← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

НАТО почти не при чем


23 ноября 2005 г. ВАЛЕНТИН БАДРАК , "Военно-промышленный курьер"


Сотрудничество с Россией в военно-промышленной сфере может обеспечить украинский прорыв на мировом оружейном рынке

        Фактор НАТО, несомненно, присутствует в отношениях Украины и России, и особенно в оборонно-промышленной сфере. И все же эксперты пришли к довольно парадоксальному выводу, что он является не доминирующим, а лишь сопутствующим, когда речь идет об оборонно-промышленной кооперации двух государств. Такого мнения придерживается большинство экспертов в сфере обороны и безопасности, высказавшихся в ходе международного "круглого стола" "Оборонно-промышленная кооперация Украины и России: поиск модели в новых условиях", организованного Центром исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) в Киеве 9 ноября.

        Как бы там ни было, но кооперация оружейников двух стран пронизала едва ли не все отрасли оборонно-промышленного сектора. Космос при этом остается самой объединяющей сферой. "Сотрудничество Украины и России в космической отрасли будет длительным и плодотворным, а до 2017 г. космическая отрасль Украины будет поддерживать тесные отношения с Министерством обороны РФ и Космическими войсками России", - заявил в ходе работы "круглого стола" гендиректор Национального космического агентства Украины Юрий Алексеев. Среди самых впечатляющих примеров дружбы в чувствительной сфере называют производство ракетоносителя "Зенит", в котором 72% комплектующих поступает из России; модернизацию и возобновление производства тяжелого транспортника Ан-124; конверсию ракетного комплекса "Сатана" (МБР SS-18), наводившего ужас на американцев во времена холодной войны. Но это мегапроекты. Их сегодня можно пересчитать по пальцам. Еще два десятка проектов поменьше, например традиционное обслуживание российских РВСН, чем занимается украинский "Укроборонсервис", или поставки львовской "Лортой" комплектующих для С-300. Пиком и одновременно переломом наблюдатели считают 2000-й год. Тогда в Берлине на выставке ILA-2000 партнеры узнали, что европейцам не нужен совместный Ан-70. Хотя в том же году появился первый символический пример оружейной дружбы Киева и Москвы на рынках третьих стран - подписан контракт на поставку Греции малых десантных кораблей "Зубр" с обеих сторон по два. Каждый из которых серьезно зависел от взаимных поставок комплектующих из соседнего государства.

        В целом же статистика давно начала обратный отсчет. Причем задолго до мая 2002 г., когда Украина во всеуслышание объявила о желании идти в НАТО. Первым направлением, в котором узы кооперации начали ослабевать, стало создание и производство стратегических вооружений. Хотя лучшие в мире МБР создавались в Днепропетровске, новую ракету "Тополь-М" российские разработчики создали без помощи украинских коллег. В этом есть логика: в такой сфере опасно зависеть от кого-либо.

        Затем вмешалась конкуренция совместных проектов с национальными российскими проектами. Ан-70 оказался не нужен РФ, потому что есть свой Ил-76МФ. Региональный самолет Ан-148 не понравился, ибо он переходит дорогу национальному проекту RRJ. И в этом также есть логика: гораздо выгоднее поддержать национального производителя, чем чужого.

        Конкуренция на мировом рынке вооружений стала стимулом для создания дублирующих производств комплектующих. Российскими заводами освоено производство целого спектра оружейной номенклатуры, которая серийно производится на предприятиях Украины. Авиаракета Р-27, двигатели РД-36 крылатых ракет, двигатели ВК-2500 для вертолетов, газовые турбины для корабельных двигателей, нашлемные системы для боевых вертолетов и еще много чего. Действительно, обижаться на такую политику все равно, что на дождь. Заместитель директора украинского Национального института стратегических исследований Григорий Перепелица уверен, что производственные мощности Украины не нужны России, потому около 70% ее производственных мощностей оборонного сектора не загружены в полную мощь. А Индия является гораздо более привлекательным партнером для России, нежели Украина, поскольку (в отличие от Киева) может инвестировать ее оборонную промышленность.

        Еще одним весомым стимулом для свертывания кооперационных проектов стало несовпадение приоритетов по переоснащению своих вооруженных сил. Россия озабочена программой создания боевого самолета пятого поколения, тогда как Украина - своим военно-транспортным и объявленной затратной и совершенно ненужной программой национального корвета.

        А намерения Украины стать членом НАТО просто завершили разобщенность оружейников, став политическим мотивом для обратного хода. Впрочем, снижение уровня оборонно-промышленной кооперации заметно снизит технологический потенциал обоих государств, который по ряду направлений мог бы обеспечить лидерство двух стран в высокотехнологичных отраслях промышленности и сфере применения новых технологий. По оценкам ЦИАКР, взаимовыгодные проекты могли бы реализовываться в таких сферах, как создание и продвижение космической техники, авиатехники специального назначения, оптико-электронных средств противодействия высокоточному оружию, гидроакустике, высокоточным средствам поражения и, наконец, совместное продвижение и внедрение в производство новых технологий. Кстати, ежегодные потери только украинской стороны от свернутых или замороженных проектов эксперты оценивают в 100-150 млн. долл., а с учетом нереализованных перспектив в сфере высоких технологий потери обеих сторон в течение нескольких лет могут составить несколько миллиардов долларов.

        Это отчетливо осознают не только эксперты, но и политики. Кстати, весьма примечательно, что ряд украинских политиков сегодня выступает за возобновление оборонно-промышленной кооперации с Россией. Наиболее проблемным моментом военно-технического сотрудничества Украины с иностранными государствами народный депутат и экс-министр обороны Украины Александр Кузьмук считает отсутствие государственной политики в этом секторе. По его мнению, даже сейчас двум славянским государствам есть что терять: в настоящее время около 400 оборонных предприятий РФ пользуются продукцией Украины. Вместе с тем при переходе одной из стран на замкнутый цикл производства возникает проблема технической документации, научных наработок, школы. Все это говорит в пользу сохранения и развития оборонно-промышленной кооперации.

        Из политических партий сегодня наиболее активно лоббирует развитие отношений с Россией Республиканская партия Украины. "Нужно возобновлять системность в работе с Россией: привлекать инвестиции, кредитные ресурсы, наращивать сотрудничество в таких сферах, как производство высокоточных систем наведения и оперативно-тактических комплексов", - заявил во время форума лидер РПУ Юрий Бойко. Он уверен, что сотрудничество с Россией в военно-промышленной сфере может обеспечить прорыв на мировом оружейном рынке.

        Возможно, стороны, исповедующие различные подходы к оборонно-промышленной кооперации двух стран, слишком категоричны. Порой даже эмоциональны. Но, может быть, мы забываем о том, что нынешний мир тяготеет к кооперации, вооружение и военная техника становятся все более унифицированными, а специализация производителей уже давно стала нормой. Если, конечно, есть уверенность в партнерах.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2005/11/23/7203/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.