← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Корпорация "Иркут" выходит на рынок беспилотных летательных аппаратов


23 ноября 2005 г. "ИТАР-ТАСС "


        На проходящем здесь 9-м Международном аэрокосмическом салоне "Дубай эйршоу-2005" корпорация "Иркут" представила семейство беспилотных летательных аппаратов (БЛА). По словам вице-президента корпорации по маркетингу и внешнеэкономической деятельности Владимира Саутова, эти аппараты будут востребованы как на российском, так и международном авиационных рынках.

        Среди них вице-президент корпорации выделил, в частности, авиационный комплекс дистанционного зондирования "Иркут-850", который может применяться для борьбы с террористами. В его составе используется мотопланер "Иркут-850", который способен осуществлять полеты как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах. Во время салона МАКС-2005 аппарат "Иркут-850" применялся в пилотируемом варианте, осуществляя барражирование на высоте около 1 км. Установленная на его борту аппаратура способна обнаружить на земле любой опасный объект и передать его координаты наземным группам оперативного реагирования. Мотопланер выполняет полет в течение 12 часов и в реальном времени передает телевизионную или тепловизионную информацию от бортовых датчиков на наземную станцию управления, которая может располагаться в радиусе до 200 км. При необходимости, по целеуказанию от оператора, авиационный комплекс дистанционного зондирования может точно определить координаты наземных объектов.

        Помимо аппарата "Иркут-850" корпорация "Иркут" впервые представила в Дубае ряд унифицированных многофункциональных авиационных комплексов (АК) дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) на базе перспективных БЛА. Основное назначение комплексов - обнаружение и мониторинг чрезвычайных ситуаций, поиск пострадавших, информационная поддержка средств быстрого реагирования. Кроме того, АК ДЗЗ могут применяться для решения задач информационной поддержки хозяйственной и природоохранной деятельности, в том числе мониторинга землепользования, лесозаготовок, энергетических и транспортных коммуникаций; информационной поддержке операций правоохранительных структур, включая контроль границы, борьбы с контрабандой и браконьерством и мониторинга мест проведения массовых мероприятий. В состав комплексов входят БЛА пяти типов, наземные пункты управления трех типов, выносные терминалы для оснащения специальной техники, универсальное математическое и программное обеспечение, средства наземного обслуживания.

        Все БЛА выполнены по самолетной однодвигательной схеме, оснащены экономичными поршневыми двигателями и имеют крейсерскую скорость 100-150 км/час. Типовая высота полета составляет 100-500 м для легких аппаратов ("Иркут-2F" и "Иркут-2Т") и 500-3500 м для более тяжелого БЛА "Иркут-200". В зависимости от поставленной задачи БЛА либо выполняет автоматический полет по заданному маршруту либо дистанционно управляется с наземной станции управления (НСУ), которая может получать данные с двух БЛА одновременно.

        Для семейства БЛА разработан спектр полезных нагрузок, включающий цифровой фотоаппарат, различные типы телекамер и датчиков, систему лазерного картографирования (LIDAR), что позволяет удовлетворить требования широкого круга заказчиков. Данные от полезной нагрузки БЛА могут в реальном масштабе времени передаваться на выносной терминал, установленный на автомобиле, самолете или вертолете, выполняющем целевую задачу (поиск пострадавших, тушение пожара и пр.). Выносной терминал может базироваться, в частности, на основе переносного компьютера и включает также приемное устройство с всенаправленной антенной.

        В состав средств наземного обслуживания входит аппаратура технического контроля, контейнеры для хранения и транспортировки БЛА и инструменты. В зависимости от сферы применения и решаемой задачи, формируется конкретная конфигурация авиационного комплекса, включающая различные типы БЛА, полезных нагрузок, пунктов управления.

        Создавая свое семейство АК ДЗЗ, корпорация "Иркут" ориентировалась, прежде всего, на потребности российских заказчиков, что нашло свое отражение в облике комплексов. Однако на все аппараты при необходимости может быть установлена западная бортовая аппаратура.

        В настоящее время Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России и корпорация "Иркут" разработали совместную концепцию применения беспилотных комплексов для проведения поисково-спасательных операций и мониторинга районов аварий и сейчас комплексы адаптируются для решения указанных задач. В частности, НПК "Иркут" получила государственный контракт на опытно-конструкторскую работу по адаптации комплекса "Иркут-60" к требованиям МЧС РФ. Кроме того, в настоящее время выполняются совместные с МЧС испытания комплексов "Иркут-2" и "Иркут-20". Испытания комплекса "Иркут-200" запланированы на ноябрь 2005 г. Одновременно предполагается проведение испытаний комплекса "Иркут-850".

        Беспилотные комплексы могут быть доработаны в соответствии со спецификой требований других государственных и коммерческих заказчиков, которые заинтересованы в применении разработок корпорации "Иркут". Серийное производство беспилотных комплексов планируется начать в 2006 г. В зависимости от комплектации, выбора полезной нагрузки и других факторов, стоимость комплекса в зависимости от модификации может колебаться в пределах от 60-80 тыс. дол до 4-5 млн дол.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2005/11/23/7202/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.