Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вертолету не хватило кислорода


18 ноября 2005 г. СЕРГЕЙ ДЮПИН, "Коммерсант"


Чтобы избежать удара о землю

        Вчера в Вологодской области разбился Ми-2 местного вертолетного отряда, перевозящий специалистов, обслуживающих участок газопровода Ямал - Европа. Из находящихся на борту пяти человек чудом выжил только пилот-стажер, выпрыгнувший наружу за несколько секунд до катастрофы. Причиной аварии, вероятно, стал идущий в этот день мокрый снег: набившись в воздухозаборник, он перекрыл доступ кислорода к двигателям.

        Ми-2 №14271 Вологодского авиационного предприятия был арендован расположенным в Ухте подразделением "Газпрома" ОАО "Севгазпром" для обслуживания северной части крупнейшего в России газопровода Ямал - Европа. С вертолетов газовщики осматривают свое растянувшееся на тысячи километров хозяйство, а когда возникает необходимость, направляют бригады к местам ремонта. Борт №14271 базировался в городе Грязовец (Вологодская область), где расположено линейно-производственное управление (ЛПУ) "Севгазпрома", обслуживающее двухсоткилометровый участок газопровода Грязовец-Мышкин (Тверская область).

        Вчера около полудня командир экипажа вертолета, пилот 2-го класса Федор Рогатенко получил задание облететь трассу с бригадой газокомпрессорщиков из трех человек, им нужно было проверить давление газа на нескольких подстанциях участка. Машина вылетела из Грязовца в 13.30, взяв курс на Мышкин. Летели на высоте 100-150 м: если подняться выше, специалисты не разглядят газопровод. На такой высоте машина остается недосягаемой для диспетчерских радаров, поэтому пилот Рогатенко ориентировался визуально, по карте и показаниям бортовых приборов. О своем местонахождении летчик обязан был докладывать диспетчеру по рации через каждые полчаса.

        "Первый сеанс радиосвязи с бортом должен был состояться в 14.00, - рассказал Ъ замдиректора Вологодского авиапредприятия Александр Воробьев. - Однако Рогатенко молчал. Уже в 14.05 диспетчеры забили тревогу, а еще через полчаса из Вологды вылетел поисково-спасательный Ми-8".

        Найти пропавший борт оказалось несложно, вскоре спасатели увидели шлейф черного дыма. Машина упала в 40 км от Грязовца, в густом лесу неподалеку от железнодорожного разъезда Нефедово.

        "Мы все пережили шок от осознания собственной беспомощности перед огнем, - рассказал Ъ один из спасателей, приехавших на место происшествия на "уазике" из соседнего поселка Плоское. - На площадке величиной примерно с футбольное поле были разбросаны обломки и разлито горючее. Над обломками ревело пламя. Жар стоял такой, что невозможно было даже подойти близко, не то что тушить. В этом аду мне удалось разглядеть хвостовую балку с винтом, она лежала чуть поодаль, и фрагмент фюзеляжа с редуктором несущего винта. Мы стояли и смотрели на этот фюзеляж, понимая, что именно там должны находиться люди".

        Еще через несколько минут к месту катастрофы удалось подтащить пожарные машины. Обломки залили водой и пеной, хотя необходимости в этом в общем-то не было.

        Спасатели начали разбор завалов, но вскоре стемнело, и работу им пришлось прекратить по указанию следователей прокуратуры. Спасать на пожарище было некого, а разбирая сплавленные обломки железа и человеческих тел при свете фонариков, можно было уничтожить важные улики. Работу отложили до утра.

        К вечеру вчерашнего дня была известна судьба лишь одного из пяти человек, находящихся на борту вертолета. Пилоту-стажеру Сергею Астахову за несколько секунд до столкновения машины с землей удалось открыть дверь и выпрыгнуть. Он сломал позвоночник, но уцелел, выбравшись из огня. Пилота подобрали и отвезли в больницу оказавшиеся неподалеку железнодорожные рабочие. Командир экипажа Рогатенко и трое его пассажиров будут числиться пропавшими до тех пор, пока судмедэкспертам не удастся найти их останки и идентифицировать.

        Следователи прокуратуры Вологодской области возбудили уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшего смерть человека. По предварительной версии прокуратуры, катастрофа произошла из-за отказа двигателей вертолета, а окончательно разобраться с причинами аварии смогут только технические специалисты Межгосударственного авиакомитета.

        Коллегам разбившихся вертолетчиков картина происшествия в целом уже ясна. "Я не исключаю, что причиной аварии могли стать двигатели вертолета, - сказал Ъ замдиректора авиапредприятия Воробьев.- В пользу этой версии говорят и показания очевидцев падения машины. Пока вертолет находился в воздухе, эти люди слышали хлопки, которые обычно издает захлебывающийся двигатель. Однако я думаю, что движки не отказали, а просто остановились. Для отказа техники не было никаких предпосылок: борт №14271 технически исправен, он прошел капремонт в 2004 году и не выработал свой ресурс. Но остановиться двигатели вполне могли. Дело в том, что полет проходил в неблагоприятных погодных условиях. Температура немного ниже нуля, липкий мокрый снег, большая влажность. В такой ситуации часто происходит обледенение двигателей. Этот процесс происходит так: двигатель вертолета вместе с поступающим к нему наружным воздухом засасывает и липкий мокрый снег. Поскольку в воздухозаборнике поток движется с большой скоростью, температура там ниже окружающей, и снег, налипший на стенки сопла, превращается в ледяную корку. Корка перекрывает отверстие воздухозаборника, и соотношение поступающей в двигатель смеси "воздух-топливо" меняется в сторону обогащения. В какой-то момент движок заливается топливом и глохнет. Этому предшествуют громкие хлопки и вспышки пламени из двигателей, называемые помпажем. Помпаж, скорее всего, и наблюдали железнодорожники, ставшие свидетелями катастрофы".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer