Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Испания вооружает Уго Чавеса


30 ноября 2005 г. ГРИГОРИЙ Ъ-ПЛАХОТНИКОВ, КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ, "Коммерсант"


// контракт

        Министр обороны Испании Хосе Боно и его венесуэльский коллега Орландо Манильпя подписали соглашение о поставке Венесуэле 12 транспортных самолетов и 8 патрульных катеров. Самый крупный в истории испанской оборонной промышленности контракт на сумму $2 млрд ухудшил и без того небезоблачные отношения Мадрида и Вашингтона. США призывают Испанию отказаться от сотрудничества с режимом Уго Чавеса и угрожают сорвать сделку. Однако, как показывает практика, США не могут помешать богатой нефтью Венесуэле закупать вооружение за рубежом. Значительную его часть она получает из России.

        Оружие для диктатуры пролетариата Принципиальная договоренность о поставках испанского оружия в Венесуэлу была достигнута в марте этого года в ходе визита премьера Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро в Каракас. Предвидя реакцию на это со стороны США, главный недоброжелатель и критик Вашингтона в Западном полушарии президент Венесуэлы Уго Чавес сразу же пояснил, что оружие необходимо стране для "усиления охраны границ, борьбы с наркотрафиком и преступными группировками, а также для проведения гуманитарных операций".

        Окончательные параметры контракта были согласованы в ходе иберо-американского саммита в испанской Саламанке, состоявшегося в октябре (Ъ писал о нем 17 октября). Испания согласилась продать Венесуэле восемь катеров береговой охраны водоизмещением 1,5-1,8 тонны производства судостроительной компании Navantia, десять военно-транспортных турбовинтовых самолетов CASA C-295 и два CASA CL-235. Эксперты оценивают сумму контракта в $2 млрд - он станет самым крупным в истории оборонной промышленности Испании. В Мадриде отмечают, что строительство катеров для Венесуэлы обеспечит занятость 600 рабочим судостроительных верфей, переживающих экономический кризис, а производство самолетов обеспечит работой 300 сотрудников компании EADS-CASA.

        Для заключения контракта в Венесуэлу прибыл министр обороны Испании Хосе Боно в сопровождении президентов компаний Navantia и EADS-CASA. Документы на поставку катеров и самолетов были подписаны в понедельник в президентском дворце в Каракасе господином Боно и его венесуэльским коллегой адмиралом Орландо Манильей. В церемонии подписания принял участие президент Чавес. Венесуэльское телевидение вело прямую трансляцию из дворца, что, по мнению экспертов, свидетельствует о важности сделки для Венесуэлы.

        Боливарианская революция в опасности Важен этот контракт и для Испании, хотя ей приходится принимать во внимание его внешнеполитические издержки. Накануне сделки испанская газета El Pais назвала военное сотрудничество с Каракасом "опасной дружбой". По мнению газеты, контракт осложнит и без того небезоблачные отношения Испании и США; они ухудшились после прихода к власти в апреле прошлого года правительства социалистов, которое вывело испанский воинский контингент из Ирака. После этого Вашингтон не раз выражал недовольство по поводу действий Мадрида. Например, когда в ходе последнего иберо-американского саммита Испания поддержала резолюцию, призывающую США прекратить экономическую блокаду Кубы.

        Нынешняя сделка также вызвала критику в Белом доме. США призвали Мадрид отказаться от военного сотрудничества с режимом Уго Чавеса, который, по мнению Вашингтона, "дестабилизирует ситуацию в регионе". Еще в конце прошлой недели посол США в Испании Эдуардо Агирре, выразив "озабоченность по поводу этой сделки", заявил, что испанская военная техника "может быть использована Венесуэлой для экспорта боливарианской революции в соседние страны".

        Однако Мадрид решил идти до конца, заявляя, что поставки оружия Венесуэле осуществляли Швеция, Франция, Италия и даже США. Выступая по случаю подписания контракта, Хосе Боно заявил, что Испания как суверенное государство имеет право принимать любые решения, не противоречащие международным нормам. "Не существует никакого международного эмбарго на поставки оружия Венесуэле, и, подписывая договор, мы руководствуемся законом",- отметил он.

        Уго Чавес использовал церемонию для очередного выпада в адрес "американского империализма". Он заявил, что "любые попытки США навязать свою волю остальному миру обречены на провал". "Испания сказала твердое 'нет' давлению Вашингтона,- сказал Уго Чавес.- США раздражены тем, что военная техника закупается не у них, поэтому всячески пытаются помешать сделке, используя для этого грязные методы. Я понимаю, с каким давлением столкнулось испанское правительство, и хочу выразить благодарность не только королю Хуану Карлосу, премьеру Сапатеро и министру обороны Хосе Пепе Боно, но и всей Испании, которая проявила небывалую стойкость и не поддалась нажиму". "Нет никакой необходимости заниматься экспортом революции, она и так живет в сердцах южноамериканских народов",- добавил венесуэльский президент, комментируя слова Эдуардо Агирре.

        Тем не менее Вашингтон полон решимости помешать реализации сделки. США утверждают, что в ряде систем вооружения, которые Испания планирует продать Венесуэле, используются американские военные технологии. Так, в самолетах CASA C-295 и CASA CL-235 установлены радары и оптическое оборудование американского производства. По американским данным, произведенное в США оборудование составляет 50-60% начинки самолетов. Поэтому для их экспорта в третьи страны необходима лицензия Вашингтона.

        Испания и Венесуэла уверяют, что произведенные в США компоненты не особенно важны и могут быть заменены на аналогичные детали производства Франции, Италии или Германии. Правда, по мнению экспертов, это существенно повысит цену самолетов.

        Догоним и перегоним В последнее время Венесуэла стала основным импортером оружия в Южной Америке, значительно опередив ранее лидировавших в этой сфере Бразилию и Чили. При сохранении высоких цен на нефть, которые и позволяют Каракасу наращивать военные расходы, до 2012 года Венесуэла намерена потратить на закупки за рубежом продукции военного назначения до $30,7 млрд. Учитывая политическую конъюнктуру, в сфере военно-технического сотрудничества правительство Уго Чавеса в последние годы ориентируется на четыре страны - Россию, Китай, Бразилию и Испанию.

        Россия уже подписала ряд контрактов на поставку венесуэльским пограничникам вертолетов Ми-17, Ми-26 и Ми-35. Поставки этой техники начались с мая этого года. Всего, по заявлениям венесуэльских военных, в течение пяти лет планируется приобрести в России около полусотни вертолетов на общую сумму $0,5 млрд. Кроме того, Каракас уже закупил у Москвы 100 тыс. автоматов Калашникова на сумму $50 млн.

        Следующим наиболее крупным контрактом обещает стать приобретение венесуэльскими ВВС 50 новых истребителей на сумму около $2,5 млрд. Рассматриваются два варианта закупок: российские машины семейства Су-27, предлагаемые компанией "Сухой" при посредничестве "Рособоронэкспорта", и новые китайские истребители J-10 (в их состав, кстати, входят российские комплектующие - двигатели АЛ-31ФН московского завода "Салют"). Каракас уже находится на завершающей стадии переговоров с Китаем о закупке за $150 млн китайских 3D-радаров JYL-1 для венесуэльских сил ПВО.

        Крупные закупки планируют и военно-морские силы Венесуэлы: в 2006-2010 годах ожидается приобретение 138 различных кораблей, включая большие патрульные корабли (по международной классификации - фрегаты), малые патрульные корабли прибрежной зоны (корветы), речные корабли и различные вспомогательные суда. Летом этого года венесуэльская делегация вела переговоры с "Рособоронэкспортом" о закупках экспортных корветов проекта 20382 "Тигр", аналоги которых в настоящее время строит петербургская "Северная верфь" для российского ВМФ (один такой корвет стоит около $110 млн). Одновременно "Рособоронэкспорт" намерен участвовать в тендере на постройку трех дизель-электрических подводных лодок, предлагая Каракасу субмарины проекта 677Э "Амур" на общую сумму около $0,6 млрд.

        В тендере ожидается участие Германии со своими лодками проектов 212А или 214. Правда, на участие в тендере ФРГ могут повлиять США, добивающиеся сокращения поставок оружия Венесуэле. Однако заставить отказаться от таких же контрактов Испанию, Россию и тем более Китай Вашингтону вряд ли удастся: на Каракас не распространяются какие-либо санкции и ограничения в области военного экспорта. Положение же основного поставщика нефти в регионе сильно поднимает шансы Уго Чавеса продолжить покупать то оружие, которое ему нужно. Пресечь эти действия Вашингтон мог бы лишь путем прямой военной агрессии.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer