Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


С небес на землю


28 ноября 2005 г. АНДРЕЙ КОВАЛЕВСКИЙ, "gzt.ru"


Российские авиакомпании перевозят пассажиров на грани рентабельности

        Продолжающийся в течение последних двух лет рост цен на авиакеросин подвел российские авиакомпании к той черте, когда перевозка пассажиров, по сути, перестала быть рентабельным бизнесом. Только за девять последних месяцев стоимость керосина выросла на 43% - до 15,7 тыс. рублей за тонну.

        Вопрос о том, чтобы составить серьезную конкуренцию на международном рынке, уже не стоит. Главной задачей наших авиакомпаний, вынужденных из-за высоких заградительных ввозных пошлин на более экономичные "иномарки" в массе своей по-прежнему использовать устаревшую отечественную авиатехнику, стала банальная борьба за выживание.

        Характерная черта кризиса отрасли авиаперевозок - существенное замедление роста пассажиропотока. Если в 2004 году этот показатель увеличился примерно на 16% (российские авиакомпании перевезли около 27 млн. пассажиров), то в этом году пассажиропоток вряд ли вырастет больше чем на 2-3%. Впрочем, другой реакции населения на постоянно вводимые авиакомпаниями так называемые топливные надбавки к цене билета (в среднем за год они составили от 5 до 25 долларов на одном маршруте) ожидать было сложно. "Даже несущественное повышение цен на авиабилеты ведет к резкому уменьшению числа пользующихся авиацией людей. Их и так сейчас в стране 2-3%", - говорит руководитель Федерального агентства воздушного транспорта России (Росавиация) Александр Юрчик.

        Повышая цены на билеты, перевозчики пытаются компенсировать затраты на авиакеросин: доля топлива в цене билета для авиакомпаний, летающих на отечественных самолетах, составляет сейчас примерно 50-55%. Но даже применение этой непопулярной меры, по мнению экспертов, лишь немного скрасит положение с серьезно ухудшившимися финансовыми показателями перевозчиков. К примеру, крупнейший российский авиаперевозчик - "Аэрофлот" - уже успел заявить о снижении чистой прибыли за 9 месяцев из-за роста цен на авиакеросин на 45,6%. Таких серьезных финансовых проблем авиакомпания не испытывала даже после терактов 11 сентября, вспышки атипичной пневмонии в Юго-Восточной Азии и войны в Ираке.

        Ненамного лучше результаты и у большинства других российских перевозчиков. Недавно опубликованные данные ФАВТ, которые приводит агентство "АвиаПорт", говорят о том, что суммарная прибыль всех предприятий воздушного транспорта за последние 9 месяцев снизилась на 34,2%. Рентабельность российских авиакомпаний сейчас низка как никогда - ее показатель равен 1,5%. Для сравнения: рентабельность аэропортовой деятельности в России порой достигает 40%.

        Главную причину кризиса отрасли авиаперевозок эксперты видят в неэффективности используемого российскими авиакомпаниями воздушного флота. "Усилия отечественных перевозчиков по сокращению расходов не дают ощутимого результата в основном из-за низкой эффективности действующего отечественного авиапарка", - говорит президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев. По данным ассоциации, 72% пассажирских перевозок в России по-прежнему выполняется на устаревших отечественных самолетах, таких, например, как Ту-154.

        Постепенно этот показатель снижается за счет ввоза самолетов западного производства. Сейчас в России используется 79 магистральных "иномарок". Большая часть из них - подержанные лайнеры Airbus и Boeing. Как правило, возраст таких машин колеблется от 5 до 10 лет. Но при этом показатель топливной эффективности по сравнению с российскими аналогами у "иномарок" выше. "Ввоз в Россию самолетов иностранного производства стал необратимым процессом", - констатирует Евгений Чибирев.

        И все же, как считают в ассоциации, замена происходит слишком медленно. Причина - налоговый барьер. Как известно, сейчас перевозчикам приходится ввозить иномарки с уплатой 20% пошлины и 18% налога на добавленную стоимость. С открытым протестом против госполитики в отношении обновления парка воздушных судов единым фронтом перевозчики решились выступить только сейчас.

        В конце прошлой недели Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта сообщила, что в правительство уже направлено обращение с просьбой пересмотреть порядок ввоза иностранной авиатехники в Россию. По мнению членов ассоциации, авиакомпаниям необходимо предоставить возможность пополнять свой парк судами зарубежного производства, а также ввести мораторий на рост цен, ставок и сборов за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание.

        Поддерживают ассоциацию и в Федеральном агентстве воздушного транспорта. По мнению Александра Юрчика, система таможенных платежей при ввозе в Россию иностранных самолетов может быть реформирована уже в первом квартале 2006 года. С необходимостью реформирования согласно и Минпромэнерго. Свою концепцию изменения налогового барьера это ведомство уже представило на суд Минэкономразвития.

        В частности, предполагается полностью убрать пошлину на ввоз следующих самолетов зарубежного производства: Boeing 787, Boeing 747, Airbus A380, А350. Аналогов этим самолетам в ближайшие годы в России точно не появится. На остальные зарубежные модели пошлины должно сократиться на 5-7,5% от ныне действующей. А на "иномарки" старше семи лет пошлины могут и вовсе увеличиться до 30%. Другое дело, что реформирование системы таможенных платежей, по мнению чиновников Минпромэнерго, должно произойти в течение года после вступления России в ВТО, и для многих российских перевозчиков такая задержка может стать фатальной.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer