отсканированные снимки местности со спутника, и все дела. А еще несколько лет назад сотрудники компании Тишина скупали карты регионов и фотографии, сделанные туристами, терпеливо сличали их и составляли правильные планы местности.

        Образ врага

        Все катастрофы прописаны до того реалистично и красочно, что мороз по коже. "В симуляторах могут все системы отказать, гидравлика, - рассказывает Андрей Саломылин, командир Центра подготовки виртуальных пилотов. - Для этого создатели программ сотни раз просматривают кассеты с документальными записями авиакатастроф. Можно только посочувствовать этим людям, когда они отправляются в отпуск на самолете. Исковерканная авиационными ужасами фантазия дает о себе знать".

        Разработчики симуляторов не всегда придерживаются политкорректности или простого здравого смысла. Тишин и Саломылин таких безответственных коллег осуждают: "Вот, например, по сценарию некоторых компьютерных игр Россия ведет войну с Грузией или вообще с Украиной. Кому нужна такая пропаганда? Есть на рынке и явные провокации - сражения с авиацией НАТО, базирующейся в бывших союзных республиках. Так на подсознательном уровне пользователям вдалбливается образ врага".

        Патриотизм

        По данным московского Центра подготовки виртуальных пилотов, в симулированном небе сегодня летают более десяти тысяч соотечественников. Среди них есть и те, кому далеко за шестьдесят. Это ветераны авиации. Коллеги из "поколения пепси" поглядывают на них с уважением: ведь старики, которые в бой уже давно не идут, способны дать фору молодежи - здоровье, может, и не то, но летные навыки сохранились превосходно.

        Большинство виртуальных пилотов предпочитают бороздить пятый океан в Интернете. Там можно устроить воздушный бой или найти самолет по душе. Кто-то выбирает Су-27, кто-то - пассажирский "Боинг", кто-то - машины попроще вроде спортивного Як-52. Выбор не просто велик - он огромен. От названий предлагаемых типов самолетов пестрит в глазах: от "этажерки" братьев Райт до суперсовременных невидимок. Но самыми популярными остаются отечественные Су-27 и МиГ-29 - летчики очень патриотичны, да и наши крылатые машины славятся превосходными техническими характеристиками. Мощные, скоростные, маневренные, отлично вооруженные, на таких сражаться одно удовольствие. Но как настоящие профессионалы пилоты из Центра виртуальной авиации отдают должное и зарубежным моделям - ведь среди них есть немало настоящих шедевров своего времени вроде японского "Зеро" или американского Боинга-707.

        Охота летать

        Многие домашние пилоты воспринимают свое увлечение как эконом-вариант реальной легкой авиации. К слову, подняться в небо на небольшом спортивном Як-52 стоит минимум двести долларов за час. Чтобы получить допуск к самостоятельным полетам, необходимо налетать не менее сорока часов. Виртуальная авиация куда более демократичная и массовая, хотя в России она еще только набирает обороты.

        "Помимо нашей фирмы, - говорит Дмитрий Тишин, - симуляторы делают всего две компании. Самая простая модель стоит две-три тысячи долларов. Джойстик обычно обходится долларов в четыреста. Педали можно найти за пятьсот, компьютер - около тысячи. А сам диск с программой недорогой - рублей двести. Но есть и более навороченные модели. Скажем, цена имитированной приборной доски знаменитого истребителя НАТО F-16 - от 5 до 30 тысяч долларов".

        Компьютерные программы разрабатывают не только специалисты по IT, но и профессионалы авиационного дела. Андрей Саломылин - в прошлом инженер в КБ имени Сухого. В бюро разрабатывал магнитные гироскопические компасы и курсовые системы реальных "сушек", теперь учит летать на виртуальных. Большинство сотрудников центра программисты, дизайнеры; есть и врач - в детстве заболел небом, да так и не вылечился.

        Профессионалы

        Первые авиасимуляторы появились в 1988 году: китайцы сделали компьютерную версию F-16. Затем в микросхемах появилась европейская техника.

        Развитие тренажеров достигло такого уровня, что в авиационном мире начались споры, засчитывать или нет виртуальные полеты в качестве необходимого для пилотов количества налетанных часов. В США такая практика уже существует. Выполнять фигуры высшего пилотажа там учат сначала на симуляторах. В России идея уравнять в правах "реал" и "виртуал" витает в коридорах Госдумы.

        Как говорит Андрей Саломылин, настоящий штурвал нельзя заменить компьютерным джойстиком: не развивается мелкая моторика. Пилот понимает, но не чувствует технику. Головой знает, как действовать в чрезвычайной ситуации, но руками не успевает, а из двигательных рефлексов и состоит настоящий воздушный ас. Есть, конечно, профессиональные симуляторы. Они стоят полтора миллиона долларов, их заказывают в основном гражданские авиакомпании. Профессиональный симулятор не просто имитирует самолет - это часть лайнера, его нос, то есть полноценный тренажер. Вместо стекол - специально закрепленное оборудование, с помощью которого полностью воспроизводятся погодные условия. "Вместо шасси у тренажера ножки, - говорит Сергей Рубеко, заместитель начальника четвертого летного отряда авиакомпании "Сибирь", - они подгибаются, выпрямляются, так что в кабине можно устроить настоящую тряску. Аппарат полностью повторяет все физические нагрузки, поэтому пилоты во время тренировок обязаны пристегиваться".

        Фрейдизм

        У медиков отношение к авиасимуляторам довольно скептическое. Например, известный психолог Андрей Бабин считает, что желание полетать - это гиперкомпенсация неудовлетворенных психологических потребностей. Иными словами, фрейдистские мотивы: человек покупает огромную машину или огромный дом, автомат Калашникова, меч самурая, а теперь еще и самолет, пусть ненастоящий. Все это делается для того, чтобы скрыть душевные изъяны и комплексы, и в первую очередь сексуальную неудовлетворенность, считает психолог. Существует даже термин "самолетомания", означающий тягу к крылатым и очень большим машинам.

        Программисты говорят, что такая точка зрения спорна - и у симуляторов есть масса полезных качеств. Например, они помогают избавиться от аэрофобии.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBuna2
Здесь http://courier.youdo.com/courier-services/services/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer