Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Борьба за деньги Гособоронзаказа обостряется


18 ноября 2005 г. ВИКТОР МЯСНИКОВ , "Независимое Военное Обозрение"


Впервые прирост оборонного бюджета целиком направлен в одну отрасль, остальным придется затягивать ремешки

        Выступая 7 ноября на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КНААПО), премьер-министр Михаил Фрадков объявил вполне революционную новость. Он сказал, что свои долги оборонке государство будет возвращать в виде дополнительных заказов. Так что, по словам премьера, возврат долгов вовсе не означает, что каждое предприятие "получит столько денег, на сколько оно рассчитывает".

        Работников КНАПО Михаил Фрадков порадовал, сообщив, что на их объединении уже размещены такие дополнительные заказы на производство комплектующих к истребителю 5-го поколения и региональному самолету RRJ. Что симптоматично, оба самолета существуют пока лишь в виде незаконченных бумажных проектов, но серийный завод уже осваивает их производство. Может, изготовленные таким образом детали и агрегаты окажутся впоследствии не нужны, но производственные линии и квалифицированные рабочие без работы и денег не остались.

        "Минобороны нужно поработать с точки зрения оптимизации заказов и концентрации ресурсов на наиболее перспективных проектах", - отметил в своем выступлении Михаил Фрадков. Он не уточнил, кто определяет перспективность этих проектов и из каких критериев при этом исходит. Напрашивается только один вывод: чиновники в погонах по-прежнему кулуарно делят пирог госзаказа.

        Сам пирог немал. Гособоронзаказ на 2006 заказ достиг беспрецедентных размеров - 237 миллиардов рублей, что на 54 миллиарда больше, чем в нынешнем году. Об этом министр обороны РФ Сергей Иванов доложил президенту РФ - Верховному главнокомандующему.

        При этом министр заявил, что вся прибавка в 54 млрд. пойдет на закупки современного вооружения для ВВС и ПВО. Это наглядный пример "оптимизации и концентрации ресурсов".

        Почему именно так, объясняет начальник Генерального штаба РФ генерал армии Юрий Балуевский. Деньги пойдут на модернизацию зенитно-ракетного комплекса С-300 и приобретение одного полкового комплекта С-400 для Командования специального назначения (ПВО Москвы). "Правда, цена на нее кусается, - заметил Балуевуский. - Когда же "четырехсотку запустят в серию, цена, надеюсь, должна понизиться". По мнению экспертов в сфере оружейной торговли, стоимость С-400 может быть сравнима с экспортной ценой на полковой комплект С-300. Это, в зависимости от комплектации, приблизительно 0,8-1,2 миллиарда долларов.

        Госзаказ официально будет утвержден правительством только в декабре, но МЭРТ уже разрешило Минобороны заключать контракты с предприятиями с ноября. Так что сумма ассигнований - дело решенное. Предприятия могут начинать борьбу за деньги госзаказа.

        Бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения Виктор Есин считает, что столь повышенное внимание к закупкам в сфере ВВС и ПВО имеет объективные причины. В разговоре с корреспондентом "НГ" он сказал: "Об истребителе 5-го поколения говорят уже лет семь, но создание его продвигается слабо, поскольку - недофинансирование. Если такими темпами продолжать, то к моменту создания он морально устареет. Значит, надо увеличивать ассигнования на его разработку. А пока будет закупаться фронтовая и истребительная авиация. Если России придется вести войны, то это будут локальные конфликты. А в них без ВВС и ПВО не обойтись. Так что эти закупки - насущная потребность. Слишком долго откладывалось приобретение новых самолетов и, например, систем ПВО "Фаворит".

        Если кто-то получает больше средств, это означает, что изыщут за счет урезания бюджетного финансирования других.

        Особенность ситуации с оборонным бюджетом-2006 в замораживании объемов расходов на НИОКР и ремонт техники. Они остаются в пределах 2005 года. Если учесть, что инфляция за год составит более 10%, а в следующем году продолжится, произойдет фактическое снижение расходов в этом бюджетном секторе. При этом происходит постоянное удорожание продукции военного назначения. По этому поводу Виктор Есин сказал следующее: "Уровень инфляции правительство определяет около 11%. Но реально рост стоимости военной техники зависит от роста цен на комплектующие. А в этом секторе они выросли на 20-30%".

        По мнению эксперта, особенно заметен рост цен на продукцию предприятий 4-го уровня технологической цепочки. Они практически все акционированы и являются монополистами каждое в своей сфере. Например, по отдельным комплектующим межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь" есть предприятия, существующие в единственном числе. Объем их продукции в "Тополе" всего 1-2%. Но "Тополей" закупается лишь 7-8 штук в год, и эти предприятия оказываются незагруженными 10 месяцев в году. А у них огромные косвенные расходы - надо содержать оборудование, платить зарплату работникам. Такой перекос и приводит к повышению отпускных цен.

        Если раньше прирост гособоронзаказа размазывался тонким слоем по всем предприятиям ОПК, то нынче ВВС и ПВО оказались застрахованы от принципа "всем сестрам по серьгам". Можно не сомневаться, что по запросам стратегических ракетчиков тоже все закупки будут обеспечены независимо от роста цен. Те же "Тополя", если запланировано вооружить очередной полк РВСН, приобретут в полном объеме. Это означает, что придется сократить расходы на другие вооружения и военную технику, их ремонт и модернизацию. Придется закрывать и некоторые направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

        Такая нарезка бюджетного пирога приведет к новому витку борьбы промышленных группировок. Не секрет, что под видом ассигнований на НИОКР зачастую происходила финансовая подпитка неэффективных предприятий и не загруженных заказами производств.

        Пока сложно предполагать, что в гособоронзаказе начинает действовать какой-то новый, более рациональный порядок. По-прежнему бюджет окутан тайной и никто не знает, сколько конкретно стоит тот или иной образец боевой техники. Российский налогоплательщик в отличие от американского не информируется, из каких расчетов его генералы заказывают именно эту модель вертолетов и категорически отказываются закупать, допустим, экранопланы. Может, доктрина у них сейчас такая, а может, лоббисты некоторых предприятий ОПК вхожи в высокие кабинеты.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer