Как стало известно 'Ъ", ОАО 'Туполев' при помощи американской Region Aero USA Inc. намерено возобновить проект по разработке и серийному производству Ту-414-пассажирского ближнемагистрального самолета, проигравшего в 2003 году компании 'Сухой' с ее RRJ конкурс Росавиакосмоса по созданию российского регионального самолета. В Region Aero USA считают, что Ту-414 по характеристикам превосходит RRJ, и уже обратились в Минпромэнерго с предложением вложить в проект S350 млн. В подведомственном Минпромэнерго Роспроме к этой инициативе относятся сдержанно, опасаясь, что Ту-414 отберет часть рынка у RRJ.
Как рассказали 'Ъ" в Region Aero USA Inc., официально предложение инвестировать в совместный с 'Туполевым' проект было озвучено в письме на имя главы Минпромэнерго Виктора Христенко в августе. 'Из всех имеющихся компаний и самолетов, изученных нами (в сегменте 50-70-местных региональных турбореактивных самолетов,-'Ъ") мы наиболее всего уверены в проекте самолета Туполева: Ту-414',- говорится в документе, копия которого имеется в распоряжении 'Ъ".
В Region Aero не исключили, что сумма инвестиций в Ту-414 впоследствии может быть увеличена с $350 млн до $1 млрд, что позволит организовать его серийное производство и продвижение на рынке Африки и Латинской Америки. 'Материалы конкурса двухлетней давности и выводы отраслевых экспертов показывают, что по многим техническим и экономическим характеристикам Ту-414 превосходит RRJ',-уточнили в Region Aero USA Inc.
Ъ: Ту-414 - проект регионального реактивного пассажирского 72-местного самолета (в базовой версии), оснащенного двумя двигателями BR-710-48 Rolls Roys. В 2003 году он проиграл конкурс Росавиакосмоса на разработку техпредложений по созданию российского регионального самолета. Победителем был признан Russian Regional Jet (RRJ) 'Сухого'. Проработанность проекта Ту-414, по оценке 'Туполева', составляет 70%.О Region Aero USA Inc. известно только, что это филиал европейского многопрофильного холдинга Region Aero Holdings S.A., представляющего собой семейную фирму.
Минпромэнерго поддержало предложение Region Аеrо USA, а совет директоров ОАО 'Туполев' 8 ноября поручил президенту компании Игорю Шевчуку организовать проведение независимой юридической экспертизы проекта генерального договора на разработку и производство Ту-414 между 'Туполевым' и Region Aero, с учетом ее результатов парафировать проект договора, после чего вынести вопрос на утверждение собрания акционеров.
'Однако происходит затягивание процедурного процесса, - возмущаются в Region Aero USA. - До сих пор не состоялся совет директоров, на котором должна быть назначена дата проведения собрания акционеров, для которого, в свою очередь, необходима директива правительства {90,8% акций ОАО 'Туполев" находится в госсобственности.- 'Ъ")'.
В Роспроме не называют конкретных сроков принятия решения по этому вопросу. 'Я отношусь к этой инициативе доброжелательно, но осторожно, - заявил 'Ъ" глава Роспрома председатель совета директоров 'Туполева" Борис Алешин. - Предложение Region Aero USA требует тщательного изучения. На моей памяти уже были иностранцы, желавшие поработать в российском авиапроме, но успехом их попытки не увенчались. Ту-414 проиграл конкурс RRJ, реализация проекта может отрезать часть рынка RRJ'.
'Иностранцы в российском авиапроме нередко преследуют только одну цель - недорого провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на интересующую их тему',- напоминает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.