Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Татарстан простился с небесными иллюзиями


1 декабря 2005 г. "Коммерсант-Казань"


        В понедельник вечером президент Татарстана Минтимер Шаймиев сделал заявление, свидетельствующее об окончании попыток республики собственными силами создать конкурентоспособную авиапромышленность. Спустя десять лет с начала активного инвестирования в отрасль, господин Шаймиев констатировал бессмысленность финансирования авиапроектов, не имеющих реальных заказчиков. 'Строительство самолетов одной маленькой республике не под силу, да и то, что есть уже не можем вытянуть', - сказал он. По его мнению, новая авиатехника должна строиться исключительно под конкретный заказ.

        Как уже сообщал 'Ъ', в понедельник вечером на ОАО 'Казанское моторостроительное производственное объединение' (КМПО) президент Татарстана Минтимер Шаймиев провел рабочее совещание по вопросу развития машиностроительной отрасли. Совещание было весьма представительным - в нем участвовали премьер-министр РТ Рустам Минниханов, сенатор от Татарстана Алексей Пахомов, главы профильных комитетов Госсовета и многочисленные директора крупнейших предприятий республики. Присутствие представительных гостей объяснялось сложностью заявленной темы: отрасли, постепенно освобождающейся от гособоронзаказа, предстояло самоопределиться на предстоящие пять лет.

        Глава республики ждал от нового директора завода Дамира Каримуллина, назначенного год назад, объявления новой стратегии диверсификации производства завода. Выступая на совещании, господин Каримуллин объявил, что основная ставка в предстоящем двукратном увеличении производства (до 7,7 млрд руб.) будет делаться на газотурбинное двигателестроение (выпуск газоперекачивающих агрегатов НК-16-18 СТ, НК-38 СТ, разрабатываемых по заказу для ОАО 'Газпром' и электростанций для ОАО 'Татэнерго') и выпуск различных автомобильных компонентов для ОАО 'КамАЗ'. При этом он с сожалением констатировал, что удельный вес производства авиадвигателей (имеется в виду ремонт двигателей для авиакомпаний - 'Ъ') в общем объеме товарной продукции сократился до 18% (в прошлом году этот показатель составлял 25% - 'Ъ'). По словам господина Каримуллина, 'предвидя подобную тенденцию, КМПО из собственной прибыли инвестировало создание новых типов авиадвигателей НК-93 и Аи-22'. Однако, он признал, что перспектива организации серийного производства двигателей на КМПО остается туманной - данные проекты не финансируются из федерального бюджета, сроки реализации проекта истекли, работы по ним практически прекращены'.

        Откровенное заявление господина Каримуллина заставило президента высказаться на наболевшую для него тему развития в республики авиаотрасли, лоббированием которой в федеральных органах Минтимер Шаймиев занимался все последние годы. 'У нас совесть чиста по авиации - сколько могли, столько сделали', - сказал президент и добавил: - 'Если стране нужна отечественная авиация, то пусть размещают заказы. Бесплатно работать уже не можем. Сейчас опять поднимают вопрос: не хватает самолетов, подержанные 'Боинги' надо завозить и снижать таможенные пошлины. Одним словом, это выгодно кому-то'.

        Напомним, что глава республики неоднократно обращался в правительство РФ с просьбой профинансировать летные испытания двигателя НК-93, но так и не добился ускорения работ. Специально для проведения испытаний КМПО изготовило опытную партию двигателей НК-93, инвестировав в его разработку около 100 млн руб. из собственных средств. Первоначально предполагалось, что сертификация двигателя должна быть закончена еще в 2002 году, но федеральные власти под различными предлогами постоянно переносят сроки начала испытания. Последним сроком назывался 2005 год.

        Перспективы создания двигателя с тягой 4 тонны еще более туманны. В 1996 году КМПО подписало соглашение об участии в его разработке совместно с укранским КБ 'Прогресс' и ОАО 'Мотор-сич'. КМПО изготовило опытную партию в количестве трех штук (всего для проведения экспериментально-доводочных работ предполагалось собрать 8 штук). Изначально Аи-22 предназначался для установки на региональный самолет Ту-324, с которым правительство Татарстана связывало надежды на создание полной линейки самолетов на КАПО. Однако Ту-324 так и остался в проектной документации, похоронив с собой и Аи-22. По информации 'Ъ', на него было потрачено 169 млн рублей, из которых 90 млн - из средств республиканского бюджета.

        Президент Татарстана признал, что 'строительство самолетов одной маленькой республике не под силу, да и то, что есть уже не можем вытянуть'. По его мнению, впредь новая авиатехника должна строиться исключительно под конкретный заказ.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer