Вчера на пресс-конференции руководители ООО "Уральская вертолетная компания" сообщили о начале реализации в Екатеринбурге проекта авиатакси. По их словам, в перспективе горожане смогут перемещаться по городу на вертолетах. Мэрия поддержала проект, и пообещала инициаторам помочь в организации взлетно-посадочных площадок.
Правда, авторы проекта авиатакси могут столкнуться с проблемами при получении разрешительных документов.
Как рассказал "Ъ" заместитель директора ООО "Уральская вертолетная компания" Олег Гоголин, идея создать в Екатеринбурге авиатакси появилась еще в прошлом году - ее инициаторами выступил ряд влиятельных уральских бизнесменов и несколько депутатов городской думы. По его словам, услуги по вертолетным перевозкам ориентированы на деловых мобильных екатеринбуржцев с достатком выше среднего.
Согласно бизнес-плану, реализация проекта будет проходить в два этапа. На первом планируется закупить вертолеты и организовать необходимые взлетно-посадочные площадки. Второй этап - увеличение пассажиропотока. Первоначальные инвестиции составят $5 млн. "На эти средства мы уже купили 4 вертолета марки "Robinson", каждый стоимостью $500 тыс. Мы рассчитываем их получить уже в ближайшее время", - сообщил господин Гоголин.
По задумке разработчиков проекта, воспользоваться авиауслугой смогут только члены Уральской ассоциации корпоративного авиабизнеса, которая скоро будет создана в Екатеринбурге. Ее офис планируется разместить на базе арамильского аэропорта, где будут базироваться вертолеты. Стоимость полета в час в такси составит около $500.
Специалисты "Уральской вертолетной компании" уже разработали три маршрута: первый - от микрорайона ВИЗ по руслу реки Исеть до микрорайона Химмаш, второй - от аэропорта Кольцово вдоль железной дороги до торгового центра "Восточный", третий - от поселка Елизавет до центральной части города. Парковать вертолеты планируется на специально оборудованных площадках. Уже сейчас, такие площадки есть в Первоуральске, в районе озера Шарташ, поселке "Компрессорный" и около госпиталя ветеранов Великой Отечественной войны.
Администрация Екатеринбурга поддержала проект и даже пообещала помочь "Уральской вертолетной компании" в организации дополнительных парковок. Как рассказал "Ъ" пресс-секретарь мэрии Константин Пудов, их можно расположить как на земле, так и на крышах высотных зданий. "В настоящее время застройщики небоскребов уже начали проектировать здания с учетом вертолетных площадок", - отметил он.
Правда, в екатеринбургской инспекции архитектурно-строительного надзора считают, что екатеринбургские высотки вряд ли подойдут для авиапарковок - их высота не превышает 25 этажей, что недостаточно для организации площадки. "А в перспективе строить в Екатеринбурге 40-этажные небоскребы не планируется", - сообщил заместитель руководителя надзорного ведомства Дмитрий Ширяев.
Однако авторы идеи авиатакси могут столкнуться с проблемами. В Москве еще три года назад появилась идея организовать вертолетные перевозки. Уже второй год правительство Москвы ведет разработку соответствующей программы "Московское воздушное такси", ее утвердить планирует в конце нынешнего года. Однако реализацию проекта тормозит большое число необходимых разрешительных документов от спецслужб, которые против вертолетных такси. Так, в Минобороне РФ считают, что отсутствует, как минимум, отдельная диспетчерская служба, которая бы управляла полетами над городом, и система навигации, позволяющая отслеживать все передвижения авиатехники. В федеральной службе по надзору в сфере транспорта указывают на то, что в российском законодательстве не прописана полетная инструкция над городом. А спецслужбы считают летательные аппараты потенциальным орудием террориста.
Прямая речь
Вы летать будете?
Леонид Волков, заместитель генерального директора "СКБ Контур":
- Зависит от цены этой услуги. И еще очень важно насколько насыщенной будет сеть "вертолетных крыш". А вообще идея замечательная, но мне в нее почему-то слабо верится. Думаю, из соображений экологической безопасности кто-нибудь начнет искать причины запрета таких площадок и вертолетного такси.
Максим Шнейдер, генеральный директор ОАО "Свердловская пригородная компания":
- Я уверен, что есть категория людей, которые готовы платить за скорость передвижения. Я считаю, что такая услуга, безусловно, нужна, и это шаг вперед, так как у человека должно быть больше возможностей. Но мне для передвижения по Екатеринбургу пока достаточно служебного автомобиля.
Владимир Максимович, президент ассоциации негосударственных служб безопасности "Уральская защита":
- Нет. Нужды особой нет у меня в этом. Да и вообще мне кажется, что эта затея - временная и слишком экзотичная. Для того, чтобы летать на вертолете, нужно соблюдать огромное количество разных требований и нормативов. В частности, вертолетные площадки должны строиться в определенном удалении от жилых домов и коммуникаций. Проще на машине ездить.
Евгений Касимов, депутат Екатеринбургской городской думы:
- Вертолетам я не доверяю - мне еще памятна авиакатастрофа со Святославом Федоровым. А вот на дирижабле я бы катался с удовольствием.
Павел Кузнецов, управляющий партнер компании "БК-недвижимость":
- Я сегодня в пробке простоял час, поэтому было бы актуально. Опять же, я не могу себе представить, как это выглядит. Могу представить себя перемещающимся на велосипеде, представляю - на мотоцикле, но на вертолете - нет. Не думаю, что этот способ передвижения быстрее: пока взлетели, пока перелетели, пока на лифте спустился и пошел куда надо, пройдет то же время, если я поеду на машине. Тем более, сейчас полеты над городом запрещены, и до отмены запрета думать об этом рановато.
Наталья Обожина, директор клуба путешествий "Крылья":
- Я лично не буду, но ряд наших клиентов точно этой возможностью воспользуется. На самом деле туристы часто заказывают облет Екатеринбурга на вертолете, и, я думаю, спрос на такие услуги точно будет.
Сергей Мишкин, директор компании "АвтоАудиоЦентр-Екатеринбург":
- Я не буду летать. Во-первых, я считаю, что для Екатеринбурга проблема пробок не столь актуальна, как для Москвы. Во-вторых, автомобиль более безопасное транспортное средство. И самое важное - я люблю управлять автомобилем.