Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Антонов": уверенности нет


16 ноября 2005 г. НАТАЛЬЯ ПЕЧОРИНА , "Военно-Промышленный Курьер"


Объем полномочий новой корпорации явно переизбыточен

        Государственная самолетостроительная корпорация "Национальное объединение "Антонов" (ГСК "НО "Антонов") создавалась под идею консолидации украинского авиастроения в завоевании рынков, решения маркетинговых задач, единого представительства в отрасли и повышения эффективности послепродажного обслуживания техники. Эти тезисы неустанно повторялись украинскими чиновниками и промышленниками как аргументы в пользу создания объединения. Однако при ознакомлении с уставом корпорации (утвержден постановлением №998 правительства Украины) остается только недоумение: для каких все-таки задач создавалась ГСК? Судя по документу, самолеты в приоритетах корпорации вряд ли будут первоочередной темой деятельности.

        Можно посочувствовать недавно назначенному гендиректору корпорации Анатолию Мялице - реализовать все положения устава будет довольно сложно даже за длительный период работы.

        А ведь сколько было положено сил приверженцами различных моделей объединения: Документ ожидали еще летом, вокруг его содержания даже завязалась небольшая информационная потасовка (тогда проект устава был отправлен в Минпромполитики, подписанный в формате "5 минус 1"; "обойденный" гендиректор харьковского авиазавода Павел Науменко сразу заявил о "кознях"). Затем появились обвинения в привлечении "варягов" (в лице бывшего гендиректора РСК "МиГ" Николая Никитина): он, дескать, развалил российский авиапром, теперь примется за наш. Все это время партия "эволюционистов", поддерживающих создание "мягкой" формы объединения, зорко смотрела, чтобы в устав не просочились нормы, ужесточающие объединение, делающие его похожим на концерн, которого не хотел никто, кроме Науменко.

        Первой "интегроласточке" начали методично выщипывать перья еще на стадии "разбега по взлетной дорожке". Всего через десять дней после утверждения кабинетом министров устава корпорации "Антонов" Антимонопольный комитет (АМК) Украины решил запретить объединение (усмотрев в нем угрозу серьезного ограничения конкуренции на рынке ремонта и технического обслуживания самолетов марки "Ан"). Хотя шеф "борцов со всеми и всяческими монополиями" г-н Костусев тут же заявил, что решение его ведомства может быть отменено постановлением КМУ.

        Худо или хорошо, но Антимонопольный комитет продемонстрировал принципиальную (хоть и не совсем понятную) позицию: энергично размахивать кулаками после драки, попутно указывая - обращать внимание на его жестикуляцию "участникам воздушно-промышленного боя" совсем необязательно. Так главный из этих самых участников и поступил. Уже на заседании 19 октября 2005 г. правительство Украины приняло решение: санкционировать государственную регистрацию ГСК "НО "Антонов" без разрешения АМК.

        За этими информационными "волнениями" из поля зрения выпало содержание устава, документа, который регламентирует дальнейшую деятельность созданной корпорации. Ведь если он и есть вершина "коллективного авиаинтеграционного сознания", то, возможно, лучше, чтобы его вовсе не было... Конечно, создание интегрированной авиапромышленной структуры (даже в "мягкой" форме) - задача для Украины новая и трудная. Поэтому было бы наивным ожидать идеального по своему содержанию документа. Однако и недостатки тоже допустимы в меру. Но смысл "корпоративной конституции" ГСК "НО "Антонов" слишком симптоматичен. Если деятельность новой фирмы будет осуществляться по документу, то авиастроение на Украине вскоре может стать явлением историческим. Принадлежащим к "расцвету ушедшей эпохи":

        Если по порядку, то сразу бросается в глаза "завязка" действия - пункты 8, 10, 11, 12. В них - об ответственности участников, корпорации и государства. Сразу отмечу, принцип "один за всех и все за одного" - не про новоиспеченную ГСК. Корпорация не отвечает по обязательствам участников и государства, участники - по обязательствам корпорации, государство - ни за кого из них. Однако корпорация имеет право "продажи продукции корпорации и ее участников" (п.20.9). Что ж, можно порадоваться за отрасль: она теперь в нежных объятиях "юридической казуистики". Если участники корпорации не несут ответственности по обязательствам корпорации, следовательно, могут и не надрываться, обеспечивая "чужой" контракт.

        Дальше - лучше. Странно читается намек в п.14, согласно которому "корпорация... заключает договоры (контракты) с заказчиками в рамках совместных проектов... При этом участники корпорации выступают субисполнителями на основании договоров, заключенных между участниками и корпорацией". Возможно, именно такой формулировки требуют будущие отношения между участниками "НО "Антонов" и самой "мегаструктурой", в которую они входят. На практике же очень напоминает очередного посредника - некоего "всеукраинского авиационного торгового дома". Который, не производя собственной продукции, оперирует "ценным" знанием: где взять то, что надо покупателю (хотя покупатель обычно и сам достаточно информирован).

        Но кроме этого, устав ГСК содержит ряд пунктов, которые прямо "покушаются" на задачи нескольких министерств и органов исполнительной власти со специальным статусом. Судя по документам, с появлением корпорации "Антонов" не нужны такие структуры, как департамент авиапромышленности Министерства промышленной политики. Потому что корпорация берет на себя функции (пункты 20.8, 20.12, 20.17 устава) усовершенствования кооперации участников в разработке новой продукции, ее серийного производства и сопровождения эксплуатации. Кроме того, проводит работу по развитию научно-технического сотрудничества с другими субъектами хозяйствования, выполнения научно-исследовательских, проектно-конструкторских и экспериментальных работ. Стоит отметить, что эти функции скорее относятся к прерогативе Минпромполитики. Если же у него появляется "помощник", то лучше подумать об эффективности как первого, так и второго субъекта. Корпорация "Антонов" может также заменить Государственный авиационный научно-испытательный центр, поскольку имеет право оценки летной годности летательных аппаратов (видимо, по принципу "сам клепаю, сам и разрешаю"). Вместо предприятия "Украерорух" - проводить обслуживание воздушного движения, а также воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов, почты. Почитав устав корпорации, можно задуматься и о необходимости существования СБУ: корпорация может заниматься и защитой гостайны, и даже: "предоставлением услуг в этой сфере". А чтобы никто не знал о содержании "услуг" по гостайне, в пакете предлагаются и системы криптозащиты.

        Да и зачем строить "Аны"? Можно ведь заняться боевой авиатехникой вкупе с вертолетами и средствами ПВО. Корпорация "Антонов" имеет право на создание и производство не только новых самолетов, но и вооружения, боеприпасов, боевых и гражданских вертолетов, средств ПВО, а также запчастей, средств эксплуатации и ремонта этой техники. И, конечно, имеет право их продажи. Теперь "Укрспецэкспорт" может спокойно переключиться на танки, а корпорация - заниматься посреднической деятельностью по остальной номенклатуре.

        А в том, что назначение новой структурной надстройки - "посреднические услуги", убеждает пункт "Предмет деятельности корпорации", который позволяет предоставлять услуги маркетинговые, экспертные, посреднические, консигнационные и даже туристические (!). Между делом занимаясь строительными работами и продажей стройматериалов, металлоломом, нефтью, продуктами питания и медицинским обслуживанием. Чтобы не показалось мало, в устав добавлены такие "авиастроительные" направления, как "применение пиротехнических веществ и боеприпасов" и работы по их утилизации, ведь одно не исключает другого.

        Хотя есть не только новые "вольности", но и новые ограничения. Пункт 20.18 устава ГСК гласит: можно участвовать "в выставках и авиакосмических салонах". То есть, если экспозиция числится салоном военно-морской техники, то формально уже нельзя. Зачем, действительно, лишний раз показывать макет отечественного морского патрульного самолета? Вот осуществление коммерческих перевозок международным водным транспортом - другое дело, и никаких ограничений для самолетостроительной (выделено авт.) корпорации, понятно, быть не может.

        Естественно, после всего изложенного можно усомниться: сумеет ли в самом деле новоиспеченная корпорация "Антонов" не только удержать за собой остатки еще контролируемых рынков гражданской авиатехники, но и (как мечтают ее создатели) освоить летные испытания, эксплуатацию и ремонт боевых самолетов, боевых и гражданских вертолетов, средств ПВО? Уверенности в этом нет.

        Гораздо больше шансов, что вновь назначенный топ-менеджмент ГСК "НО "Антонов" (даже если он будет исполнен вначале самых благих побуждений) быстро "перенацелится" на нефтесбыт и перевозки. Правда, скорее все же не водные, а воздушные - парк авиатранспортных подразделений "корпоративных субъектов" ГСК достаточно внушителен и разнообразен.

        И кто виноват в том, что документ дает право сильно усомниться: так первым ли делом самолеты?



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer